выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Аналитика
Филипп Ладвелл
ЖМП № 10 октябрь 2016 /  17 октября 2016 г. 13:40
версия для печати версия для печати

Филипп Ладвелл, первый православный американец в Лондоне

Михаил Сарни

 Одним из самых примечательных людей в трехсотлетней истории Русской Церкви в Лондоне был полковник Филипп Ладвелл-третий, родовитый землевладелец из американской колонии Виргиния. Прихожанин Успенской Греко-Российской Посольской церкви в Лондоне в 1738–1739 и 1760–1767 годах, он был, вполне вероятно, и самым первым из православных американцев.

Двадцатидвухлетний Филипп Ладвелл, прибыв в 1738 году «для взыскания правой веры» в Лондон, 31 декабря того же года был присоединен к Православной Церкви иеромонахом Варфоломеем (Кассано), вторым настоятелем Греко-Российской церкви в Лондоне. Вернувшись в Америку, он женился, служил в армии Виргинии, участвовал в общественной жизни и управлении колонии, дружил с будущими отцами — основателями США Вашингтоном, Джефферсоном, Франклином. Дом, построенный Ладвеллом в Уильямсбурге, сохранился; его отличает необычная для того времени архитектурная деталь: в восточном конце подвального этажа устроена полукруглая апсида.
В 1760 году к тому времени овдовевший Ладвелл с дочерьми отправился в Лондон, где стал готовить их к принятию Православия, а также продолжил работу над переводом с латинского «Православного Исповедания Восточной Церкви» митрополита Петра Могилы.

Недавно в архивном фонде потомков Филиппа Ладвелла была найдена его рукописная книга с английским текстом трех Литургий — Иоанна Златоуста, Василия Великого и Литургии Преждеосвященных Даров, а также утреннего и вечернего правил, чина исповеди и пр. Переводы сделаны на очень хорошем уровне. Так как в лондонском храме уже имелись английские переводы двух Литургий, сделанные отцом Варфоломеем (Кассано), нет сомнений в том, что перевод Литургии Преждеосвященных Даров принадлежит самому Ладвеллу.
Дочери его, Анна, Франсис и Люси, были крещены 3 апреля 1762 года, в Великую среду, настоятелем Посольской церкви иереем Стефаном Ивановским. Восприемником, вопреки правилам, стал их отец, ведь в Америке, куда они собирались вернуться, он был бы единственным человеком, способным наставить их в вере. В тот день Литургия Преждеосвященных Даров, вполне возможно, служилась по-английски.

За год до этого, в феврале 1761 года, отец Стефан испрашивал решения Святейшего Синода по трем просьбам Филиппа Ладвелла. Первой была просьба благословить издание английского перевода «Исповедания» Петра Могилы, в котором священник не нашел никакой погрешности, дабы «всем Святой Восточной Церкви сынам в духовное созидание в Лондоне находящимся, туне [даром] раздавать».

Вторым был вопрос о том, как ему и дочерям вести себя по возвращении в Америку: «в доме ли своем всегда им в молитвах своих упражняться, или дозволено им будет временно в аглинскую церковь ходить, своей не имея? И таким их поведением, хотя трижды в год, некую должность Создателю своему публично воздадут, и того места, в коем они жительство имеют, народное негодование от себя отъимут; в котором... никаким другим религиям кроме протестантской быть не позволяется. Да к тому же никому в отечестве его о перемене религии его и поныне неизвестно, в знатной королевской службе советником ему тамо бывшу».

Самой же необычной была просьба Ладвелла о благословении, «по древнему первенствующих христиан обычаю», взять с собой в Америку освященные Святые Дары, и впредь получать их ежегодно из Лондона, «дабы им сей духовной пищи по отъезде отселе вовсе не лишиться, и через то во уныние не прийти. Ибо он во все вышереченное там двадцатилетнее его время, ни о чем столь много не беспокоился, как сих Божественных Даров лишением, коих он иногда во укрепление веры его желал сподобиться». В конце прошения священник предлагает: «Я же нижайший, всю вышепомянутого сего во благочестии ревностного мужа просьбу, от многой его любви ко Святой Церкви происшедшую, принимаю смелость Святейшему Правительствующему Синоду на милостивое рассуждение всенижайше предложить, и на оную милостивейшего решения всепокорнейше в порадование его просить».

Святейший Синод благосклонно отнесся к просьбам «аглинского дворянина, из Америки приехавшего». Благословлялось издать и раздавать катехизис Петра Могилы: «По напечатании желающим оный у себя для пользы иметь, ему Лодвелу употреблять в дачу позволить». На второй вопрос, «каким образом им по отъезде их в своем отечестве в молитвах упражняться, и о прочем, что до церковных таинств принадлежит», священнику следовало обо всех обстоятельствах прилежно разузнать, и «с надлежащей предосторожностью наставление им преподать... по своему рассуждению».
И, наконец, «при отъезде оного Лодвеля с его фамилиею из Англии в их отечество Святые Дары для предписанных в доношении от тебя, иерея Ивановского, нуждопотребных обстоятельств, и в рассуждении его Лодвеля всеусердного желания. Ежели совершенно в содержании им как ныне, так и впредь Православной нашей веры непоколебимая надежда усмотря[ется], Святые Дары для его и детей его в пристойной дарохранительнице с должным о хранении их наставлением по вышеобъявленной обстоящей в том нужде с ним Лодвелем отпустить тебе, иерею Стефану Ивановскому, Святейший Синод благословляет».

Бог не судил Филиппу Ладвеллу вернуться на родину. Из теплого дружеского письма Бенджамина Франклина Ладвеллу мы знаем, что в 1763 году тот был уже болен. Исповедная ведомость Успенской церкви свидетельствует, что семейство Ладвеллов регулярно причащалось.
Что же привело богатого молодого человека весьма знатного рода (его дед, полковник Филипп Ладвелл-первый, был губернатором колонии Каролина) к решению обрести правую веру? По свидетельству графа Семена Романовича Воронцова, близко знавшего младшую дочь Ладвелла Люси, ее отец в юности решил изучить творения отцов Церкви и, убедившись в истинности веры Греко-Восточной Православной Церкви, пожелал присоединиться к ней. Над Ладвеллом, полным сиротой с четырнадцати лет, не довлела воля родителей. Характерны его слова, переданные отцом Стефаном: «Лодвел... возвратно оттуда в Лондон прибыл, и трех дочерей своих... матери их давно в Америке лишившихся, с собою привез, дабы их Святой Восточной Церкви здесь соединить, и тем соединением им и себе общую Матерь иметь».

Полковник Филипп Ладвелл скончался в Лондоне 14 марта 1767 года. Отпевание совершил настоятель Русской церкви иеромонах Ефрем (Дьяковский). Ныне в этот день (14/27 марта) по благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Илариона в храмах Восточно-Американской епархии РПЦЗ служатся по нему панихиды. Тексты его перевода Литургии Преждеосвященных Даров, предназначенные к пению, недавно положены на музыку и используются в некоторых храмах РПЦЗ в Америке.

"Из готовящегося к печати второго издания книги Русская Церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней".

17 октября 2016 г. 13:40
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи