выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Анонсы

Павел Павлинов

Павлинов Павел Сергеевич родился 11 июля 1976 г. в Москве. Окончил исторический факультет МГУ в 1998 г. и факультет теории и истории искусств МХИ им. В.И. Сурикова в 2003 г. Старший научный редактор Большой российской энциклопедии, доцент Московского художественного института. Член Ассоциации искусствоведов (АИС), Московского союза художников (МОСХ) и Международной ассоциации критиков искусства (AICA). Автор-составитель альбомов и каталогов по русской архитектуре и искусству первой половины XX в. Опубликовал более 20 статей в сборниках и журналах и более 300 статей в Большой российской и Православной энциклопедиях. Обследовал (с фотофиксацией) памятники архитектуры и изобразительного искусства в более чем 50 странах мира и в более чем 70 субъектах Российской Федерации. В научной работе отдает приоритет малоисследованным христианским храмам в русской провинции, на Балканах (в Албании и др.), Кавказе, Ближнем Востоке. До 2011 г. несколько раз был в научных экспедициях в Сирии.

Статьи автора
Древнесирийский архитектурный авангард

Разработка объемно-планировочных, в том числе центричных, типов христианских храмов началась после Миланского эдикта императора Константина, завершившего в 313 году гонения на христиан. Эти новаторские на тот момент решения получили наибольшее применение на восточных пространствах  империи — в Малой Азии, в Египте и особенно на Ближнем Востоке, где за несколько столетий перед этим произошли главные евангельские события. О том, где, какие и с какими архитектурными особенностями были возведены центричные храмы в Древней Сирии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Павел Павлинов. PDF-версия.

 

Павел Павлинов
7 августа 2019 г. 12:39
Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 3

В связи с освобождением сирийского города Алеппо мы предлагаем нашим читателям вспомнить о том, какие христианские святыни находятся в этом городе и его окресностях. Публикация была сделана в ноябре 2015 года, ее автор путешествовал по Сирии до гражданской войны в этой стране, которая началась в 2011 году. Поэтому сейчас трудно сказать, что уцелело из того, о чем он рассказывает. Но на наш взгляд эта информация не потеряла своей актуальности. Алеппо расположен в северной части Сирии, которая наиболее насыщена раннехристианскими памятниками. Большинство их можно встретить на территориях к западу и юго-западу от Алеппо. О других святынях, памятниках искусства и архитектуры Сирии вы можете прочитать в ЖМП №9-12 2015 и №1 2016 гг. PDF-версия.

Павел Павлинов
16 декабря 2016 г. 17:00
Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 5

В этой публикаци мы расскажем о памятниках Древней Сирии, находящихся в южной части страны. Это древнеримские постройки и раннехристианские храмы в Босре, Эзре, Канавате и Шахбе. В частности, в Эзре находится храм в честь священномученика Георгия Победоносца, в котором в раннехристианские века покоились нетленные мощи святого (сейчас они пребывают в израильской Лидде). А в Босре когда-то стоял кафедральный собор Святых Сергия, Вакха и Леонтия, это был один из первых купольных храмов в Сирии. Это заключительная публикаци серии материалов, опубликованная в предыдущих номерах (см.: ЖМП. 2015. № 9–12).

Павел Павлинов
15 января 2016 г. 16:00
Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 4

Мы продолжаем рассказ о святынях и архитектурных памятниках Сирии (начало см.: ЖМП. 2015. № 9–11). В этом номере читатель узнает о памятниках, расположенных между двумя главными городами Сирии — Дамаском и Алеппо, а также о сравнительно небольшой, но насыщенной историческими событиями прибрежной территории страны. Специфика этих земель в том, что бόльшую их часть населяют последователи шиитского направления ислама — алавиты и исмаилиты, а также левантинцы (арабоязычные христиане области Левант).

Павел Павлинов
21 декабря 2015 г. 14:35
Древняя Сирия,  которую мы можем потерять. Дамаск и его окрестности

Современная Сирия чрезвычайно богата памятниками искусства и архитектуры, в том числе и раннего христианства. Самые древние из них восходят еще к X–VII тысячелетиям до н.э. С приближением войск «Исламского государства» растет угроза их уничтожения. В этой публикации (начало см. №9 2015) мы продолжаем рассказ о тех святынях Сирии, которые представляют собой не только художественную, но и духовную ценность для христианского сердца. На этот раз речь пойдет о столице этого ближневосточного государства — Дамаске и его окрестностях.

Павел Павлинов
21 октября 2015 г. 11:40
Древняя Сирия, которую мы можем потерять

После тяжелых ночных боев сирийская армия при поддержке отрядов ополченцев и российских ВКС взяла под полный контроль Пальмиру, как древнюю часть с античными развалинами, так и жилые районы. В сентябрьском номере Журнал Московской Патриархии опубликовал первый материал из совместного проекта с Большой Российской Энциклопедией, посвященного Сирии, где речь идет о Пальмире. Предлагаем его вашему вниманию. Иллюстрированный вариант PDF.

Павел Павлинов
28 сентября 2015 г. 16:38
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00