iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией
Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков. Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
19 июня 2015 г. 17:20
Аналитика
Музей русской иконы
ЖМП № 5 май 2011 /  12 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Музей русской иконы: собрание шедевров

Вопрос музеефикации и сохранения образцов церковного искусства стоит сейчас особенно остро. Осознав ценность поругаемых в течение 70 лет святынь, общество весьма озабочено, как же вернуть и сохранить остатки нашего наследия, рассеянные по всему миру. С февраля в Москве действует первый частный музей иконы. Это стало не только значимым культурным событием в жизни столицы, но и важным шагом к раскрытию для широкой публики частных коллекций, где до сегодняшнего дня хранится значительная часть сокровищ древнерусского искусства.

Музей русской иконы — не только самое крупное и значительное по уровню представленных произведений частное собрание, но и, безусловно, самое широкое по охвату материала, поражающее своими хронологическими рамками. Оно включает произведения разных художественных центров восточнохристианского искусства: античные и позднеримские памятники, служившие основой византийской образности; раннехристианские и собственно византийские древности VI–XIV веков, некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших музейных собраниях страны, греческие иконы, целый музей эфиопской христианской культуры.

Основа коллекции — обширное собрание (около шестисот памятников) русской иконописи, охватывающее период от XIV до начала XX века и даже включающее произведения современной церковной живописи. Высокий уровень коллекции отличается подлинно музейным характером, позволяя проследить основные направления, художественные течения, особенности различных местных центров Руси на протяжении всего периода ее развития — от становления национальных особенностей в XIV веке и вплоть до эпохи возрождения древних иконописных традиций в начале XX столетия.

Среди древнейших памятников музея отметим сирийскую надгробную стелу III века, надпись на которой сохранила имя погребенного под ней Клеоника, а вырезанный позже на ее обороте Голгофский крест — память о неизвестном благочестивом христианине.

Уникальна по своему составу, древности и художественной значимости произведений византийская коллекция музея. Светильники-подсвечники, различные по форме и назначению кресты, поликанделоны, лампады и другие предметы литургического убранства VII–XII веков позволяют отчасти реконструировать образ византийского храмового пространства и церквей новокрещеной Киевской Руси, украшенных в домонгольское время привезенными сюда изделиями греческих мастеров. К числу особо ценных памятников относятся редкие выносные запрестольные кресты IX–XII веков.

Коллекция поствизантийских греческих икон музея — явление совершенно нетипичное для частного собирательства в России. Ее шедевром является небольшой образ Богоматери Гликофилусы первой половины XV века, созданный в мастерской знаменитого Ангелоса Акотантоса, предопределившего иконографию и стиль критских икон второй половины XV–XVI века. Грандиозным явлением в музейной практике является резной греческий иконостас конца XVII века, сохранивший свои размеры — почти девять метров шириной, с иконами праздничного, местного ряда и Царскими вратами в центре. Этот ансамбль и его габариты потребовали создания специального зала, спроектированного для его экспонирования, неизбежно получившего название «греческого». Необычен и сам зал, где представлен иконостас: это своего рода храмовое пространство, в котором воссоздан апсида-алтарь, украшенный фреской (высокохудожественной копией знаменитой византийской росписи XII века), престолом-витриной, на которой с помощью музейных экспонатов реконструировано литургическое убранство, запрестольным крестом и даже одеждой священнослужителя. Перед Царскими вратами поставлены подлинные греческие храмовые светильники, создано подобие святилища для почитаемой иконы, западная стена украшена характерными для нее образами Страшного суда и Голгофы.

Важнейшее место в музее занимает собрание русской иконописи XIV–XVII веков, в их числе есть целый ряд шедевров. Среди них — ростовские образы Святителя Николая Мирликийского около середины XIV века из архангельской деревни Кялованьги на реке Онега и «Чуда Георгия о змие» последних двух десятилетий того же столетия. Уникален образ благоверных князей Феодора, Давида и Константина конца XV века — древнейшее из известных нам изображений ярославских святых, близкое ко времени их прославления после обретения мощей в 1463 году. Шесть икон принадлежат одному деисусному чину, когда-то принадлежавшему крупному собору Ростовской земли.  Значительным произведением столичного искусства второй четверти XV века является икона «Пророк Гедеон», один из самых ранних примеров украшения пророческого ряда, прямо следовавшего за рублевской традицией. Храмовая икона «Богоматерь Грузинская» конца века — один из самых ранних примеров иконографии этого почитаемого в Новгороде образа.

Беспрецедентной для частного собирательства является псковская коллекция музея, насчитывающая более десятка древних памятников, в основном относящихся к первой половине — середине XVI века, времени подлинного расцвета средневекового искусства Пскова.

Среди столичных памятников XVI века выделяется царский «парный портрет» великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — тезоименитых святых царя Феодора Иоанновича и Ирины Годуновой, созданный в самом конце столетия.

Многие из музейных икон XVII века могут быть признаны выдающимися произведениями своего времени, например: небольшой моленный образ Преподобного Сергия Радонежского царского мастера, целая группа ярославских икон периода расцвета этого центра, в том числе несколько Царских врат. Безусловным шедевром музея и одним из самых значительных произведений русской живописи является вновь раскрытое и неизвестное до сих пор подписное произведение Симона Ушакова «Богоматерь Одигитрия», сохранившее автограф мастера.

Нельзя обойти молчанием ценнейшее и единственное в России собрание христианских памятников Эфиопии, одного из древнейших государств мира — Абиссинии, чью государственность возводят к библейским временам царя Соломона и царицы Савской. Кресты, иконы, рукописи, миниатюры, памятники прикладного искусства, магические свитки и многое другое составляют целый музей в музее, который в будущем неизбежно станет первым в стране научным центром по изучению этой культуры.

Часть собранных в музее произведений иконописи (около 150) и прикладного искусства (более 300) была приобретена за рубежом: в частных коллекциях, галереях, антикварных салонах, на аукционах. Возвращение на родину древних икон и памятников христианского искусства, вывезенных на Запад в XX веке (во времена массовой эмиграции, затем — Великой Отечественной войны, наконец, переправленных за рубеж контрабандой), музей рассматривает как особое направление своего комплектования, свою историческую миссию. Многие из возвращенных икон (а это четверть собрания), коллекция медного литья, литургического серебра — это первоклассные памятники XVI–XIX веков, совершенно неизвестные в России, выплывшие из небытия и забвения и достойные занять свое место в истории древнерусского искусства. Однако до сих пор за границей находятся сотни произведений отечественной средневековой культуры. Шанс вернуть их, безусловно, есть: музей ведет переговоры о приобретении сразу трех крупных частных коллекций.

Научное исследование и публикация икон музея начались с момента его создания в 2006 году. Тогда он еще располагался во временном помещении Верейской плазы в Москве, но быстро стал известным благодаря целому ряду осуществленных по его инициативе научных проектов и выставок. Например, экспозиция «Возвращенное достояние», организованная в Государственной Третьяковской галерее в 2008 году, посвященная возвращенным коллекционерами иконам из-за границы, и особенно «Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2009 году, в каталогах которых сотрудниками музея были впервые опубликованы более 50-ти икон. На протяжении последних лет памятники активно публикуются в ведущих изданиях страны. Однако остается еще огромное число неопубликованных и неописанных произведений, ждущих своего изучения и атрибуций.

 

Шалина Ирина Александровна — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея, научный консультант Музея русской иконы.

Ирина Шалина
12 мая 2011 г.
Также читайте:
музеи
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи