выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Аналитика
Петр Басин. Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества.
ЖМП № 7 июль 2020 /  17 февраля 2021 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве

К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.

Сочетание святости и героики — не единичный случай в мировой истории. В Древней Руси нередко причисляли к лику святых благоверных князей, но многие из них были канонизированы как страстотерпцы: это Борис и Глеб, погибшие от  руки Святополка Окаянного, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, замученные в Орде. Были князья, причисленные к лику святых за просветительскую деятельность, например равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, Ярослав Мудрый, строитель собора Святой Софии в Киеве, Даниил Московский. Были среди святых князей и воины, но, как ни странно, их совсем немного. Самые известные — это Тимофей-Довмонт, князь Псковский, и Дмитрий Донской, но последнего канонизировали только в ХХ веке. Так что даже в ряду князей-воинов Александр Невский занимает особое место. Популярность его можно объяснить, видимо, тем, что его образ отвечает существующему в русском народе идеалу правителя: он смел, отважен, готов прийти на помощь, защитить город, а если нужно — может стать и дипломатом, чтобы умом или хитростью одолеть врага.

В Российской империи орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им награждали как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году орден был упразднен вместе с другими наградами царского режима. Но во время войны, когда нужно было поднимать патриотический дух в стране, советское правительство вспомнило о народном герое, и 29 июля 1942 года в СССР был вновь учрежден орден Александра Невского — уже как военная награда для командного состава Красной армии. В Российской Федерации эта награда была сохранена, но только теперь медаль ордена Александра Невского воспроизводит дизайн не советского времени, а дореволюционного.

Причисленный к лику святых, благоверный князь, естественно, изображался на иконах, но его личность всегда вдохновляла и светских художников, писателей, композиторов, режиссеров. В 1757–1758 годах Михаил Ломоносов создал мозаичный портрет Александра Невского — это было одно из первых неиконных изображений князя.

Его писали на своих полотнах многие известные художники: Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Генрих Семирадский, Петр Басин, Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Николай Рерих, а в советское время — Павел Корин, Илья Глазунов. Из современных художников князю посвятили свои ­работы Павел Рыженко, Вячеслав Рожков, Сергей Присекин и другие.

Самое, пожалуй, яркое и выразительное воплощение этого образа мы находим у Павла Дмитриевича Корина (1892–1967).

В 1942 году праздновалось 700-летие Ледового побоища, и Комитет по делам искусств обратился к художнику с просьбой написать картину, посвященную Александру Невскому. Корину как бывшему иконописцу-палешанину, ученику М. Нестерова, безусловно, был близок образ древнерусского князя. Но, приняв предложение, художник задумал не просто картину, а триптих на тему Древней Руси.

Этот триптих писался в самое тяжелое для страны время — в разгар войны. На центральном полотне, на фоне тревожного неба стоит Александр Невский, опершись на меч. Его лицо сурово, взгляд сосредоточен. Князь облачен в военные доспехи, на нем шлем и красный плащ. За левым плечом развивается стяг с ликом Спаса Нерукотворного: под такими знаменами древнерусские князья шли «за родину и веру» против неприятеля. Вдали виден Великий Новгород с храмом Святой Софии. На правой части триптиха изображены два человека с булавами — это городское ополчение, которое во время нашествий и войн присоединялось к княжеской дружине. А в глубине, на фоне фрески со святителем Николаем Мирликийским, стоит старая женщина — символ народа, который, уповая на заступников небесных, ждет помощи и от земных. Правую часть картины Корин назвал «Старый сказ», а левую — «Северная баллада». На левой части изображена молодая княжна и воин княжеской дружины, простирающий руку вдаль и словно указывающий, откуда идет на Русь неприятель.

Но боковые части триптиха — это лишь прелюдия к главному образу. Фигура Александра Невского занимает практически все пространство полотна, что усиливает ощущение его мощи. Образ мгновенно притягивает взгляд зрителя и звучит как мощный аккорд героической симфонии. Впоследствии Корин возвращался к образу Александра Невского, когда работал над мозаиками московского метро. На станции «Комсомольская», в композициях на сводах, можно увидеть изображение князя на коне под развивающимся стягом со Спасом Нерукотворным.

Личность Александра Невского привлекала и советских кинематографистов. В 1937 году Сергей Эйзенштейн задумал снять фильм на историческую тему и остановился на образе Александра Невского — народного героя, олицетворявшего свободу и независимость Руси. Князя великолепно сыграл актер Николай Черкасов. Каждый помнит знаменитые слова, произнесенные им перед народом: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!». Естественно, советский зритель не догадывался, что это почти дословная выдержка из Евангелия от Матфея (Мф. 26, 52). Режиссер, прекрасно зная источник цитаты, делает на ней акцент, чтобы подчеркнуть не завоевательный, а оборонительный характер действий Александра Невского. В фильме звучит прекрасная музыка Сергея Прокофьева.

Фильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и имел огромный успех. Воодушевленный этим, Прокофьев решил на основе музыки к фильму создать кантату. Он трудился над новым произведением всю зиму 1938–1939 годов и написал кантату ор. 78 в семи частях — «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков». 17 мая 1939 года ее премьера прошла в Большом зале Московской консерватории.

После картины Эйзенштейна вышло еще несколько фильмов про Александра Невского: «Господин Великий Новгород» (реж. Алексей Салтыков, 1984 год), «Житие Александра Невского» (реж. Георгий Кузнецов, 1991 год), «Александр. Невская битва» (реж. Игорь Каленов, 2008 год), «Дружина» (реж. Михаил Колпахчиев, 2016 год).

В современном искусстве образ Александра Невского стал особенно популярным у скульпторов. В 1993 году в Пскове на горе Соколиха воздвигли монумент в память о Ледовом побоище:  именно здесь в 1242 году пролегал путь войска великого князя к месту битвы на Чудском озере. Автор этого памятника — Иосиф Козловский.

В 2002 году в Санкт-Петербурге напротив Александро-Невской лавры установили памятник Александру Невскому, созданный по проекту архитектора Валентина Козенюка. На постаменте из розового гранита стоит отлитая бронзовая скульптура князя, восседающего на коне.

Памятники Александру Невскому установлены в Великом Новгороде, Москве, Владимире, Александрове, Ростове-на-Дону, Чите и других городах.

Образ Александра Невского вдохновлял и мастеров слова. Можно вспомнить яркую повесть «Господин Великий Новгород» писателя Дмитрия Балашова (1927–2000), который специ­ализировался на исторической беллетристике. Созданная в 1977 году, повесть увлекательно описывает сложные перипетии XIII века.

Безусловно, заслуживает внимания роман-эпопея «Ратоборцы» советского писателя, литературоведа и журналиста Алексея Югова (1902–1979). В этом произведении описывается жизнь двух величайших защитников Руси — Александ­ра Невского и Даниила Галицкого, показаны непростые взаимоотношения между князьями и рассказано об историческом выборе, который совершает каждый из них.

Белорусский писатель Сергей Моссияш (1927–2007), известный своими историческими книгами для юношества, также не обошел вниманием личность великого князя. У него есть роман-трилогия «Александр Невский», где он подробно прослеживает всю жизнь героя от детства до кончины и посмертной славы.

Известный писатель-фронтовик Борис Васильев (1924–2013), которого читатели больше знают по военной прозе, в конце жизни увлекся историей и написал ряд романов о русских князьях, в том числе и об Александре Невском.

Русский народ бережно хранит память о святом благоверном князе Александре. В 2008 году его имя было выбрано именем России, что говорит о широкой народной популярности этой личности. Не все современные историки дают однозначно положительную оценку деятельности Александра Невского, их взгляды порой диаметрально противоположны, особенно относительно его выбора в пользу Орды. Но в народной памяти и произведениях искусства Александр Невский остается героем, защитником Отечества, легендарной личностью и верным воином Христовым.

Ирина Языкова
17 февраля 2021 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00