iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Аналитика
Патриарх Ермоген. Художник Филипп Москвитин, 2009г
30 марта 2012 г. 15:45
версия для печати версия для печати

Канонизация Патриарха Гермогена

Святейший Синод начал изучать вопрос о канонизации Патриарха Гермогена накануне празднования 300-летия со дня его кончины.

В 1912 году отмечали память Патриарха Гермогена в связи с 300-летием со дня его кончины. Торжества возглавил митрополит Московский священномученик Владимир (Богоявленский). В торжествах приняла участие великая княгиня преподобномученица Елисавета Федоровна.

18 февраля состоялся крестный ход из Казанского собора в кремлевский Успенский собор с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, с иконами из московских церквей священномученика Ермолая, Введенской на Лубянке. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов монастырь. В подземном храме, который был сооружен на месте предполагаемой темницы Патриарха, был совершен молебен.

В 1912 году были опубликованы многочисленные научные и научно-популярные сочинения, посвященные Патриарху Гермогену1.

Начало процессу канонизации положило ходатайство православных жителей Москвы к Святейшему Синоду о причислении Патриарха Гермогена к лику святых.

Православные люди московские, всех званий и состояний, являются по великой милости Божией изо дня в день очевидными свидетелями вразумительных знамений небесного промышления о нашем Отечестве: вот уже несколько лет, с самого начала недавней смуты, для вразумления мятущихся и укрепления колеблющихся, в нашем Большом Успенском соборе, у гробницы Святейшего Ермогена, Патриарха всея России, обильно изливается на недугующих и страждущих благодатный поток поразительных чудотворений; и народ не только со всей Москвы, но из разных концов России, ныне переполняет первопрестольный храм, ища себе помощи в молитвах издревле чтимого первосвятителя.

Недавнее, по благословению Святейшего Синода, всероссийское торжество чествования (17 февраля 1912 года) трехвековой памяти поистине Святейшего изо всех семи наших Патриархов первосвятителя раскрыло пред очами русского народа всё величие его подвигов как спасителя веры и Отечества в годину гибельнейшего лихолетия, всю святость его жизни и мученической смерти, и напомнило всем нам, что древняя Святая Русь глубоко чтила сего «несокрушимого столпа веры и Отечества как нового исповедника», вписывала его имя, как святого, в диптихи церковные и что, наконец, Господь троекратно (в 1654, 1812 и 1883 годах2) свидетельствовал нетление его священных останков.

Во всем этом мы видим знаменательное указание свыше, что настало лето благоприятное, и приспело время светлого торжества для окончательного прославления церковною властью всенародно чтимого святого, для открытия его многоцелебных мощей, дабы не мы молились о нем, а он о нас.

Промыслу Божию угодно было поставить вас, высокочтимый архипастырь, в число преемников четырех Богом прославленных Московских святителей. Молим вас, высокопреосвященнейший владыко, не укосните исходатайствовать пред Святейшим Синодом и нашим возлюбленным и благочестивейшим монархом, чтобы Святейший Патриарх Ермоген причтен был к лику святых как открытый молитвенник за Святую Русь3.

Святейший Синод поручил митрополиту Московскому святителю Макарию (Парвицкому-Невскому) приступить к собиранию и изучению необходимых сведений об исцелениях по молитвам к Патриарху Гермогену, каковые сведения записывались в особую книгу при Большом Успенском соборе, а затем собранные сведения представить на рассмотрение Святейшего Синода.

По получении указа Святейшего Синода в Москве была организована комиссия, в состав которой вошли викарий Московской митрополии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), наместник Чудова монастыря священномученик архимандрит Арсений (Жадановский), протоиерей Владимир Марков, священномученик протоиерей Иоанн Восторгов и др.

Комиссия изучила свидетельства о чудотворениях, бывших у гробницы святителя Гермогена, и удостоверилась в их подлинности. Постановили составить тропарь, кондак, молитву и службу святителю Гермогену.

Комиссия также вынесла решение установить празднование святителю Гермогену в день его мученической кончины, 17 февраля, и в день открытия его мощей. Имя Патриарха в Московской епархии должно поминаться «на отпустах» при всех службах. Раку с мощами святителя решено оставить на том месте, где до сих пор почивал Святейший Гермоген, то есть в юго-западном углу Успенского собора4.

Постановления комиссии с подробным обследованием чудотворений митрополитом Макарием были представлены на рассмотрение Святейшего Синода.

14 апреля 1913 года Святейший Синод вынес следующее определение:

«1) мученически скончавшегося Святейшего Всероссийского Патриарха Ермогена признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом на месте их упокоения;

2) торжественное прославление святителя приурочить к воскресению, 12 мая сего года, поручив сие совершить первенствующему митрополиту Санкт-Петербургскому Владимиру, совместно с преосвященным митрополитом Московским и другими постоянно пребывающими в Москве и нарочито для сего чуда имеющими прибыть по своему желанию иерархами;

3) над местом погребения прославляемого угодника Божия устроить особое надгробие и поставить над ним находящийся вблизи места погребения святителя шатер, устроенный усердием и иждивением родоначальника царствующего ныне Дома царя Михаила Феодоровича Романова;

4) службу святителю Ермогену составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать как в день мученической кончины его, 17 февраля, так и в день торжественного прославления его, 12 мая;

5) на службах церковных при возглашении имени Патриарха Ермогена именовать его святителем:

6) объявить о сем во всенародном известии от Святейшего Синода»5.

11–13 мая 1913 года состоялись торжества прославления Патриарха Гермогена. В них принял участие Антиохийский Патриарх Григорий IV.

11 мая 1913 года в Москве состоялись крестные ходы, которые двигались к Кремлю с разных концов города: из Новоспасского монастыря, из Знаменского храма у Крестовой заставы, Дмитриевского на Благуше, Воскресенского в Кадашах и др. В Успенском соборе Кремля было совершено всенощное бдение. Состоялся крестный ход, в котором приняли участие Патриарх Антиохии Григорий IV, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский Макарий, великая княгиня преподобномученица Елисавета Федоровна, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер и др.

Во всех храмах Москвы были совершены торжественные всенощные бдения, а по окончании — отслужены молебны новоявленному святому Гермогену, Патриарху Московскому и всея России чудотворцу.

К торжествам была изготовлено новое «временное» покрытие на гробницу из золоченой бронзы, верхняя доска которого представляла собой иконописное изображение Гермогена6. Основные торжества состоялись 12 мая 1913 года, когда у гроба Патриарха Гермогена синодальный хор, одетый в костюмы, изготовленные по эскизам В.М. Васнецова, пропел составленные к этому дню песнопения. Литургию в Успенском соборе совершил Патриарх Антиохийский Григорий IV в сослужении митрополита Санкт-Петербургского Владимира, митрополита Московского и Коломенского Макария, архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого), протоиерея Иоанна Восторгова, духовника Марфо-Мариинской обители милосердия протоиерея преподобноисповедника Митрофана Сребрянского и др.

Прошел крестный ход с иконой Гермогена, написанной Васнецовым. Процессия включала до 400 священников и до 300 диаконов и псаломщиков. Впереди шло до 200 хоругвеносцев. Икону святителя Гермогена вознесли на Лобное место, и туда же поднялись Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы. Патриарх по-славянски прочитал Евангелие, протодиакон Константин Розов провозгласил ектению, Патриарх осенил крест на все четыре стороны толпы богомольцев. Крестный ход вернулся в Успенский собор, и Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы, священнослужители приложились к гробнице новоявленного угодника Божия. По завершении богослужения у гробницы святителя соборный причт совершал непрерывные молебны.

13 мая было совершено освящение храма во имя Патриарха Гермогена — подземной церкви в Чудовом монастыре на месте предполагаемой темницы святителя.

Велико значение канонизации Патриарха Гермогена в истории Русской Православной Церкви XX века. Прославлением Патриарха-патриота, Патриарха — борца с иноземными захватчиками подчеркивалась роль Православной Церкви в истории России. В прославлении в лике святых Патриарха-мученика отразились и чаяния церковной общественности о восстановлении патриаршества7.

_________________________________________________________

1 См.: Кедров С.И. Жизнеописание святителя Гермогена, патриарха Московского и всея России. М., 1912; Назаревский В.В. Святейший патриарх Гермоген. М., 1912;. Восторгов И.И., прот. Во славу святого Гермогена, Патриарха Всероссийского. Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления. М., 1913.

2 В 1654 г. оказавшиеся нетленными останки Патриарха Гермогена были перенесены по инициативе Патриарха Никона из Чудова монастыря в Успенский собор Московского Кремля. В 1812 г., когда Москву захватили войска Наполеона, мощи Патриарха Гермогена были выброшены из гроба и после освобождения Москвы обнаружены на полу Успенского собора. В 1883 г. при случайном открытии гроба мощи Патриарха были обнаружены нетленными.

3 Цит по кн.: Патриарх Ермоген. Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление / Сост. Е.А. Смирнова. М., 1997. С. 208–209.

4             Там же. С. 227–228.

5             Там же. С. 234–235.

6 К торжественному открытию мощей святителя в 1914 г. была изготовлена иждивением Николая II большая серебряная рака, которая, по всей видимости, была отдана затем на переплавку в 1922 г. во время изъятия церковных ценностей советской властью // Там же. С. 391–392, прим. 150.

7 См.: Фриз Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. № 2. С. 111–112.

30 марта 2012 г. 15:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи