Современные иконы и ретрофото Валаама, образы земной кончины и обряд венчания глазами историков К Святкам ведущие столичные музеи, традиционно устраивающие выставки православного искусства,порадовали экспозициями практически на любой вкус — выстроенными как академически, таки по современной интерактивной методике. «Журнал Московской Патриархии» советует, на что в них стоит обратить особое внимание. PDF-версия
24 января 2020 г. 10:00
Прошлым веком на Чулыме Авторы документального цикла, частью которого стала эта работа, реализуют давнюю идею запечатлеть на большом экране несколько сюжетов о подвижниках благочестия ХХ столетия в четырех разных пределах Красноярского края. Ранее съемочная группа побывала на востоке (в Канске) и на юге (в Минусинске) региона. Экспедиция на запад, в Ачинское благочиние, на живописные берега Чулыма, стала возможной после победы заявки Издательского дома «Восточная Сибирь» в международном грантовом конкурсе проектов «Православная инициатива». Впереди — визит на север, в Енисейск и Туруханск, где в прошлом веке отбывали ссылку многие арестованные по так называемым делам церковников. PDF-версия
17 мая 2019 г. 14:50
Валаам в объективе Валаам Александра Львова — это прежде всего природа северной островной обители. Разглядывая его снимки, слышишь, как колючий ветер забрасывает пригоршнями снега стройные сосны на ладожском берегу («Метель), как бьются друг о друга колкие ледышки на водной глади («Шуга») и как медленно и неумолимо сковывает озеро могучий панцирь («Первый лед»). Монастырская архитектура здесь — отнюдь не первая скрипка. Она деликатно аккомпанирует главной теме, не вмешиваясь в ее созвучия и не оспаривая ее первенства. PDF-версия
21 ноября 2018 г. 13:50
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства» В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.
13 июня 2025 г. 13:00
Православие и самодержавие Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.
25 апреля 2025 г. 14:00
Игумен Агафангел (Гагуа): «Не опускать руки и трудиться не ради наград» «Журнал Московской Патриархии» продолжает серию публикаций о служении священников в зоне СВО. Наш корреспондент взял интервью у игумена Агафангела (Гагуа), доктора медицинских наук, хирурга, оперирующего в центральных столичных клиниках, а также спасающего жизни раненых в прифронтовых госпиталях. PDF-версия.
9 апреля 2025 г. 12:00
|
![]() Патриархат — это церковная система территориально-административного управления, возникшая в эпоху Вселенских Соборов. В это же время формировалось и каноническое право. Не будет преувеличением назвать патриархаты этой эпохи «классическими» патриархатами. В какой степени система управления Русской Церковью в Московский, Синодальный и Новейший периоды ее истории соответствовала представлениям о патриархате эпохи Вселенских Соборов?
священник Димитрий Пашков
22 января 2009 г. Современные православные миссионеры существуют в контексте двух принципиально разных миссионерских традиций. К одной из них относится проповедь подвижника, который несет личный подвиг ради Христа и, начиная с себя, преображает мир вокруг. К другой — стремление к усилению власти государства, силовое «навязывание» христианства, гонка за отчетностью.
игумен Агафангел (Белых)
22 января 2009 г. Работу зимней сессии XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ продолжили заседания более чем двадцати секций и круглых столов. Как и в прошлые годы, наиболее крупной по числу участников была секция, посвященная актуальным проблемам истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Ниже в сокращенном виде публикуется один из докладов, прозвучавших на этой секции.
священник Александр Мазырин
22 января 2009 г. Новый патриарх будет избран на Поместном Соборе тайным голосованием. Однако в истории Церкви кроме голосования известны случаи избрания патриарха жребием. Если только жребий позволяет увидеть волю Божию, то с какой целью собирается Поместный Собор? Какие выборы более соответствует церковной традиции?
протодиакон Андрей Кураев
22 января 2009 г. Наступающее в апреле 200-летие со дня рождения Н.В.Гоголя, одного из лучших прозаиков и драматургов XIX века, дает повод для размышлений о том, насколько бережно относимся мы к памяти об этом замечательном человеке.
Вадим Дормидонтов
15 января 2009 г. В истории Церкви, как и в истории народа, наблюдаются определенные периоды – эпохи и циклы становления. Но определяются они не календарем, а процессом поэтапного созревания народа для внутреннего и внешнего преображения жизни, а также логикой жизни и смерти тех явлений и сил, которые наполняют собою Бытие и сообщают ему значение и смысл.
иерей Владимир Соколов
15 января 2009 г. К 40-му дню со дня кончины
протоиерей Петр Перекрестов
12 января 2009 г. Православная Церковь учит, что все люди созданы Богом по образу Его и родственны друг другу и что заповеди Христовы о любви к ближнему не имеют границ. Поэтому преподобный Феодосий Печерский говорил: «Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего — будет ли то иудей или мусульманин, <…> — ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных».
протоиерей Всеволод Чаплин
Юрий Максимов Дмитрий Сафонов 26 декабря 2008 г. Зарисовки к портрету Патриарха Алексия Второго
Сергей Чапнин
12 декабря 2008 г. Не будет преувеличением сказать, что наш русский двадцатый век — страшный и славный, кровавый и благословенный — кончился не восемь лет назад, как следует по календарю, а кончается сегодня — с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Николай Лисовой
11 декабря 2008 г. ![]() Когда скончался святой благоверный князь Александр Невский, то Предстоятель Русской Церкви вышел из храма, рыдая, и сказал: «Чадо мои возлюбленные, закатилось солнце земли Русской». Емкость этой фразы, которую никогда раньше не вспоминала, почувствовала сейчас, потому что мы — осиротели: ведь Патриарх — это и есть отец! И Святейший для нас был именно таким.
Наталья Нарочницкая
11 декабря 2008 г. Выступление исполнительного директора фестиваля Сергея Чапнина на открытии III православного фестиваля СМИ «Вера и слово».
Сергей Чапнин
27 ноября 2008 г. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на открытии III фестиваля "Вера и слово" с докладом и дал оценку современному состоянию и перспективам развития церковной информационной деятельности.
24 ноября 2008 г.
Администрация завода "Форд" во Всеволожске (Ленинградская область) не разрешила профессору Московской духовной академии диакону Андрею Кураеву совершить экскурсию по сборочному цеху предприятия. "Коллектив у нас многонациональный, и мы боимся, что вид православного священнослужителя в рясе оскорбит религиозные чувства кого-то из наших сотрудников", — так, по словам о. Андрея, ему объяснили причину отказа
Анна Курская
21 ноября 2008 г. ![]() В конце августа (№ 15–16, 2008 г.) мы опубликовали интервью священника Андрея Давыдова, профессионального художника и иконописца. Последние 12 лет он изучает и восстанавливает утраченную технику иконописи — энкаустику. Им воссозданы уникальные рецепты очищения воска и изготовления восковых красок и написано множество икон методом энкаустики и в смешанной технике темпера-энкаустика.
священник Андрей Давыдов
20 ноября 2008 г. |
![]()
|