выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Аналитика
Фото Алексей Реутского
ЖМП № 5 май 2015 /  8 июня 2015 г. 15:02
версия для печати версия для печати

Душепопечение сегодня: практические аспекты

Душевный кризис, когда человек буквально теряет под ногами почву, рано или поздно переживает почти каждый. Смерть близких, насилие, депрессия, расставание или тяжелая болезнь заставляют задуматься о смысле жизни. В поисках совета и утешения человек часто приходит в Церковь. Но всегда ли в храме ему готовы объяснить на понятном даже для невоцерковленного «захожанина» языке, как жить дальше? К подобной помощи, которая, по сути, является душепопечением, призывает членов Церкви и Святейший Патриарх Кирилл: «Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает». Но как при этом не совершить ошибки, не оттолкнуть грубым словом, некомпетентным советом страждущую душу? Об этом размышляет руководитель Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, член правления Ассоциации онкопсихологов России Михаил Хасьминский.

Простые истории

Татьяна пришла в храм в состоянии наркотической ломки и попросила священника выслушать ее, а затем исповедовать. Тот отказался, предложив прийти на исповедь в другой день и в более адекватном состоянии. Девушка была очень расстроена и ушла. Больше ее в этом храме не видели.
Другой пример. Максим принял наркотик, но опьянение сопровождалось выраженным страхом смерти, и он решился на исповедь. Священник его принял. По словам молодого человека, эта исповедь была самой искренней за всю его жизнь (все примеры взяты из личного общения автора с подопечными, имена изменены).
Храм часто сравнивают с больницей, куда, конечно, принято приходить, как на прием к врачу, в опрятном виде. Но, если человека сбил автомобиль или он неожиданно потерял сознание, в каком виде его привезет в больницу «скорая помощь»? Иногда ситуации действительно не требуют отлагательств. Согласитесь, что, отказав в исповеди, священник мог просто побеседовать с Татьяной вне храма, пригласить исповедаться в другой день.

Человек, которому я доверяю

Именно в таком значении — частная беседа о проблеме и ее решение в соответствии со Священным Писанием и учением Церкви — автор рассматривает термин «душепопечение». Хотя, как известно, введенный в употребление святым Григорием Двоесловом он часто рассматривается как синоним духовничества и в широком смысле включает в себя даже богослужение. Душепопечение — это деятельная сторона заповеди «любите друг друга» (ср.: Ин. 13, 34), несение душевных тягот ближнего (в евангельском понимании этого слова), сострадательная любовь, забота о каждом пасомом. Душепопечение, конечно, помощь и участие в преодолении кризисов именно то, на что надеется человек, обращаясь к священнику за советом, мучаясь внутренними сомнениями и переживаниями.

К сожалению, помочь людям, приходящим за утешением именно в моменты кризисных ситуаций, в храме могут не всегда. Хотя, бесспорно, сегодня Церковь уделяет значительное внимание социальному служению, в немалой степени это и забота о страдающих различными зависимостями, о теряющих нормальный человеческий облик. Церковь пытается обратиться к каждому, создавая по возможности все условия, чтобы спасти эти заблудшие души.
Кризисные переживания часто влекут за собой серьезные последствия. Например, после потери близкого человека или расставания, вызванного разводом, около 50% людей переживают тяжелую депрессию. Причем есть случаи, когда это приводит к инвалидности, суициду, тяжелым психосоматическим заболеваниям.

Православным священникам не нужно «подкарауливать» людей на улице, навязывать книги странного содержания, приглашать на «тайные» собрания, как это делают сектанты. Люди сами приходят в храм, сами стремятся к личному разговору, к исповеди. Они чувствуют, что храм именно то место, где их поймут, утешат, успокоят, подскажут правильное решение. Неудивительно, что человек надеется, что его ожидания сбудутся. Как часто можно услышать от подопечных центра: «Для меня главное, что это откровенный разговор с человеком, которому я полностью доверяю, священником, который в духовном отношении будет выше обычного прихожанина». Во многих случаях люди действительно получают ожидаемую помощь, однако автору в силу своей профессии приходится сталкиваться с прямо противоположными ситуациями и их последствиями. В большинстве случаев речь идет о переживаниях тех, кто еще мало знаком с жизнью Церкви, еще не готов к требованиям, которые предъявляются к уже воцерков­ленным.

Таким людям, находящимся в кризисе, в первую очередь нужны не готовые ответы-штампы, не сложные психологические теории, не заученные цитаты из богословских трудов, а простые, ясные ответы на интересующие вопросы. Какие же характерные ошибки допускает священнослужитель при общении с людьми, попавшими в кризисные ситуации?
Непреднамеренные ошибки. В первую очередь это формальный подход. Например, у матери, дочь которой, молодая альпинистка, погибла в горах Киргизии, в храме попросили справку для отпевания, подтверждающую, что эта смерть не была суицидом. Учитывая, что по законам Киргизии следствие может вестись несколько месяцев, быстро предоставить такую справку было невозможно. А ведь отпевание принесло бы существенную помощь духовно-эмоциональному состоянию матери и не привело бы к разочарованию в Церкви.

Сюда же относится и ситуация, когда в храме что-либо категорично (и правильно) запрещают или жестко устанавливают, но при этом не умеют тактично объяснить причину, почему это надо исполнять.
Пример. Муж Анны был мусульманином. Когда он умер, она очень переживала потерю. И хотя женщина не была до его смерти воцерковлена, ее душа почувствовала, где можно облегчить душевную боль: «Ноги привели меня к Церкви, так захотелось, так давно там не была. В храме никого, прохлада и тишина. Постояла, помолилась своими словами, поплакала. Решила с батюшкой поговорить. Прождала его полтора часа. Он пришел за пять минут до службы. Окатил меня холодом, как только узнал, что муж мусульманин. Сказал, что молиться за него нельзя. И ушел. А я пошла, ничего не видя от слез».

Скорее всего, священник сказал Анне, что за мужа нельзя подавать на проскомидию записки, но она неправильно его поняла. Так человек ушел из храма, потому что у священника не нашлось времени и желания с ним поговорить хотя бы во внебогослужебное время. Обиды вызывают и случаи, когда не объясняют, почему во время Херувимской нельзя ничего покупать в лавке, разговаривать, а нужно молиться. Автору часто приходится общаться на сайте с людьми, которым в состоянии душевного кризиса вместо слов утешения (это относится и к сотрудникам храма) предлагают вычитывать молитвы, заказывать поминания. При этом не учитывается опыт церковной жизни пришедшего: он не готов к этому, не понимает, зачем это нужно, а объяснить это некому. Или другой характерный случай, когда, встречая в храме потенциального прихожанина, обратившегося за помощью, священник сразу начинает разговор, используя сложные богословские и аскетические понятия —  «Страшный суд», «Божия кара», «покаяние» и др. Однако не всегда можно так говорить о Боге напрямую, «в лоб» с человеком маловоцерковленным или совсем невоцерковленным. Это часто вызывает обратную реакцию — отторжение или агрессию. Таким людям лучше просто и доходчиво объяснять, не запугивая, используя простые метафоры и понятные примеры (а не богословские цитаты). Ведь в этом случае склонный к мыслям о самоубийстве вряд ли поверит в пагубность последнего шага как великого греха. Ссылка на святоотеческий опыт вряд ли покажется ему авторитетной: он просто не поймет ее смысл, потому что пока это для него слишком сложно. В итоге человек уйдет из храма разочарованным. Неизвестно, придет ли он в храм снова, однако стоит задуматься, чем для вас является помощь страждущему — исполнением ли «дежурной» миссии или же желанием действительно разделить его скорбь?

Отсутствие знаний о конкретной кризисной ситуации, советы с опорой исключительно на личный субъективный опыт, но без учета психологических особенностей другого человека способны привести к трагедии.
Пример. Владимир обратился к священнику, когда не смог разрешить конфликт в своей многодетной семье, в котором принимала участие и теща. Священник посоветовал перестать слушать во всем жену, так сказать, «сломать» ее и командовать: «Нечего бабу слушать. Я своих держу в ежовых рукавицах». В итоге семья распалась. Понятно, что в данном случае необходимо внимательно отнестись к проблеме, понять ее многоплановость и рассмотреть позиции каждой из конфликтующих сторон. К сожалению, можно встретить и необоснованно директивный и категоричный подход.
Пример. На исповеди в одном из монастырей Галина исповедала свою давнюю страсть. Реакция иеромонаха повергла ее в шок. На повышенных тонах он начал требовать, чтобы она прямо сейчас дала обет перед Богом больше так не делать. Галине не оставалось ничего другого, как произнести обет. Но впоследствии она не смогла его сдержать, опять пала, разочаровалась в себе, боялась еще раз пойти исповедаться (Бог не простит, раз нарушила), что привело к тяжелым эмоциональным переживаниям, а в итоге — к попытке суицида.
К тяжелым последствиям способны привести непродуманные обвинения и осуждения в адрес людей с нарушениями психики.

Пример. Ирина страдала обсессивно-компульсивным расстройством (невроз навязчивых состояний). Придя в храм, поделилась с дежурным катехизатором, что у нее есть навязчивые мысли, выраженные иногда хулой на святыни. Ее состояние обусловливалось психической болезнью. Но вместо того чтобы успокоить и объяснить, что такая хула, с которой человек сам не согласен, не является грехом, дежурный катехизатор стал строго внушать Ирине, что это хула на Духа, которая не простится «ни в этом веке, не в будущем», после чего выпроводил ее из храма. Следствием такого «вразумления» девушка впала в отчаяние и надолго охладела к церковной жизни. После медикаментозного лечения и занятий с православным психологом психическое здоровье Ирины удалось восстановить.
Еще один пример неумелого общения — это обесценивание проблемы, глубоко переживаемой человеком.
Пример. Муж оставил Светлану с тремя детьми. Она никогда прежде не ходила в церковь и порог храма переступила практически в отчаянии. Свечница очень строго и без сострадания сказала примерно следующее: «Плачешь, что муж бросил? Тяжко этим грешишь перед Богом! Бога этим обижаешь! Радуйся, что еще дети здоровы, да сама жива. Не смей роптать!» После этого разговора у Ирины помимо переживаемой трагедии появилось и чувство вины. Она постаралась сдерживать проявление своих чувств и в итоге оказалась на больничной койке. С формальной стороны свечница во многом права. Но стоило ли это говорить столь безапелляционно женщине, у которой рухнула, как ей тогда казалось, вся ее жизнь?

Чувство вины

Иногда непродуманный ответ священнослужителя может сформировать у страдающего тяжелейшее патологическое чувство вины. Это, безусловно, возможно по неопытности или невнимательности, но отнюдь не умаляет последствий.
Примеры. Мама девушки умерла от неумеренного употребления алкоголя. Дочка пришла в храм и в общении со свечницей услышала: «Значит, ты ее не любила, если она была алкоголиком». У женщины погиб сын. В разговоре церковнослужитель сказал: «А ты когда исповедовалась и причащалась последний раз? Никогда? Ну что же ты хотела? Поэтому он и погиб».
В обоих случаях страдания близких людей были и так велики, а после непродуманных слов усилились многократно за счет навязанного чувства вины. Стоит всегда помнить, что столь тяжелое состояние может привести даже к самоубийству. В итоге складывается парадоксальная ситуация: обращаясь за помощью с душевной раной, человек может получить дополнительный удар, после которого ему становится еще хуже. Если вместо того, чтобы разъяснить человеку, что он может отвечать только за то, на что он мог сам реально повлиять (а не предусмотреть или предвидеть), начать внушать, что он сам во всем и всегда виноват, то несчастный впадет в тяжелейшую депрессию. Например, не всегда обоснованное, но простое объяснение: «Ты грешила, вот мама и заболела» — во многих случаях вместо покаянного чувства скорее вызывает «бунт» против Бога.

Сюда же можно отнести случаи, когда церковнослужитель, толком не разобравшись, объясняет причину тяжелой болезни обратившегося к нему «платой за грех» или болезнь ребенка «платой за родительские грехи», причиняя дополнительные страдания самому болеющему и его родственникам. И такового толкователя совсем не смущает, что есть родители, которые никогда не ходили в храм, жили без оглядки на заповеди Христа, но при этом имеют здоровых детей.
Конечно, довольно сложно отличить чувство вины, ложно внушенное себе под воздействием различных психологических, а иногда и психических расстройств, от осмысленного, естественного чувства вины, приводящего к покаянию за реальный грех. Именно поэтому душепопечение таких людей должно быть всегда очень осторожным, тактичным и внимательным.

Продолжение здесь.

Справка

Ресурсы душепопечения

Наиболее полную информацию по кризисным ситуациям и рекомендации по их решению можно получить на сайтах «Пережить.ру», общая посещаемость которых составляет 65 тысяч уникальных посетителей в день. Цель сайтов — практическая помощь страждущим людям. Советы дают опытные священники, врачи, православные психологи и другие компетентные специалисты. Ресурсы публикуют структурированную, профессионально выверенную информацию, которая способна эффективно помочь в кризисных ситуациях не только самим страдающим, но и тем, кто им помогает. Статьи и материалы базируются на православной антропологии и написаны понятным современному невоцерковленному читателю языком.
При многих сайтах созданы форумы, на которых люди могут получить помощь в режиме онлайн. Судя по откликам участников, многим из них удалось не просто решить свою проблему, но и обрести православную веру, изменить свою жизнь к лучшему. Кроме того, по материалам сайтов Издательство Белорусского Экзархата выпускает серии книг, которые получили необходимые грифы Издательского совета и тоже могут быть использованы для работы со страждущими.

Тематические сайты:
для переживающих горе и утрату
для суицидентов и людей в депрессии (унынии), отчаянии
для переживающих расставание и развод, любовную зависимость
для переживающих тяжелую и / или хроническую болезнь, а также паллиативных (умирающих) больных
для страдающих от различных видов насилия
для вступающих в брак (семейные отношения)
для жертв вынужденной миграции, военных конфликтов, бывших военнослужащих

Справка
Хасьминский Михаил Игоревич — руководитель Центра кризисной психологии, созданного в 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при патриаршем подворье в храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, главный эксперт сайтов православной психологической помощи «Пережить.ру», член Ассоциации онкопсихологов России, главный редактор журнала «Русская православная психология», соавтор более 20 книг и автор более 100 публикаций. Практикующий психолог в области кризисной психологии, помощи при расставаниях, утратах близкого, пережитого насилия, суицида и др. Михаил Хасьминский проводит обучающие семинары, на которых рассказывает о наиболее часто встречающихся ошибках в пастырском душепопечении и делится опытом с людьми, оказавшимися в кризисных ситуациях.

8 июня 2015 г. 15:02
Ключевые слова: психология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00