выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Аналитика
Патриарх Ермоген. Художник Филипп Москвитин, 2009г
30 марта 2012 г. 15:45
версия для печати версия для печати

Канонизация Патриарха Гермогена

Святейший Синод начал изучать вопрос о канонизации Патриарха Гермогена накануне празднования 300-летия со дня его кончины.

В 1912 году отмечали память Патриарха Гермогена в связи с 300-летием со дня его кончины. Торжества возглавил митрополит Московский священномученик Владимир (Богоявленский). В торжествах приняла участие великая княгиня преподобномученица Елисавета Федоровна.

18 февраля состоялся крестный ход из Казанского собора в кремлевский Успенский собор с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, с иконами из московских церквей священномученика Ермолая, Введенской на Лубянке. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов монастырь. В подземном храме, который был сооружен на месте предполагаемой темницы Патриарха, был совершен молебен.

В 1912 году были опубликованы многочисленные научные и научно-популярные сочинения, посвященные Патриарху Гермогену1.

Начало процессу канонизации положило ходатайство православных жителей Москвы к Святейшему Синоду о причислении Патриарха Гермогена к лику святых.

Православные люди московские, всех званий и состояний, являются по великой милости Божией изо дня в день очевидными свидетелями вразумительных знамений небесного промышления о нашем Отечестве: вот уже несколько лет, с самого начала недавней смуты, для вразумления мятущихся и укрепления колеблющихся, в нашем Большом Успенском соборе, у гробницы Святейшего Ермогена, Патриарха всея России, обильно изливается на недугующих и страждущих благодатный поток поразительных чудотворений; и народ не только со всей Москвы, но из разных концов России, ныне переполняет первопрестольный храм, ища себе помощи в молитвах издревле чтимого первосвятителя.

Недавнее, по благословению Святейшего Синода, всероссийское торжество чествования (17 февраля 1912 года) трехвековой памяти поистине Святейшего изо всех семи наших Патриархов первосвятителя раскрыло пред очами русского народа всё величие его подвигов как спасителя веры и Отечества в годину гибельнейшего лихолетия, всю святость его жизни и мученической смерти, и напомнило всем нам, что древняя Святая Русь глубоко чтила сего «несокрушимого столпа веры и Отечества как нового исповедника», вписывала его имя, как святого, в диптихи церковные и что, наконец, Господь троекратно (в 1654, 1812 и 1883 годах2) свидетельствовал нетление его священных останков.

Во всем этом мы видим знаменательное указание свыше, что настало лето благоприятное, и приспело время светлого торжества для окончательного прославления церковною властью всенародно чтимого святого, для открытия его многоцелебных мощей, дабы не мы молились о нем, а он о нас.

Промыслу Божию угодно было поставить вас, высокочтимый архипастырь, в число преемников четырех Богом прославленных Московских святителей. Молим вас, высокопреосвященнейший владыко, не укосните исходатайствовать пред Святейшим Синодом и нашим возлюбленным и благочестивейшим монархом, чтобы Святейший Патриарх Ермоген причтен был к лику святых как открытый молитвенник за Святую Русь3.

Святейший Синод поручил митрополиту Московскому святителю Макарию (Парвицкому-Невскому) приступить к собиранию и изучению необходимых сведений об исцелениях по молитвам к Патриарху Гермогену, каковые сведения записывались в особую книгу при Большом Успенском соборе, а затем собранные сведения представить на рассмотрение Святейшего Синода.

По получении указа Святейшего Синода в Москве была организована комиссия, в состав которой вошли викарий Московской митрополии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), наместник Чудова монастыря священномученик архимандрит Арсений (Жадановский), протоиерей Владимир Марков, священномученик протоиерей Иоанн Восторгов и др.

Комиссия изучила свидетельства о чудотворениях, бывших у гробницы святителя Гермогена, и удостоверилась в их подлинности. Постановили составить тропарь, кондак, молитву и службу святителю Гермогену.

Комиссия также вынесла решение установить празднование святителю Гермогену в день его мученической кончины, 17 февраля, и в день открытия его мощей. Имя Патриарха в Московской епархии должно поминаться «на отпустах» при всех службах. Раку с мощами святителя решено оставить на том месте, где до сих пор почивал Святейший Гермоген, то есть в юго-западном углу Успенского собора4.

Постановления комиссии с подробным обследованием чудотворений митрополитом Макарием были представлены на рассмотрение Святейшего Синода.

14 апреля 1913 года Святейший Синод вынес следующее определение:

«1) мученически скончавшегося Святейшего Всероссийского Патриарха Ермогена признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом на месте их упокоения;

2) торжественное прославление святителя приурочить к воскресению, 12 мая сего года, поручив сие совершить первенствующему митрополиту Санкт-Петербургскому Владимиру, совместно с преосвященным митрополитом Московским и другими постоянно пребывающими в Москве и нарочито для сего чуда имеющими прибыть по своему желанию иерархами;

3) над местом погребения прославляемого угодника Божия устроить особое надгробие и поставить над ним находящийся вблизи места погребения святителя шатер, устроенный усердием и иждивением родоначальника царствующего ныне Дома царя Михаила Феодоровича Романова;

4) службу святителю Ермогену составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать как в день мученической кончины его, 17 февраля, так и в день торжественного прославления его, 12 мая;

5) на службах церковных при возглашении имени Патриарха Ермогена именовать его святителем:

6) объявить о сем во всенародном известии от Святейшего Синода»5.

11–13 мая 1913 года состоялись торжества прославления Патриарха Гермогена. В них принял участие Антиохийский Патриарх Григорий IV.

11 мая 1913 года в Москве состоялись крестные ходы, которые двигались к Кремлю с разных концов города: из Новоспасского монастыря, из Знаменского храма у Крестовой заставы, Дмитриевского на Благуше, Воскресенского в Кадашах и др. В Успенском соборе Кремля было совершено всенощное бдение. Состоялся крестный ход, в котором приняли участие Патриарх Антиохии Григорий IV, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский Макарий, великая княгиня преподобномученица Елисавета Федоровна, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер и др.

Во всех храмах Москвы были совершены торжественные всенощные бдения, а по окончании — отслужены молебны новоявленному святому Гермогену, Патриарху Московскому и всея России чудотворцу.

К торжествам была изготовлено новое «временное» покрытие на гробницу из золоченой бронзы, верхняя доска которого представляла собой иконописное изображение Гермогена6. Основные торжества состоялись 12 мая 1913 года, когда у гроба Патриарха Гермогена синодальный хор, одетый в костюмы, изготовленные по эскизам В.М. Васнецова, пропел составленные к этому дню песнопения. Литургию в Успенском соборе совершил Патриарх Антиохийский Григорий IV в сослужении митрополита Санкт-Петербургского Владимира, митрополита Московского и Коломенского Макария, архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого), протоиерея Иоанна Восторгова, духовника Марфо-Мариинской обители милосердия протоиерея преподобноисповедника Митрофана Сребрянского и др.

Прошел крестный ход с иконой Гермогена, написанной Васнецовым. Процессия включала до 400 священников и до 300 диаконов и псаломщиков. Впереди шло до 200 хоругвеносцев. Икону святителя Гермогена вознесли на Лобное место, и туда же поднялись Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы. Патриарх по-славянски прочитал Евангелие, протодиакон Константин Розов провозгласил ектению, Патриарх осенил крест на все четыре стороны толпы богомольцев. Крестный ход вернулся в Успенский собор, и Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы, священнослужители приложились к гробнице новоявленного угодника Божия. По завершении богослужения у гробницы святителя соборный причт совершал непрерывные молебны.

13 мая было совершено освящение храма во имя Патриарха Гермогена — подземной церкви в Чудовом монастыре на месте предполагаемой темницы святителя.

Велико значение канонизации Патриарха Гермогена в истории Русской Православной Церкви XX века. Прославлением Патриарха-патриота, Патриарха — борца с иноземными захватчиками подчеркивалась роль Православной Церкви в истории России. В прославлении в лике святых Патриарха-мученика отразились и чаяния церковной общественности о восстановлении патриаршества7.

_________________________________________________________

1 См.: Кедров С.И. Жизнеописание святителя Гермогена, патриарха Московского и всея России. М., 1912; Назаревский В.В. Святейший патриарх Гермоген. М., 1912;. Восторгов И.И., прот. Во славу святого Гермогена, Патриарха Всероссийского. Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления. М., 1913.

2 В 1654 г. оказавшиеся нетленными останки Патриарха Гермогена были перенесены по инициативе Патриарха Никона из Чудова монастыря в Успенский собор Московского Кремля. В 1812 г., когда Москву захватили войска Наполеона, мощи Патриарха Гермогена были выброшены из гроба и после освобождения Москвы обнаружены на полу Успенского собора. В 1883 г. при случайном открытии гроба мощи Патриарха были обнаружены нетленными.

3 Цит по кн.: Патриарх Ермоген. Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление / Сост. Е.А. Смирнова. М., 1997. С. 208–209.

4             Там же. С. 227–228.

5             Там же. С. 234–235.

6 К торжественному открытию мощей святителя в 1914 г. была изготовлена иждивением Николая II большая серебряная рака, которая, по всей видимости, была отдана затем на переплавку в 1922 г. во время изъятия церковных ценностей советской властью // Там же. С. 391–392, прим. 150.

7 См.: Фриз Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. № 2. С. 111–112.

30 марта 2012 г. 15:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00