iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Аналитика
Активисты молодежного православного лагерного сбора Храма новомучеников и исповедников российских в Бутове устанавливают поклонный крест на Рашкинском погосте (Тверская область)
26 сентября 2012 г. 11:55
версия для печати версия для печати

Верных утверждение: как воздвигают кресты

Завтра, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, на Волжской набережной Самары устанавливается 7-метровый поклонный крест, выполненный кресторезной мастерской Соловецкого монастыря. Как сообщил ЦВ соловецкий мастер-кресторезчик Георгий Кожокарь, это уже второй поклонный крест, охраняющий город на Волге со стороны реки (один размещен выше по течению, второй – ниже). Христианской традиции устанавливать кресты вне храма на земле не одна сотня лет. Обычно эти святыни воздвигают для молитвы и поклонения Спасителю, поэтому в русском языке для них прижился эпитет "поклонные".

Символ веры

Трудно сказать, где и когда появился первый в истории поклонный крест. Скорее всего, случилось это не на наших землях. А вот в Киевской Руси, по преданию, первый поклонный крест поставила на днепровских горах святая равноапостольная княгиня Ольга. В современной же России эта традиция начала возрождаться на излете советской эпохи, после празднования Тысячелетия Крещения Руси.

Сейчас на канонической территории Русской Православной Церкви тысячи поклонных крестов. Но, если верить преданиям, было время на Руси, когда взгляду православного христианина, где бы тот ни находился, открывалось по крайней мере одно зримое воплощение символа нашей веры. Исходя из такого критерия поклонных крестов у нас, конечно, мало.

Поэтому вполне естественно, что кресты продолжают ставить – и по решению властей и органов местного самоуправления, и по инициативе различных общественных организаций, и, что называется, по предложениям снизу. Россия велика, и, быть может, из крупных мегаполисов интенсивность и всеохватность этого движения заметна не очень хорошо. Но, попытавшись подсчитать, сколько поклонных крестов появилось в России только в этом году, мы быстро спасовали, остановившись где-то в районе сотни. Большое получается число! Здесь мы упомянем только о некоторых начинаниях, сопровождавшихся серьезным общественным резонансом.

Верных утверждение

Шире других распространены придорожные кресты. Почти всегда они ставятся у оживленных трасс, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения на дальнюю дорогу. Собственно, и смысл обычно используемых в поклонном кресте компонентов – посоха и копия – получил в нашем народе в первую очередь "придорожную" трактовку (как символов соответственно легкого пути и защиты Господом Богом). Тридцать первого мая митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином был освящен самый большой в России поклонный крест из этой категории – 18-метровое металлическое изделие, собранное и установленное военными строителями на границе трех районов Саратовщины (Татищевского, Петровского и Аткарского).

Тоже металлические – хотя и не такие большие, высотой 8 метров – оградили в этом году Смоленск. Кресты уже поставлены с трех сторон городской черты, вскоре придет черед и четвертого. Первоначально идею "окольцевать" родной город крестами выдвинул руководитель местного отделения Центра социально-консервативной политики Виктор Бабушкин. "Но я лишь получил одобрение в епархии, а участвовали в реализации этого намерения очень многие смоляне, поэтому кресты с полным правом можно назвать народными", - говорит Бабушкин. Не отстают ярославцы. Еще в прошлом году поклонные кресты в этом областном центре появились на въездах со сторон Ростова, Костромы и Романова-Борисоглебска (Тутаева). А тридцатого мая этого года митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон освятил еще один 7-метровый крест на границе города в Заволжском районе – у Яковлевско-Благовещенского храма.

Защищен крестами и еще один волжский город – Камышин (пока, правда, как и Самара, только с двух сторон). Тринадцатого июня здесь были освящены поклонные кресты на трассе Сызрань – Волгоград.

Чуть-чуть обогнали камышинцев жители райцентра Анучино, что в Приморском крае (Арсеньевская епархия). В день Георгия Победоносца по инициативе казачьего атамана Константина Хананова в этом селе тоже поставили второй поклонный крест. Если первый, воздвигнутый два года назад, охраняет Анучино со стороны епархиального центра, то второй установлен на трассе по направлению к краевой столице. "Анучинский район – граница нашей епархии, и хорошо, что при въезде в районный центр каждый православный может перекреститься на крест, защитив себя от врагов видимых и невидимых, - произнес после освящения настоятель здешнего Покровского храма священник Константин Мироненко. – Радостно, что жива душа русская, по промыслу Божию просыпается вера в народе!"

В тот же день, шестого мая, сбылась давняя мечта казаков райцентра Светлый (Оренбургская епархия). Инициативу водружения поклонного креста они выдвинули еще пару лет назад, и все это время шла кропотливая подготовка. Доброхотов и словом, и делом поддержали глава района Владимир Тараканов, директор элеватора "Рудный клад" Владимир Лушников, руководитель Светлинского дорожного управления Игорь Петров. После торжественного освящения креста настоятелем поселкового Покровского храма протоиереем Игорем Никифоровым хорунжий Петр Степанов пообещал поставить такие же кресты у всех населенных пунктов района.

А в приднестровских Дубоссарах только приступают к воздвижению придорожных крестов. В день Успения Пресвятой Богородицы первая такая святыня появилась в микрорайоне Лунга на развилке улиц Димитрова и Готвальда. Половину суммы на изготовление и установку креста вместе с благоустройством прилегающей территории (в пересчете на российскую валюту – свыше 142 тыс. руб.) собрали сами местные жители, остальное добавили предприниматели и власти. "Посмотрел в глаза этих людей. Увидел, что они реально хотят что-то сделать полезное, чтоб осталось для наших детей и внуков, - говорит глава районной администрации Эдуард Канцелевич. - Когда увидел желание, надо было идти навстречу..."

Красота Церкви

Одна из традиционных разновидностей поклонного креста – так называемый заместитель. Обычно он обозначает место, где находилась церковь (как вариант – отмечает точку, под которой находится закладной камень в основании будущего храма). Множество крестов-заместителей появилось в России в 1990-е годы. Но и сейчас их продолжают ставить, поскольку выявляются все новые и новые факты разрушения церковных зданий в прошлом.

Первого июля участники Всекузбасского Феодоровского крестного хода установили в южноуральском селе Улановка, что в Яйском районе Кемеровской области (Мариинская и Юргинская епархия) крест в память о разрушенном в 1920-е годы храме святителя Иоанна Златоуста. Чин освящения креста совершил благочинный Анжеро-Судженского округа священник Александр Гомзяк.

Сразу два креста-заместителя появились летом в пределах Архангельской и Холмогорской митрополии. В день первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил освятил крест в Новодвинской крепости – на месте, где 310 лет назад в присутствии государя императора Петра I был освящен Петропавловский храм (церковь сгорела в 1877г.). А шестью днями позднее благочинный Каргопольского округа священник Андрей Усачев освятил поклонный крест на месте Спасской пустыни Ошевенского монастыря. Увы, до нас не дошла ни одна постройка этой обители, располагавшейся в трех километрах от деревни Озерки, погиб в советские годы и главный ее храм – Спасский собор.

На Ильин день, второго августа, в селе Вторая Питерка благочинным Моршанского благочиния Тамбовской епархии протоиереем Андреем Рыбиным освящен поклонный крест на месте Храма в честь Пророка Божия Илии. Установленный крест – единственное, что осталось от сгоревшей в 1989 году церкви. Богослужения здесь прекратились еще в 1929 году, тогда же скончался и последний настоятель – священник Алексий Розанов. Сейчас крест восстановлен трудами родственницы о. Алексия Марии Чуженьковой.

Двадцать шестого августа в селе Истобном (Липецкая и Елецкая епархия) местные жители водрузили крест-заместитель на месте бывшего Храма святой великомученицы Параскевы Пятницы, разрушенного в 1930-е годы. Освятил крест благочинный Чаплыгинского церковного округа протоиерей Стахий Солодков.

Ангелов слава и демонов язва

Часто можно видеть самодельные кресты там, где жизнь человека оборвала катастрофа. Многим кажется, будто это недавно возникший и весьма сомнительный с духовной точки зрения обычай. Но истоки у него глубокие: так называемые поминальные кресты ставились на месте внезапной гибели христианина, часто на них размещали имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Эта традиция на Руси также не забыта.

Третьего апреля – уже на следующий день после крушения самолета авиакомпании "ЮТэйр" под Тюменью – деревянный поклонный крест появился на месте гибели воздушного судна возле поселка Горьковка. Такой же крест можно было видеть на аэродроме Туношна (Ярославль), где прошлой осенью разбилась хоккейная команда "Локомотив". А к годовщине трагедии седьмого сентября он превратился в настоящий мемориал: гранитный крест и камень с поименным перечислением всех погибших.

Но часто поминальные кресты превращаются в подлинный народный памятник – совершившим ли подвиг на гражданской службе людям, геройски ли павшим ратникам или безвинно замученным страдальцам. Эта традиция возникла и в самом деле сравнительно недавно, и место расположения таких крестов инициаторы их установки выбирают, не ограничивая себя жесткими рамками. Так, двенадцатого июля по благословению епископа Кызыльского и Тувинского Феофана иеромонах Иннокентий (Деньщиков) освятил крест на вершине 700-метровой горы в черте тувинского города Шагонар. Таким образом клирики местного Храма миссионерского стана преподобного Сергия Радонежского увековечили память погибших при тушении таежных пожаров в июне этого года (шестеро из восьми скончавшихся десантников-огнеборцев родом отсюда, из Шагонара). В торжественном крестном ходе на возвышающуюся над Енисеем гору участвовали специально приехавшие из республиканской столицы Кызыла казаки. "Эта гора, которая среди жителей Шагонара именовалась Драконий Зуб, отныне будет зваться Крестопоклонной, - обратился к собравшимся после панихиды о. Иннокентий. - Будем в чистоте и святости сохранять это место, которое с сегодняшнего дня является общегородской святыней и первым поклонным Крестом, установленным в Кызыльской и Тувинской епархии! Здесь будет славиться Имя Божие, будут возноситься молитвы о спасении живых и усопших!"

Два креста-памятника появились благодаря общине московского Храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Двадцать восьмого июля по инициативе директора Мемориального центра на Бутовском полигоне Игоря Гарькавого поклонный крест в память об узниках Свирьлага встал у Петропавловского храма в Лодейном Поле (Санкт-Петербургская епархия). А в августе свою лепту внесли участники молодежного приходского лагеря, трудившиеся в Новоторжском районе Тверской области. "Наш настоятель протоиерей Кирилл Каледа близко знаком со священниками Преображенской церкви в селе Сукромля, - рассказывает руководитель лагерного сбора Олег Мамонов. – Поэтому 22 молодых человека и отправились летом туда поработать. Еще раньше от местных жителей мы узнали: в соседнем Рашкине некогда был большой погост, который в советское время сравняли с землей. До последнего момента это место никак не было обозначено, поэтому мы решили отметить его 4-метровым крестом. Крест мы заказали заранее, дома – своим бутовским мастерам, а потом сами доставили его на место и с молитвой установили".

Похожая история и в станице Старочеркасской (Аксайский район Ростовской области). Когда-то здесь, прямо на донском берегу, было большое казачье захоронение. По крайней мере в этом уверены старожилы: внешних признаков кладбища не осталось. И вот двадцать шестого августа наместник Свято-Донского Старочеркасского ставропигиального мужского монастыря игумен Макарий (Зеленков) освятил новый 6-метровый крест, символически обозначивший место последнего упокоения многих поколений предков здешних казаков.

Наконец, два больших поклонных креста появились в честь павших на Отечественных войнах православных христиан. У северной стены Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря двенадцатого сентября освящен двухметровый гранитный крест, увековечивающий память сложивших головы русских воинов в знаменитом сражении с авангардом 4-го корпуса Великой армии под командованием вице-короля Италии Евгения де Богарне. Пятью неделями ранее в селе Малая Каменка (Саратовская епархия) благочинный Базарно-Карабулакского и Новобурасского благочиния священник Николай Протасов освятил 5-метровый крест в память о земляках, погибших на Великой Отечественной войне. "Если быть точным, от Каменки как раз одно только кладбище и осталось, - говорит о. Николай. – Здесь никогда не было памятника павшим солдатам. Поэтому у жителей соседних сел возникло желание почтить память своих родственников, которые не вернулись с войны домой и место погребения которых неизвестно".

Царей держава

С поистине царским проектом выступил общественный Фонд воинского ордена "Во славу русского воинства". Авторы его так и назвали – "Поклонный крест Святой Руси", пожелав придать своему начинанию международный статус. Целей и задач у него много, но одна из главных – установка поклонных крестов на всей канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Духовником этого движения стал схиархимандрит Илий (Ноздрин), а рабочая группа по установке крестов создана при Красноярской епархии распоряжением митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. Пока, правда, она может похвастаться лишь одним водруженным крестом: двенадцатого августа на территории архитектурно-скульптурного комплекса "Мемориал Славы" в столице Северной Осетии его освятил архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима. Этот крест посвящен молитвенной памяти воинов, павших в 1942 году в битве за Кавказ, и всех, совершивших свой жертвенный подвиг во имя Отечества.

Впрочем, второй крест – в Красноярске – уже запланирован к установке в этом году, он будет посвящен пятилетию подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. "Появится в этом году наш крест и в Бородине, - рассказал ЦВ секретарь рабочей группы Вениамин Бессонов. – В ближайших планах также – Куликово Поле и Прохоровка. Пока мы работаем по шести объектам, предпочитая выходить лишь на те точки, по которым у нас есть полная уверенность в финансовом и организационном обеспечении. Вообще наш проект сроками не ограничен, а интенсивность его развития будет зависеть от того, сколько средств и союзников нам удастся привлечь".

Внимательный читатель, вероятно, заметил: в обширной географии крестовоздвижничества современной России отсутствует столица. Поклонные кресты в Москве, разумеется, есть. Но пока — лишь на территориях, официально считающихся ведомственными (монастырские земли или подворья либо участки учреждений и предприятий с ограниченным доступом – к примеру, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ). Установкой же открытого всем взорам поклонного креста, защищающего и ограждающего всякого держащего путь православного, москвичи пока, как ни странно, похвалиться не могут. Но, возможно, ситуация изменится уже в самом ближайшем будущем. Общественный фонд "Центр национальной славы России" выдвинул предложение посвятить первый такой крест в Москве преподобной Евфросинии Московской – и это, безусловно, справедливо. Органы исполнительной власти уже согласовали его размещение на Рождественском бульваре, и сейчас инициативная группа ждет благословения от священноначалия.

Необычный повод

В конце июня жителей Гришинского сельского поселения (Киквидзенский район Волгоградской обл.) установкой поклонного креста заставила озаботиться... воцарившаяся на юге Европейской части России жуткая жара. Изготовили крест на одном из местных предприятий, а потом и поставили исключительно на пожертвования хуторян. "Прекрасно понимаю односельчан, но у Бога надо просить не дождя, а хорошего урожая", - резонно заметила глава поселения Ирина Апурина, не посмевшая, впрочем, перечить народным чаяниям. Дожди со временем в Волгоградской области пошли, хотя по урожайности зерновых этот год далеко не самый лучший.

Какие еще бывают поклонные кресты

Обетные (памятные или благодарственные) ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Известна, к примеру, часовня под Переславлем-Залесским, построенная как сень над обетным крестом, который по преданию в память рождения в 1557 г. наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Приметные служат ориентиром для мореплавателей, поэтому достигают высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Недавно приметный крест установлен на вершине горы Афон.

26 сентября 2012 г. 11:55
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00