iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Аналитика
Патриарх Ермоген. Художник Филипп Москвитин, 2009г
30 марта 2012 г. 15:45
версия для печати версия для печати

Канонизация Патриарха Гермогена

Святейший Синод начал изучать вопрос о канонизации Патриарха Гермогена накануне празднования 300-летия со дня его кончины.

В 1912 году отмечали память Патриарха Гермогена в связи с 300-летием со дня его кончины. Торжества возглавил митрополит Московский священномученик Владимир (Богоявленский). В торжествах приняла участие великая княгиня преподобномученица Елисавета Федоровна.

18 февраля состоялся крестный ход из Казанского собора в кремлевский Успенский собор с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, с иконами из московских церквей священномученика Ермолая, Введенской на Лубянке. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов монастырь. В подземном храме, который был сооружен на месте предполагаемой темницы Патриарха, был совершен молебен.

В 1912 году были опубликованы многочисленные научные и научно-популярные сочинения, посвященные Патриарху Гермогену1.

Начало процессу канонизации положило ходатайство православных жителей Москвы к Святейшему Синоду о причислении Патриарха Гермогена к лику святых.

Православные люди московские, всех званий и состояний, являются по великой милости Божией изо дня в день очевидными свидетелями вразумительных знамений небесного промышления о нашем Отечестве: вот уже несколько лет, с самого начала недавней смуты, для вразумления мятущихся и укрепления колеблющихся, в нашем Большом Успенском соборе, у гробницы Святейшего Ермогена, Патриарха всея России, обильно изливается на недугующих и страждущих благодатный поток поразительных чудотворений; и народ не только со всей Москвы, но из разных концов России, ныне переполняет первопрестольный храм, ища себе помощи в молитвах издревле чтимого первосвятителя.

Недавнее, по благословению Святейшего Синода, всероссийское торжество чествования (17 февраля 1912 года) трехвековой памяти поистине Святейшего изо всех семи наших Патриархов первосвятителя раскрыло пред очами русского народа всё величие его подвигов как спасителя веры и Отечества в годину гибельнейшего лихолетия, всю святость его жизни и мученической смерти, и напомнило всем нам, что древняя Святая Русь глубоко чтила сего «несокрушимого столпа веры и Отечества как нового исповедника», вписывала его имя, как святого, в диптихи церковные и что, наконец, Господь троекратно (в 1654, 1812 и 1883 годах2) свидетельствовал нетление его священных останков.

Во всем этом мы видим знаменательное указание свыше, что настало лето благоприятное, и приспело время светлого торжества для окончательного прославления церковною властью всенародно чтимого святого, для открытия его многоцелебных мощей, дабы не мы молились о нем, а он о нас.

Промыслу Божию угодно было поставить вас, высокочтимый архипастырь, в число преемников четырех Богом прославленных Московских святителей. Молим вас, высокопреосвященнейший владыко, не укосните исходатайствовать пред Святейшим Синодом и нашим возлюбленным и благочестивейшим монархом, чтобы Святейший Патриарх Ермоген причтен был к лику святых как открытый молитвенник за Святую Русь3.

Святейший Синод поручил митрополиту Московскому святителю Макарию (Парвицкому-Невскому) приступить к собиранию и изучению необходимых сведений об исцелениях по молитвам к Патриарху Гермогену, каковые сведения записывались в особую книгу при Большом Успенском соборе, а затем собранные сведения представить на рассмотрение Святейшего Синода.

По получении указа Святейшего Синода в Москве была организована комиссия, в состав которой вошли викарий Московской митрополии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), наместник Чудова монастыря священномученик архимандрит Арсений (Жадановский), протоиерей Владимир Марков, священномученик протоиерей Иоанн Восторгов и др.

Комиссия изучила свидетельства о чудотворениях, бывших у гробницы святителя Гермогена, и удостоверилась в их подлинности. Постановили составить тропарь, кондак, молитву и службу святителю Гермогену.

Комиссия также вынесла решение установить празднование святителю Гермогену в день его мученической кончины, 17 февраля, и в день открытия его мощей. Имя Патриарха в Московской епархии должно поминаться «на отпустах» при всех службах. Раку с мощами святителя решено оставить на том месте, где до сих пор почивал Святейший Гермоген, то есть в юго-западном углу Успенского собора4.

Постановления комиссии с подробным обследованием чудотворений митрополитом Макарием были представлены на рассмотрение Святейшего Синода.

14 апреля 1913 года Святейший Синод вынес следующее определение:

«1) мученически скончавшегося Святейшего Всероссийского Патриарха Ермогена признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом на месте их упокоения;

2) торжественное прославление святителя приурочить к воскресению, 12 мая сего года, поручив сие совершить первенствующему митрополиту Санкт-Петербургскому Владимиру, совместно с преосвященным митрополитом Московским и другими постоянно пребывающими в Москве и нарочито для сего чуда имеющими прибыть по своему желанию иерархами;

3) над местом погребения прославляемого угодника Божия устроить особое надгробие и поставить над ним находящийся вблизи места погребения святителя шатер, устроенный усердием и иждивением родоначальника царствующего ныне Дома царя Михаила Феодоровича Романова;

4) службу святителю Ермогену составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать как в день мученической кончины его, 17 февраля, так и в день торжественного прославления его, 12 мая;

5) на службах церковных при возглашении имени Патриарха Ермогена именовать его святителем:

6) объявить о сем во всенародном известии от Святейшего Синода»5.

11–13 мая 1913 года состоялись торжества прославления Патриарха Гермогена. В них принял участие Антиохийский Патриарх Григорий IV.

11 мая 1913 года в Москве состоялись крестные ходы, которые двигались к Кремлю с разных концов города: из Новоспасского монастыря, из Знаменского храма у Крестовой заставы, Дмитриевского на Благуше, Воскресенского в Кадашах и др. В Успенском соборе Кремля было совершено всенощное бдение. Состоялся крестный ход, в котором приняли участие Патриарх Антиохии Григорий IV, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский Макарий, великая княгиня преподобномученица Елисавета Федоровна, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер и др.

Во всех храмах Москвы были совершены торжественные всенощные бдения, а по окончании — отслужены молебны новоявленному святому Гермогену, Патриарху Московскому и всея России чудотворцу.

К торжествам была изготовлено новое «временное» покрытие на гробницу из золоченой бронзы, верхняя доска которого представляла собой иконописное изображение Гермогена6. Основные торжества состоялись 12 мая 1913 года, когда у гроба Патриарха Гермогена синодальный хор, одетый в костюмы, изготовленные по эскизам В.М. Васнецова, пропел составленные к этому дню песнопения. Литургию в Успенском соборе совершил Патриарх Антиохийский Григорий IV в сослужении митрополита Санкт-Петербургского Владимира, митрополита Московского и Коломенского Макария, архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого), протоиерея Иоанна Восторгова, духовника Марфо-Мариинской обители милосердия протоиерея преподобноисповедника Митрофана Сребрянского и др.

Прошел крестный ход с иконой Гермогена, написанной Васнецовым. Процессия включала до 400 священников и до 300 диаконов и псаломщиков. Впереди шло до 200 хоругвеносцев. Икону святителя Гермогена вознесли на Лобное место, и туда же поднялись Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы. Патриарх по-славянски прочитал Евангелие, протодиакон Константин Розов провозгласил ектению, Патриарх осенил крест на все четыре стороны толпы богомольцев. Крестный ход вернулся в Успенский собор, и Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы, священнослужители приложились к гробнице новоявленного угодника Божия. По завершении богослужения у гробницы святителя соборный причт совершал непрерывные молебны.

13 мая было совершено освящение храма во имя Патриарха Гермогена — подземной церкви в Чудовом монастыре на месте предполагаемой темницы святителя.

Велико значение канонизации Патриарха Гермогена в истории Русской Православной Церкви XX века. Прославлением Патриарха-патриота, Патриарха — борца с иноземными захватчиками подчеркивалась роль Православной Церкви в истории России. В прославлении в лике святых Патриарха-мученика отразились и чаяния церковной общественности о восстановлении патриаршества7.

_________________________________________________________

1 См.: Кедров С.И. Жизнеописание святителя Гермогена, патриарха Московского и всея России. М., 1912; Назаревский В.В. Святейший патриарх Гермоген. М., 1912;. Восторгов И.И., прот. Во славу святого Гермогена, Патриарха Всероссийского. Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления. М., 1913.

2 В 1654 г. оказавшиеся нетленными останки Патриарха Гермогена были перенесены по инициативе Патриарха Никона из Чудова монастыря в Успенский собор Московского Кремля. В 1812 г., когда Москву захватили войска Наполеона, мощи Патриарха Гермогена были выброшены из гроба и после освобождения Москвы обнаружены на полу Успенского собора. В 1883 г. при случайном открытии гроба мощи Патриарха были обнаружены нетленными.

3 Цит по кн.: Патриарх Ермоген. Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление / Сост. Е.А. Смирнова. М., 1997. С. 208–209.

4             Там же. С. 227–228.

5             Там же. С. 234–235.

6 К торжественному открытию мощей святителя в 1914 г. была изготовлена иждивением Николая II большая серебряная рака, которая, по всей видимости, была отдана затем на переплавку в 1922 г. во время изъятия церковных ценностей советской властью // Там же. С. 391–392, прим. 150.

7 См.: Фриз Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. № 2. С. 111–112.

30 марта 2012 г. 15:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00