![]()
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
Будет на сем месте благодать Божия В этом году исполняется 600 лет со дня явления на Сахотском болоте неподалеку от Ростова Великого чудотворного Иисусова креста (ныне именуемого Годеновским). В августе прошлого года на заседании Священного Синода (журнал № 77) по ходатайству епископа Переславского и Угличского Феоктиста день явления чудотворного Креста — 29 мая (11 июня по новому стилю) был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви как день празднования этого события. Когда сегодня оказываешься в Годенове и видишь, сколько паломников приезжает каждый день поклониться Кресту, удивляешься, что всего тридцать лет назад эта реликвия находилась практически в забвении и даже могла навсегда исчезнуть. PDF-версия.
17 января 2023 г. 15:00
Служил добросовестно и честно В месяцеслов Русской Православной Церкви в августе этого года были добавлены имена трех новых святых. Согласно постановлению Синода от 25 августа 2022 года (журнал № 76), имена троих священнослужителей (Григория Златорунского, Михаила Союзова и Димитрия Семенова) внесены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. О священномучениках Григории Златорунском и Димитрии Семенове, принявших мученическую смерть за веру Христову в 1918 году, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Комиссии по канонизации святых Ставропольской епархии священник Евгений Шишкин (о священноисповеднике Михаиле Союзове читайте в номере 10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год). PDF-версия.
25 ноября 2022 г. 17:30
«Возгревай во мне дар священства» Григорий Васильевич Златорунский родился 4 января 1877 года в станице Михайловской Кубанской области в семье псаломщика. С малых лет он рос глубоко верующим христианином. В 1894 году, после окончания Екатеринодарского духовного училища, Григорий был назначен на должность псаломщика в Рождество-Богородицкой церкви села Новобурукшунского Александровского уезда Ставропольской губернии. В начале 1896 года вступил в брак с девицей Татианой Евфимовной, а 21 июня того же года рукоположен во диакона. В браке у отца Григория родились три дочери: Мария (21 сентября 1897 года), Людмила (16 сентября 1899 года) и Клавдия (25 марта 1904 года). PDF-версия.
21 ноября 2022 г. 15:00
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе. PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Прости им, Боже Кампания изъятия церковных ценностей в Петрограде имела свои важные особенности, ведь именно здесь в 1922 году прошел самый массовый судебный процесс над православным духовенством. О телеграмме, в которой большевики просили разрешить расстреливать священнослужителей, о том, как вскрытие мощей святого князя Александра Невского стало поводом для возбуждения уголовного дела, и других событиях 1922 года в Петроградской епархии «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Шкаровский. PDF-версия.
15 сентября 2022 г. 18:00
Поле памяти в вятской тайге Одна из важных задач Русской Церкви сегодня — сохранение памяти новомучеников, исповедников и всех невинно пострадавших в годы большевистского террора. «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как ведется эта работа в Вятской епархии.Открытый в феврале 1938 года в непроходимых кайских лесах один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе Главного управления лагерей (ГУЛАГ) Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятлаг) оставил после себя множество массовых захоронений, которые долгие десятилетия были заброшены и забыты. Сегодня усилиями православных волонтеров-поисковиков имена узников лагеря возвращаются из небытия. PDF-версия.
13 сентября 2022 г. 15:30
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Апостол Алтайской земли Имя преподобного Макария Алтайского навеки вписано в историю Русской Православной Церкви. Сын провинциального священника, он обладал уникальными способностями в изучении языков, вечной тягой к новым знаниям и призванием миссионера. Под влиянием своего учителя святителя Филарета (Дроздова) будущий проповедник не только сформировал в себе основы духовно-нравственного бытия, но и впитал все лучшее, что на тот момент могло дать религиозное образование. Это помогло ему видеть образ Божий в иноверцах, старообрядцах и «инородцах» и с любовью располагать их сердца к принятию Христовой веры. PDF-версия.
17 августа 2022 г. 18:00
|
![]()
ЖМП № 10 октябрь 2015 /
21 октября 2015 г. 11:40
Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Дамаск и его окрестностиСовременная Сирия чрезвычайно богата памятниками искусства и архитектуры, в том числе и раннего христианства. Самые древние из них восходят еще к X–VII тысячелетиям до н.э. С приближением войск «Исламского государства» растет угроза их уничтожения. В этой публикации (начало см. №9 2015) мы продолжаем рассказ о тех святынях Сирии, которые представляют собой не только художественную, но и духовную ценность для христианского сердца. На этот раз речь пойдет о столице этого ближневосточного государства — Дамаске и его окрестностях. Дамаск и вокруг
Дамаск — один из древнейших городов мира. По исследованиям последних десятилетий, он упоминается в глиняных табличках из Мари (XVIII век до н.э., под названием Димашка), Эблы и Амарны, а также в списке городов, захваченных египетским фараоном Тутмосом III (XV век до н.э.). На древнем арамейском языке город назывался Даммаск («хорошо политое место»). Много раз Дамаск упоминается в Ветхом Завете (как Даммесек), в том числе как столица царства, которым управлял враг Соломона Резон (3 Цар. 11, 23–25). Во время евангельских событий город, как и другие значительные территории Сирии до реки Евфрат, входил в состав Римской империи с условием автономии. С IV века стал частью Византии. Город со значительным христианским населением активно развивался вплоть до того момента, как был завоеван арабами в 635–636 годах. Но вскоре значение Дамаска снова возросло. В 661–750 годах он был столицей обширного халифата Омейядов. Значительную часть городских жителей продолжали составлять христиане. Секретарем халифа в конце VII — начале VIII века служил уроженец Дамаска cвятой Иоанн Дамаскин. В городе также родились святитель Андрей Критский (ок. 660–740 годы), возможно, гимнограф Косма Маюмский (сводный брат Иоанна Дамаскина) и агиограф Стефан Савваит (725 — после 807 года).
В XII веке крестоносцы трижды подходили к городу, но взять его не смогли. Несмотря на разграбление города Тимуром в 1401 году и конфликты XIX–XX веков, в городе сохранилось большое количество памятников архитектуры, в том числе и с древнеримской эпохи. Вполне заслуженно центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Город апостолов
Дамаск связан с деяниями апостолов. Именно сюда отправился из Иерусалима Савл, взяв письмо от первосвященника с разрешением преследовать христиан. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 3–4). Воскресший Христос повелел ослепшему Савлу идти в город, где через три дня молитвы ипоста был исцелен с помощью пришедшего к нему Анании. После крещения апостол Павел проповедовал в Дамаске и Аравии. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине (Деян. 9, 23–25). Спасение апостола традиционно связывают с Юго-восточными воротами Старого города (Баб-Кайсан), основа которых восходит к первым векам нашей эры, а основная часть строения — к XIII–XIV векам. В память о спасении во внутреннем помещении ворот в 1939 году грекокатолики устроили небольшую церковь Апостола Павла, «что с окном».
Большое значение историки приписывают Восточным воротам Старого города (Баб-Шарки), построенным в первые века нашей эры и надстроенным в XII–XIII веках. Через них также могли проходить апостолы.
Близ ворот расположен старый христианский квартал Баб Тума, названный в честь апостола Фомы, ушедшего после Дамаска просвещать Индию.
Здесь сохранился небольшой подземный храм Святого Анании, ныне принадлежащий Маронитской католической церкви. Предание гласит, что на этом месте находился дом первого епископа Дамаска святого Анании. Судя по раскопкам 1920-х годов, на этом месте располагалась церковь, построенная не позднее VI века. Восстановленная после ее возврата христианам халифом аль-Валидом в начале VIII века, она почиталась христианами и мусульманами как церковь Святого Креста (Аль-Мусаллаба). В 1820-е годы францисканские монахи перестроили подземную сводчатую часть в часовню Святого Анании, а в 1867 году восстановили то, что пострадало в ходе восстания друзов.
Голова пророка Яхйи,
или святого Иоанна Предтечи
Главный центр притяжения всех паломников в Дамаске — Большая мечеть Омейядов, построенная халифом аль-Валидом около 708–714 годов. Еще в IX веке до н.э. здесь был сооружен храм арамейского бога Хадада, а в I–II веках н.э. — античный храм Юпитера Дамасского, который превосходил по размерам современную мечеть. После 379 года (возможно, около 391 года) при римском императоре Феодосии I Великом была построена христианская базилика Святого Иоанна Крестителя. После захвата города арабами почти 70 лет христианам позволялось служить в храме. Но в начале VIII века халиф всё же решил перестроить базилику в мечеть. Потерю храма христианам компенсировали передачей прав владения на четыре церкви в Старом городе.
Строили мечеть сирийские и византийские мастера семь лет, используя значительные части стен и колонны античного и христианского храмов. План его протяженного молитвенного зала (136х37 м) с тремя расположенными по оси восток — запад нефами, разделенными двухъярусными аркадами с мраморными колоннами, отражает план базилики.
В юго-восточной части мечети, между арками, в постройке из белого мрамора конца XIX века хранится глава пророка Яхйи, отождествляемого со святым Иоанном Крестителем. История бытования реликвии до VI века неизвестна. Можно предположить, что в Дамаск она могла попасть из Эмессы (ныне город Хомс), где глава Предтечи хранилась в IV веке. По арабским источникам в начале VIII века халиф аль-Валид повелел на месте обнаружения главы в старой базилике установить колонну. Позднее ее заменила деревянная усыпальница, сгоревшая в 1893 году. Доступ в усыпальницу затруднен.
У мечети сохранилось три минарета, один из которых (юго-восточный) назван в честь пророка Исы, как мусульмане называют Иисуса Христа. Он построен в VIII веке и перестроен в 1247 и 1339–1340 годах, а узкая верхняя часть построена при оттоманском правлении.
Внутренний прямоугольный двор мечети размерами 122х50 м окружен портиками с аркадами. На высоте от 6,5 м он украшен мозаиками площадью более 500 м2. Мозаики созданы византийскими и сирийскими мастерами одновременно с постройкой мечети (около 710–715 годов). Они реставрировались в XI, XII и XIII веках, а затем были закрыты обмазкой и были расчищены только в 1929 году. Значительная их часть была реконструирована в 1960-е годы. Мастера изобразили райский сад (причем эти образы не противоречат христианским представлениям об Эдеме), а также, возможно, идеализированный процветающий Дамаск и другие ближневосточные города халифата.
Успенский собор
и Национальный музей
С середины XIV века в Дамаске находится кафедра Антиохийского патриарха. Сюда он был перенесен после разрушения мамлюками Антиохии в 1268 году. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы приютился в центре Старого города, рядом с римской аркой и так называемой Прямой улицей, проложенной еще в арамейское время, по которой ходили апостолы. В IV веке появилась первая церковь. Впоследствии она много раз перестраивалась; последний раз — после антихристианского погрома 1860 года. Тогда был сооружен новый мраморный иконостас, в конце XIX века — колокольня. Рядом с собором расположена и патриаршая резиденция, построенная в середине XVII века на средства, привезенные Антиохийским патриархом Макарием III из Москвы.
В Дамаске также есть храмы Мелькитской церкви (отделившейся от Антиохийского Патриархата в XVIII веке и признавшей главенство Папы Римского), Маронитской католической церкви, храмы монофизитов сирояковитов (по имени епископа Эдесского Якова Барадея VI века) и отделившихся от них в XVII веке сирокатоликов (собор Апостола Павла освящен в 2001 году), а также церкви армян.
Московская Патриархия представлена в городе домовой церковью Святителя Игнатия Богоносца (освящена в 1973 году). Связи России с Сирией имеют давние корни. Еще в 1843 году Дамаск посетил архимандрит Порфирий (Успенский). Он знакомился с жизнью православной общины Антиохийского Патриархата и вообще с развитием христианства на Ближнем Востоке. Уже в 1847 году по его рекомендации в Иерусалиме была учреждена Русская духовная миссия. В ее задачи входило развитие образования в Сирии и Палестине, а также снабжение сельских церквей иконами. После 1917 года открытые в Сирии русские школы были закрыты. С 2013 года гуманитарная помощь возрождается с участием Императорского православного палестинского общества. Несмотря на войну, ведется строительство русской школы.
Национальный музей в Дамаске — одно из богатейших художественно-археологических собраний на Азиатском континенте. Здесь хранятся материалы из Угарита и Мари (торговые города-государства, возникшие на территории современной Сирии cоответственно в VI и III тысячелетиях до н.э.), мозаики и скульптура из Пальмиры, росписи синагоги из Дура-Европос. Главный вход в здание музея — это перенесенные в Дамаск ворота омейядского замка Каср-аль-Хайр-аль-Гарби (Западный укрепленный замок), смонтированные в 1939–1952 годах. Христианская культура представлена в экспозиции мозаиками из храма в Эпифании (современная Хама), а также фрагментами росписей конца XII — начала XIII века из монастыря Святого Иакова Персянина (Дейр Мар-Якуб) близ города Кара, в котором в 1994 году поселились монахи-мелькиты.
Рядом с Дамаском
К северо-востоку от Дамаска, на отрогах гор Анти-Ливан, до начала военных событий 2011 года действовало более десяти христианских монастырей разных конфессий. Много христианских церквей и часовен сохранялось близ границы с Ливаном, в долине Джебель-Шурабин.
Особенное значение для паломников имеет поселок Сайдная в 25 км от Дамаска. Здесь на высоте 1600 м над уровнем моря расположен женский монастырь Антиохийской Церкви с чудотворной Сайднайской иконой Божией Матери. По преданию, монастырь был основан после видения Богоматери императору Юстиниану I во время охоты в 547 году. Первой игуменией обители, по преданию, стала его сестра Вигилянция. Чудотворная икона, которой поклоняются и мусульмане, называя ее Шагура (Прославленная), по преданию, была приобретена в конце VIII века в Иерусалиме. Образ хранится в специальном ковчеге в небольшой часовне. Монастырь подвергся атаке боевиков в 2013 году, но икона не пострадала.
Рядом с Сайднаей расположены другие монастыри — католический Апостола Фомы, а также православные в честь cвятого Илии и в честь херувимов (шеробим). Последний, расположенный на высоте 1910 м над уровнем моря, был заброшен в XVI веке, но восстановлен в 1982 году.
Значительную часть населения Маалюля, что в 20 км от Сайднаи, составляют христиане, говорящие на неоарамейском языке — наследнике древнего арамейского языка, на котором проповедовал Иисус Христос. Здесь находится православный монастырь Святой Феклы Иконийской (фото на обложке журнала), ученицы апостола Павла, с пещерой в скале, в которой, по преданию, святая умерла. Обитель основана предположительно в VI веке. Перекрытый куполом храм перед пещерой построен в XX веке. Рядом расположено ущелье, по которому, по преданию, Фекла убежала от посланных ее отцом воинов.
В Маалюле также до недавнего времени действовал грекокатолический (мелькитский) монастырь Святых Сергия и Вакха (Мар-Саркис), основанный в 1686 году. В центре обители — древний храм с ранним престолом. В 2013 году боевики осквернили все христианские святыни Маалюли, монахини были взяты в заложницы (возвращены в марте 2014 года), многие иконы XVII–XVIII веков похищены.
Одна из наиболее дальних обителей в мухафазате (административно-территориальная единица) Дамаска — это бывший монастырь Мар-Муса (в 90 км к северо-востоку от столицы). Он основан в VI веке святым Моисеем Абиссинским, который, по преданию, был сыном царя Эфиопии. Главная церковь была построена в 1058 году и украшена фресками в XI–XII веках. В XV веке монастырь был перестроен, но уже в XIX веке заброшен. Его возрождение началось только в 1980-е годы. С 1991 года он стал монастырем Сирийской Католической Церкви.
Совместный проект «Журнала Московской Патриархии» и «Большой российской энциклопедии»
21 октября 2015 г. 11:40
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
|