![]()
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Ювелирная точность Золото и серебро в Православии ценны не только как драгоценные металлы, но и как материалы, несущие определенную смысловую нагрузку. Золото символизирует солнце, свет истины и Самого Господа, а также первосвятительскую и архиерейскую власть. Серебро — нравственную чистоту и девство Пресвятой Богородицы. Ювелирное искусство во многих своих проявлениях связано с жизнью Церкви. В постиндустриальную эпоху ювелиры, как и многие другие мастера декоративно-прикладных искусств, оказались перед рядом вызовов, ответ на которые им предстоит найти. PDF-версия, Начало. PDF-версия, Окончание
14 февраля 2020 г. 10:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец. PDF-версия.
25 декабря 2019 г. 14:12
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2020 /
17 февраля 2021 г. 15:00
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусствеК 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия. Сочетание святости и героики — не единичный случай в мировой истории. В Древней Руси нередко причисляли к лику святых благоверных князей, но многие из них были канонизированы как страстотерпцы: это Борис и Глеб, погибшие от руки Святополка Окаянного, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, замученные в Орде. Были князья, причисленные к лику святых за просветительскую деятельность, например равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, Ярослав Мудрый, строитель собора Святой Софии в Киеве, Даниил Московский. Были среди святых князей и воины, но, как ни странно, их совсем немного. Самые известные — это Тимофей-Довмонт, князь Псковский, и Дмитрий Донской, но последнего канонизировали только в ХХ веке. Так что даже в ряду князей-воинов Александр Невский занимает особое место. Популярность его можно объяснить, видимо, тем, что его образ отвечает существующему в русском народе идеалу правителя: он смел, отважен, готов прийти на помощь, защитить город, а если нужно — может стать и дипломатом, чтобы умом или хитростью одолеть врага. В Российской империи орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им награждали как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году орден был упразднен вместе с другими наградами царского режима. Но во время войны, когда нужно было поднимать патриотический дух в стране, советское правительство вспомнило о народном герое, и 29 июля 1942 года в СССР был вновь учрежден орден Александра Невского — уже как военная награда для командного состава Красной армии. В Российской Федерации эта награда была сохранена, но только теперь медаль ордена Александра Невского воспроизводит дизайн не советского времени, а дореволюционного. Причисленный к лику святых, благоверный князь, естественно, изображался на иконах, но его личность всегда вдохновляла и светских художников, писателей, композиторов, режиссеров. В 1757–1758 годах Михаил Ломоносов создал мозаичный портрет Александра Невского — это было одно из первых неиконных изображений князя. Его писали на своих полотнах многие известные художники: Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Генрих Семирадский, Петр Басин, Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Николай Рерих, а в советское время — Павел Корин, Илья Глазунов. Из современных художников князю посвятили свои работы Павел Рыженко, Вячеслав Рожков, Сергей Присекин и другие. Самое, пожалуй, яркое и выразительное воплощение этого образа мы находим у Павла Дмитриевича Корина (1892–1967). В 1942 году праздновалось 700-летие Ледового побоища, и Комитет по делам искусств обратился к художнику с просьбой написать картину, посвященную Александру Невскому. Корину как бывшему иконописцу-палешанину, ученику М. Нестерова, безусловно, был близок образ древнерусского князя. Но, приняв предложение, художник задумал не просто картину, а триптих на тему Древней Руси. Этот триптих писался в самое тяжелое для страны время — в разгар войны. На центральном полотне, на фоне тревожного неба стоит Александр Невский, опершись на меч. Его лицо сурово, взгляд сосредоточен. Князь облачен в военные доспехи, на нем шлем и красный плащ. За левым плечом развивается стяг с ликом Спаса Нерукотворного: под такими знаменами древнерусские князья шли «за родину и веру» против неприятеля. Вдали виден Великий Новгород с храмом Святой Софии. На правой части триптиха изображены два человека с булавами — это городское ополчение, которое во время нашествий и войн присоединялось к княжеской дружине. А в глубине, на фоне фрески со святителем Николаем Мирликийским, стоит старая женщина — символ народа, который, уповая на заступников небесных, ждет помощи и от земных. Правую часть картины Корин назвал «Старый сказ», а левую — «Северная баллада». На левой части изображена молодая княжна и воин княжеской дружины, простирающий руку вдаль и словно указывающий, откуда идет на Русь неприятель. Но боковые части триптиха — это лишь прелюдия к главному образу. Фигура Александра Невского занимает практически все пространство полотна, что усиливает ощущение его мощи. Образ мгновенно притягивает взгляд зрителя и звучит как мощный аккорд героической симфонии. Впоследствии Корин возвращался к образу Александра Невского, когда работал над мозаиками московского метро. На станции «Комсомольская», в композициях на сводах, можно увидеть изображение князя на коне под развивающимся стягом со Спасом Нерукотворным. Личность Александра Невского привлекала и советских кинематографистов. В 1937 году Сергей Эйзенштейн задумал снять фильм на историческую тему и остановился на образе Александра Невского — народного героя, олицетворявшего свободу и независимость Руси. Князя великолепно сыграл актер Николай Черкасов. Каждый помнит знаменитые слова, произнесенные им перед народом: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!». Естественно, советский зритель не догадывался, что это почти дословная выдержка из Евангелия от Матфея (Мф. 26, 52). Режиссер, прекрасно зная источник цитаты, делает на ней акцент, чтобы подчеркнуть не завоевательный, а оборонительный характер действий Александра Невского. В фильме звучит прекрасная музыка Сергея Прокофьева. Фильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и имел огромный успех. Воодушевленный этим, Прокофьев решил на основе музыки к фильму создать кантату. Он трудился над новым произведением всю зиму 1938–1939 годов и написал кантату ор. 78 в семи частях — «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков». 17 мая 1939 года ее премьера прошла в Большом зале Московской консерватории. После картины Эйзенштейна вышло еще несколько фильмов про Александра Невского: «Господин Великий Новгород» (реж. Алексей Салтыков, 1984 год), «Житие Александра Невского» (реж. Георгий Кузнецов, 1991 год), «Александр. Невская битва» (реж. Игорь Каленов, 2008 год), «Дружина» (реж. Михаил Колпахчиев, 2016 год). В современном искусстве образ Александра Невского стал особенно популярным у скульпторов. В 1993 году в Пскове на горе Соколиха воздвигли монумент в память о Ледовом побоище: именно здесь в 1242 году пролегал путь войска великого князя к месту битвы на Чудском озере. Автор этого памятника — Иосиф Козловский. В 2002 году в Санкт-Петербурге напротив Александро-Невской лавры установили памятник Александру Невскому, созданный по проекту архитектора Валентина Козенюка. На постаменте из розового гранита стоит отлитая бронзовая скульптура князя, восседающего на коне. Памятники Александру Невскому установлены в Великом Новгороде, Москве, Владимире, Александрове, Ростове-на-Дону, Чите и других городах. Образ Александра Невского вдохновлял и мастеров слова. Можно вспомнить яркую повесть «Господин Великий Новгород» писателя Дмитрия Балашова (1927–2000), который специализировался на исторической беллетристике. Созданная в 1977 году, повесть увлекательно описывает сложные перипетии XIII века. Безусловно, заслуживает внимания роман-эпопея «Ратоборцы» советского писателя, литературоведа и журналиста Алексея Югова (1902–1979). В этом произведении описывается жизнь двух величайших защитников Руси — Александра Невского и Даниила Галицкого, показаны непростые взаимоотношения между князьями и рассказано об историческом выборе, который совершает каждый из них. Белорусский писатель Сергей Моссияш (1927–2007), известный своими историческими книгами для юношества, также не обошел вниманием личность великого князя. У него есть роман-трилогия «Александр Невский», где он подробно прослеживает всю жизнь героя от детства до кончины и посмертной славы. Известный писатель-фронтовик Борис Васильев (1924–2013), которого читатели больше знают по военной прозе, в конце жизни увлекся историей и написал ряд романов о русских князьях, в том числе и об Александре Невском. Русский народ бережно хранит память о святом благоверном князе Александре. В 2008 году его имя было выбрано именем России, что говорит о широкой народной популярности этой личности. Не все современные историки дают однозначно положительную оценку деятельности Александра Невского, их взгляды порой диаметрально противоположны, особенно относительно его выбора в пользу Орды. Но в народной памяти и произведениях искусства Александр Невский остается героем, защитником Отечества, легендарной личностью и верным воином Христовым.
17 февраля 2021 г. 15:00
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Протопресвитер Владимир Диваков В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Патриархии». В рубрике «Человек Церкви» будут публиковаться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
Сретение Господне Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе — «Паломничестве ко святым местам (Peregrinatio ad Loca Sancta)». Этот ценнейший памятник датируется концом IV века и принадлежит перу любознательной западной паломницы Эте́рии, или Эгерии (в старой литературе — Сильвия Аквитанка). Ее Перегрина`цио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании (Богоявления)», — зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью. PDF-версия.
14 февраля 2021 г. 19:30
|