![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
|
![]()
ЖМП № 11 ноябрь 2021 /
20 ноября 2021 г. 13:00
Хоровая школа на Монастырском островеКАК ЖИВУТ И УЧАТСЯ БУДУЩИЕ РЕГЕНТЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ — ФЛАГМАНЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия. Спецоперация в три этапа, или Полуподпольные музыканты в «городе трех революций» Зарождалось же это образовательное подразделение в разгар эпохи государственного атеизма в прямом смысле подпольно. Ленинградскую духовную академию власти терпели как экзотику для любивших посещать город на Неве зарубежных туристов. Но все активнее ходили слухи о переселении той в Печоры или в Тихвин, подальше от «колыбели революции». По словам стоявшего у истоков возрождения регентского профессионального образования тогдашнего ректора академии архиепископа Выборгского, а ныне Святейшего Патриарха Кирилла, если и было в Советском Союзе катакомбное Православие, то оно существовало в начале обучения регентов в Ленинградских духовных школах. Огромных усилий стоило доказать светским структурам, что в современном мире, тем более в северной столице, в советское время девушки могут учиться и формироваться как будущие служители Церкви. Предстоятель вспоминает, как возглавлявший Финскую Православную Церковь архиепископ Павел (Олмари) в 1977 году пригласил его на празднование полувекового юбилея православных общин Московского Патриархата. В храме гость увидел на клиросе девушку в подряснике, которая стояла вместе с семинаристами. Оказалось, что это Елена Петсало, которая учится в семинарии вместе со всеми, но вообще-то хочет стать регентом. Вспоминая о дальнейшем разговоре, Святейший Патриарх говорит, что у него просто дыхание перехватило, когда он это услышал. Вернувшись в Ленинград и заручившись согласием митрополита Никодима, архиепископ Выборгский Кирилл попросил передать девушке, что, если она пожелает, ее зачислят в регентский класс, где она получит хорошее музыкальное образование. Лена с радостью согласилась. После этого ректор смог добиться от уполномоченного Совета по делам религий по Ленинградской области Григория Жаринова — полуофициально, без широкого разглашения информации — принятия этой студентки на иностранный факультет академии. «Когда я ему сообщил, что к нам поступило прошение от православной девушки из Финляндии с просьбой зачислить ее на обучение, уполномоченный сразу сказал свою любимую фразу: это невозможно, — рассказывал позже Предстоятель. — Я ему возразил: как известно, у нас в Советском Союзе женщины пользуются такими же правами, как и мужчины. Имеем ли мы право отказать этой девушке учиться у нас? Получается, в университете иностранцам получать образование можно, а в Духовной академии нельзя? Могут быть вопросы. И Григорий Семенович вынужден был дать свое согласие». В результате этих переговоров последовал второй этап «спецоперации». Когда Лена приехала в Ленинград, ректор снова пошел к уполномоченному и посетовал, что получается очень нехорошая история, потому что из-за того, что мы приняли на учебу одного человека, Запад нас тут же обвинит в том, что это сплошная показуха, а на самом деле права граждан в стране не соблюдаются. Уполномоченный было приуныл, но ректор сказал, что выход есть. И предложил взять на учебу еще -несколько девиц, но уже наших, русских, к тому же, для надежности, родственниц преподававших в академии священнослужителей. Так осенью 1978 года на программу образования регентов вместе с финкой Петсало были зачислены Татьяна Ранне, Анна Ждан и Елена Гундяева. Был еще третий этап — уже официальный набор год спустя и проведенные приемные экзамены, по итогам которых у двух десятков первокурсников осенью 1979 года стартовал полноценный учебный процесс. Тут уполномоченный понял, что именно он натворил и какого маху дал. Но развернуть ситуацию обратно не решился — возник бы скандал, и серьезные воп-росы в первую очередь адресовались бы к нему самому. «Думаю, власти надеялись, что ничего не получится и все само по себе развалится, тем более академия переживала сложный период, — вспоминал позднее Святейший Патриарх. — Но поскольку это было дело Божие, ничего не развалилось, даже наоборот!» Далеко не все сегодня осознают, в каком упадке находилось в тот момент церковное пение. «Хоры с более или менее профессиональными регентами были только в кафедральных соборах и в крупных городских храмах, — рассказывает Предстоятель. — Приехав в 1985 году в Смоленск, я был поражен, что на всю область — лишь единственный хор в кафедральном соборе. И когда я поехал во второй город своей епархии, Вязьму, не взяв с собой хора, то едва смог совершить Литургию. Какие-то три старушки дикими голосами кричали на клиросе в переполненном соборе, который внешне и внутренне был скорее похож на кузницу». А ведь описываемые события происходили спустя несколько лет после возрождения регентской школы — уже в начале перестройки! Не сразу поняло ректора и священноначалие — прохладно, по словам Его Святейшества, идею обучения регентов в духовной академии поначалу восприняли даже в Москве: «Вам там потом детский сад открывать надо будет», — высказался тогдашний Патриарх, Пимен. «Вы знаете, идея церковного детского сада сама по себе мне нравится, но уверяю: того, о чем вы думаете, не произойдет. Наоборот, в семинарии ситуация изменится к лучшему», — довольно смело гарантировал ректор, пообещав к тому же, что если в этом он ошибается, то готов подать в отставку. Поколебавшись, Патриарх Пимен согласился, «подчеркнув, — продолжает вспоминать Святейший Патриарх Кирилл, — что уж в Московской духовной семинарии этого не будет никогда». Как показала история, здесь Патриарх Пимен, сам серьезно увлекавшийся церковной музыкой, ошибался. Выпускники — от русской глубинки до Пхеньяна В общей сложности 41 выпуск регентской образовательной программы дал Церкви более 630 специалистов церковного пения и руководителей церковных хоров. Свыше десяти из них приняли священный сан, пять выпускниц стали игумениями. За это время неоднократно менялся статус учебного подразделения в рамках духовной академии. В 1983 году класс стал регентским отделением, через некоторое время трехлетняя образовательная программа сменилась четырехлетней. В 2003 году отделение обрело свой дом: состоялось торжественное освящение двухэтажного учебного корпуса. Еще тринадцать лет спустя регентское отделение было преобразовано в факультет церковных искусств, реализующий образовательные программы по двум профилям: церковно-дирижерскому (высшее образование бакалаврской ступени) и иконописному (среднее специальное образование). И только детский сад в академии так и не по-явился. Возможно, потому, что венчаться будущим регентам не благословляется ранее последнего, четвертого курса (чтобы преддипломной практике и подготовке основной части квалификационной бакалаврской работы ничто не мешало). Поскольку подавляющее большинство подающих документы на регентское направление абитуриентов — представительницы прекрасного пола (хотя и среди поступающих, и среди выпускников ежегодно попадаются юноши), многие из них становятся матушками и уезжают за мужьями на приходы — как в русскую глубинку, так и в места географически гораздо более экзотические (вплоть до Пхеньяна). Обязательным условием обучения здесь выступает проживание в общежитии как городских, так и иногородних студентов: это неотъемлемая часть воспитательного процесса в традиции Санкт-Петербургской духовной школы. «Все без исключения выпускники трудоустраиваются либо по направлению, либо самостоятельно. Вообще по уровню подготовки наши дипломированные бакалавры могут свободно работать хормейстерами в светских любительских хоровых коллективах и, разумеется, педагогами в детских садах, детских музыкальных и средних общеобразовательных школах,— считает заведующий кафедрой дирижирования факультета церковных искусств СПбДА, заведующий кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова профессор Антон Максимов. — Если брать уровнем выше — зависит от широты взглядов и доверия конкретного работодателя. По крайней мере, учебные дисциплины богословского цикла у нас на факультете преподаются в рамках общецерковного образовательного стандарта бакалавриата, а музыкальные знания студенты получают на уровне, сравнимом с региональными консерваториями России. У всех без исключения наших педагогов высшее консерваторское образование, у большинства — опыт практического руководства хоровыми коллективами. Среди преподавателей назвал бы заведующего отделением дирижирования Хорового училища имени М. И. Глинки Александра Беляева, регента богослужебного и учебного смешанного хора Раису Гундяеву, художественного руководителя Хора любителей пения при Государственной академической капелле Ирину Андрякову». Апробация стандарта, повышение квалификации и грезы о новоселье Вступительные испытания для желающих обучаться на регента в Санкт-Петербургской духовной академии включают два специальных экзамена. Первый — устный. Это общее собеседование, в ходе которого отдельно проверяются знание наизусть молитв и основ церковнославянского языка (абитуриента просят прочитать произвольно выбранный из Псалтири отрывок, иногда перевести его общий смысл), а также знание библейской истории и церковного устава. Второй экзамен — творческий, он состоит из комплекса вопросов по элементарной теории музыки, проверки мастерства игры на фортепиано, а также дирижерских и вокальных навыков, для демонстрации которых необходимо исполнить определенное обиходное песнопение. Выпускной же госэкзамен для успешно освоивших программу бакалавриата традиционно для творческих вузовских специальностей проходит в форме концерта, на котором студент-дип-ломник управляет хорами, исполняющими два духовных концерта, — как правило, для однородного и смешанного составов. Еще и поэтому в академии (разумеется, не только в экзаменационных, но и в богослужебных целях) созданы три богослужебных хора (два из них учебные): женский из студенток младших курсов; смешанный, где в том числе поют старшекурсницы; мужской, в котором в основном участвуют студенты бакалавриата и магистратуры богословско-пастырского факультета. «А как же управление хором на клиросе?» — недоуменно спросит читатель. Оно осваивается в ходе регентской и преддипломной практики, по итогам которой каждый студент обязан самостоятельно руководить большим хором на всенощном бдении, на совершаемой архиереем воскресной или праздничной Литургии, а также на Литургии Преждеосвященных Даров. Поскольку Санкт-Петербургская духовная академия первой в стране успешно освоила и внедрила обучение регентов по программе бакалавриата, по поручению Учебного комитета она исполняет еще одну важнейшую миссию: совместно с представителями Учебного комитета рабочая группа курирует апробацию образовательного стандарта в других духовных школах, где ведется обучение по соответствующей специальности. — Перед переходом к апробации общецерковного регентского стандарта мы сначала изучили учебные планы на местах, — рассказывает проректор СПбДА по культуре, декан факультета церковных искусств, заслуженный деятель искусств РФ Елена Гундяева. — Столкнулись с тем, что будущим регентам преподают и домоводство, и основы кулинарии… После утверждения программ обучения на уровне общецерковного стандарта определили апробационные площадки в различных духовных школах Русской Православной Церкви, которые реализуют регентские образовательные программы. И, естественно, контролировали их внедрение. Сейчас апробацию общецерковного стандарта регентского обучения успешно прошли около десятка духовных школ, в других эта работа продолжается. Параллельно Санкт-Петербургская духовная академия активно участвует в осуществлении общецерковных программ повышения квалификации преподавателей региональных духовных учебных заведений, в том числе реализуя их и на базе факультета церковных искусств. А еще к 300-летнему юбилею академии здесь разработана масштабная концепция развития, предусматривающая освоение исторически принадлежавших духовной школе зданий на Монастырском острове. Ее уже благословил Святейший Патриарх Кирилл, а Президент России Владимир Путин дал рабочие указания соответствующим ведомствам. И хотя это задача не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня, факультет, выпускающий регентов-бакалавров, обязательно отпразднует новоселье в одном из пустующих корпусов на набережной Обводного канала: нынешняя, введенная в эксплуатацию восемнадцать лет назад, двухэтажная постройка и тесновата, и морально устарела. Удивительно, но всей этой грандиозной работы и впечатляющих результатов никогда бы не было, если бы не «катакомбный» регентский класс, «тайнообразующе» организованный сорок три года назад нынешним Предстоятелем Церкви…
Николай Успенский — 1978–1980 Ирина Кубовская — 1980–1983 Протоиерей Игорь Мазур — 1983–1987 Протоиерей Александр Ранне — 1987 Михаил Ващенко — 1987–2010 Протоиерей Димитрий Дашевский — 2010–2011 Елена Гундяева — с 2011
председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви
А быть флагманом всегда ответственно, потому что на тебя равняются, потому что одновременно задается и уровень музыкального профессионализма, и уровень церковности. По поводу церковного пения у нас, как известно, сколько людей, столько и мнений. Одним нравится творчество композиторов, другим — знаменный распев. Одним — отечественная школа, другим — византийская. Одним — русский партес, другим — обиход. В этой связи следует отметить, что руководству и профессорско-преподавательскому составу факультета удавалось и удается идти средним, царским путем, опираясь на церковно-певческую традицию, — но при этом традицию живую, которая может быть применима и в большом кафедральном соборе, и в скромном приходском храме. Отмечу еще эстетическое и культурное воспитание, которым славен факультет, — от униформы обучающихся (которая, будучи безусловно корректной для студентки духовного учебного заведения, при этом еще и очень красива) до обширной программы знакомства с культурой нашей северной столицы (что также очень важно для девушек и юношей, приехавших со всех концов нашей страны). Руководство и преподаватели факультета во главе с деканом Еленой Гундяевой внесли решающий вклад в формирование ныне действующего стандарта подготовки регентов. А сейчас они трудятся не только над поддержанием уровня своей школы, но и помогают региональным регентским факультетам в достижении должного уровня образования. Не забудем еще и то, что выпускницы в немалой своей части становятся добрыми спутницами клириков нашей Церкви. И эти славные союзы, зарождающиеся в едином деле учения и в совместной молитве в стенах СПбДА, можно только приветствовать. Дай Бог твердо держаться принятого курса и идти тем же путем поступательного развития, какой был свойственен регентскому отделению (а ныне факультету) на всех предыдущих этапах его истории!
20 ноября 2021 г. 13:00
Ключевые слова:
75-летие Патриарха Кирилла, Патриарх Кирилл, Санкт-Петербургская духовная академия, бакалавриат, митрополит Никодим (Ротов), Монастырский остров, Елена Гундяева, Патриарх Пимен, церковное пение, регенты, певческое искусство, хоровая школа
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|