выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
Команда Второй новосибирской гимназии, обладатель гран-при первого Фестиваля школьных СМИ "Единство". Ноябрь 2010
ЦВ № 20 (464) октябрь 2011 /  4 ноября 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Соработничество в сфере образования. Вопросы преподавания в школе основ религиозной культуры

Русская Православная Церковь воспринимает итоги апробации комплексного курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) как успешные. Апробация, охватившая 21 регион России, затронула десятки тысяч учителей и сотни тысяч школьников по всей стране. Итоги мониторинга, проводившегося в экспериментальных регионах, свидетельствуют, что скептические сценарии, выдвигавшиеся противниками курса, оказались далеки от реальности. Никакого разделения ребят по этноконфессиональному признаку, отчуждения или конфликта не произошло. Дети, которые пошли заниматься Основами исламской культуры или Основами православной культуры, оказались мудрее тех, кто пророчил новый раскол общества. Этот раскол оказался не глубже того, который образуется, когда один класс делят на две группы для изучения разных иностранных языков. Более того, многие родители говорят, что изучение курса ОРКСЭ даже в том виде, в котором он преподается сейчас в государственной школе, идет на пользу их детям с нравственной точки зрения: они становятся внимательней к чужой точке зрения, терпимей, мягче, снисходительней, добрей.

Понятно, что мы стоим лишь в начале пути. Существующие учебники еще далеки от совершенства и, наверное, нуждаются в доработке. Стоит подумать о том, чтобы учебно-методические комплексы постоянно пополнялись с учетом наработанного за эти годы опыта. Необходимо создавать мультимедийные издания, ориентирующиеся на самый высокий уровень существующих информационных технологий. Проблема учебников нуждается в творческом подходе, и Русская Православная Церковь готова участвовать в создании новых, интересных и основательных изданий по курсу ОРКСЭ. Позиция Московского Патриархата состоит в том, что преподавание Основ православной культуры не может происходить только в четвертом или четвертом и пятом классах, как это предусмотрено нынешними учебными планами. Такая методика может существовать в начале эксперимента, но в перспективе ее нельзя признать удовлетворительной ни с педагогической, ни с методологической точки зрения. Мы считаем, что курс ОРКСЭ вообще и ОПК в частности должен последовательно преподаваться на всех ступенях обучения, например, в четвертом, седьмом и десятом классах. Уроки в этих классах станут своего рода «точками роста», которые позволят установить соответствующие межпредметные и метапредметные связи и должным образом отвечать на серьезные вопросы взрослеющих школьников о сути национальной культуры. Московский Патриархат, исходя из этого видения ситуации, считает необходимым распространить существующую модель преподавания на начальную, среднюю и старшую школу.

Особняком стоит вопрос о подготовке и переподготовке педагогических кадров для преподавания ОРКСЭ и доступе религиозных организаций к этому процессу. Представляется странной ситуация, при которой к подготовке педагогов привлекается кто угодно, кроме собственно носителей религиозного мировоззрения. Такая неуместная «равноудаленность» ставит под вопрос адекватность преподаваемых знаний и их соотнесенность с действительным содержанием тех концепций, которые представляют в России традиционные конфессии. Соглашаясь с пониманием курса ОРКСЭ как культурологического, Церковь отнюдь не принимает мысль о необходимости выхолостить и сделать скучным преподавание основ религиозных культур, в первую очередь православной. Участие квалифицированных церковных педагогических и научных кадров в работе по подготовке педагогов может в значительной мере уберечь нас от ошибок, непрофессионализма и профанации задач преподавания единственного в школе предмета, где речь идет напрямую о человеческой душе.

Стоит отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Во многих регионах России Основы православной культуры преподаются уже много лет, иногда больше десятилетия, в рамках региональных факультативов, краеведческих практикумов и т.д. Апробация в этих субъектах Федерации лишь расширила существующие возможности, но не создала принципиально новой ситуации. В этих краях и областях накоплен уникальный педагогический опыт, имеются замечательные наработки, воспитано целое поколение любящих свой предмет учителей. Важно, чтобы в наших усилиях по созданию единообразной модели преподавания системы ОРКСЭ во всей стране опыт регионов-пионеров был в максимальной степени учтен, не подвергся усечению, а, напротив, был бы интегрирован в общий проект на пользу всем тем, кто приступает к преподаванию ОРКСЭ впервые.

Русская Православная Церковь с удовлетворением отмечает, что в соответствии с распоряжением Президента России преподавание курса ОРКСЭ в 2012 году начнется во всех регионах России. Порядок внедрения курса в оставшиеся 62 субъекта Федерации, которые не были охвачены федеральным экспериментом, подробно обсуждался на состоявшемся в сентябре 2011 года в Йошкар-Оле выездном заседании Межведомственного координационного совета (МКС) по мониторингу хода апробации курса ОРКСЭ. Изложенные на заседании предложения Русской Православной Церкви были благожелательно восприняты членами МКС. Мы поддерживаем идею, согласно которой максимально возможное число школ, готовых к внедрению курса ОРКСЭ, включит этот предмет в свои расписания уже в 2012 году, а в 2013-м предмет ОРКСЭ войдет в учебный план всех школ России.

4 ноября 2011 г. 01:00
Ключевые слова: школа, ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи