iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Аналитика
Петр Басин. Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества.
ЖМП № 7 июль 2020 /  17 февраля 2021 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве

К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.

Сочетание святости и героики — не единичный случай в мировой истории. В Древней Руси нередко причисляли к лику святых благоверных князей, но многие из них были канонизированы как страстотерпцы: это Борис и Глеб, погибшие от  руки Святополка Окаянного, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, замученные в Орде. Были князья, причисленные к лику святых за просветительскую деятельность, например равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, Ярослав Мудрый, строитель собора Святой Софии в Киеве, Даниил Московский. Были среди святых князей и воины, но, как ни странно, их совсем немного. Самые известные — это Тимофей-Довмонт, князь Псковский, и Дмитрий Донской, но последнего канонизировали только в ХХ веке. Так что даже в ряду князей-воинов Александр Невский занимает особое место. Популярность его можно объяснить, видимо, тем, что его образ отвечает существующему в русском народе идеалу правителя: он смел, отважен, готов прийти на помощь, защитить город, а если нужно — может стать и дипломатом, чтобы умом или хитростью одолеть врага.

В Российской империи орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им награждали как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году орден был упразднен вместе с другими наградами царского режима. Но во время войны, когда нужно было поднимать патриотический дух в стране, советское правительство вспомнило о народном герое, и 29 июля 1942 года в СССР был вновь учрежден орден Александра Невского — уже как военная награда для командного состава Красной армии. В Российской Федерации эта награда была сохранена, но только теперь медаль ордена Александра Невского воспроизводит дизайн не советского времени, а дореволюционного.

Причисленный к лику святых, благоверный князь, естественно, изображался на иконах, но его личность всегда вдохновляла и светских художников, писателей, композиторов, режиссеров. В 1757–1758 годах Михаил Ломоносов создал мозаичный портрет Александра Невского — это было одно из первых неиконных изображений князя.

Его писали на своих полотнах многие известные художники: Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Генрих Семирадский, Петр Басин, Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Николай Рерих, а в советское время — Павел Корин, Илья Глазунов. Из современных художников князю посвятили свои ­работы Павел Рыженко, Вячеслав Рожков, Сергей Присекин и другие.

Самое, пожалуй, яркое и выразительное воплощение этого образа мы находим у Павла Дмитриевича Корина (1892–1967).

В 1942 году праздновалось 700-летие Ледового побоища, и Комитет по делам искусств обратился к художнику с просьбой написать картину, посвященную Александру Невскому. Корину как бывшему иконописцу-палешанину, ученику М. Нестерова, безусловно, был близок образ древнерусского князя. Но, приняв предложение, художник задумал не просто картину, а триптих на тему Древней Руси.

Этот триптих писался в самое тяжелое для страны время — в разгар войны. На центральном полотне, на фоне тревожного неба стоит Александр Невский, опершись на меч. Его лицо сурово, взгляд сосредоточен. Князь облачен в военные доспехи, на нем шлем и красный плащ. За левым плечом развивается стяг с ликом Спаса Нерукотворного: под такими знаменами древнерусские князья шли «за родину и веру» против неприятеля. Вдали виден Великий Новгород с храмом Святой Софии. На правой части триптиха изображены два человека с булавами — это городское ополчение, которое во время нашествий и войн присоединялось к княжеской дружине. А в глубине, на фоне фрески со святителем Николаем Мирликийским, стоит старая женщина — символ народа, который, уповая на заступников небесных, ждет помощи и от земных. Правую часть картины Корин назвал «Старый сказ», а левую — «Северная баллада». На левой части изображена молодая княжна и воин княжеской дружины, простирающий руку вдаль и словно указывающий, откуда идет на Русь неприятель.

Но боковые части триптиха — это лишь прелюдия к главному образу. Фигура Александра Невского занимает практически все пространство полотна, что усиливает ощущение его мощи. Образ мгновенно притягивает взгляд зрителя и звучит как мощный аккорд героической симфонии. Впоследствии Корин возвращался к образу Александра Невского, когда работал над мозаиками московского метро. На станции «Комсомольская», в композициях на сводах, можно увидеть изображение князя на коне под развивающимся стягом со Спасом Нерукотворным.

Личность Александра Невского привлекала и советских кинематографистов. В 1937 году Сергей Эйзенштейн задумал снять фильм на историческую тему и остановился на образе Александра Невского — народного героя, олицетворявшего свободу и независимость Руси. Князя великолепно сыграл актер Николай Черкасов. Каждый помнит знаменитые слова, произнесенные им перед народом: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!». Естественно, советский зритель не догадывался, что это почти дословная выдержка из Евангелия от Матфея (Мф. 26, 52). Режиссер, прекрасно зная источник цитаты, делает на ней акцент, чтобы подчеркнуть не завоевательный, а оборонительный характер действий Александра Невского. В фильме звучит прекрасная музыка Сергея Прокофьева.

Фильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и имел огромный успех. Воодушевленный этим, Прокофьев решил на основе музыки к фильму создать кантату. Он трудился над новым произведением всю зиму 1938–1939 годов и написал кантату ор. 78 в семи частях — «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков». 17 мая 1939 года ее премьера прошла в Большом зале Московской консерватории.

После картины Эйзенштейна вышло еще несколько фильмов про Александра Невского: «Господин Великий Новгород» (реж. Алексей Салтыков, 1984 год), «Житие Александра Невского» (реж. Георгий Кузнецов, 1991 год), «Александр. Невская битва» (реж. Игорь Каленов, 2008 год), «Дружина» (реж. Михаил Колпахчиев, 2016 год).

В современном искусстве образ Александра Невского стал особенно популярным у скульпторов. В 1993 году в Пскове на горе Соколиха воздвигли монумент в память о Ледовом побоище:  именно здесь в 1242 году пролегал путь войска великого князя к месту битвы на Чудском озере. Автор этого памятника — Иосиф Козловский.

В 2002 году в Санкт-Петербурге напротив Александро-Невской лавры установили памятник Александру Невскому, созданный по проекту архитектора Валентина Козенюка. На постаменте из розового гранита стоит отлитая бронзовая скульптура князя, восседающего на коне.

Памятники Александру Невскому установлены в Великом Новгороде, Москве, Владимире, Александрове, Ростове-на-Дону, Чите и других городах.

Образ Александра Невского вдохновлял и мастеров слова. Можно вспомнить яркую повесть «Господин Великий Новгород» писателя Дмитрия Балашова (1927–2000), который специ­ализировался на исторической беллетристике. Созданная в 1977 году, повесть увлекательно описывает сложные перипетии XIII века.

Безусловно, заслуживает внимания роман-эпопея «Ратоборцы» советского писателя, литературоведа и журналиста Алексея Югова (1902–1979). В этом произведении описывается жизнь двух величайших защитников Руси — Александ­ра Невского и Даниила Галицкого, показаны непростые взаимоотношения между князьями и рассказано об историческом выборе, который совершает каждый из них.

Белорусский писатель Сергей Моссияш (1927–2007), известный своими историческими книгами для юношества, также не обошел вниманием личность великого князя. У него есть роман-трилогия «Александр Невский», где он подробно прослеживает всю жизнь героя от детства до кончины и посмертной славы.

Известный писатель-фронтовик Борис Васильев (1924–2013), которого читатели больше знают по военной прозе, в конце жизни увлекся историей и написал ряд романов о русских князьях, в том числе и об Александре Невском.

Русский народ бережно хранит память о святом благоверном князе Александре. В 2008 году его имя было выбрано именем России, что говорит о широкой народной популярности этой личности. Не все современные историки дают однозначно положительную оценку деятельности Александра Невского, их взгляды порой диаметрально противоположны, особенно относительно его выбора в пользу Орды. Но в народной памяти и произведениях искусства Александр Невский остается героем, защитником Отечества, легендарной личностью и верным воином Христовым.

Ирина Языкова
17 февраля 2021 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00