![]()
Вышел в свет №10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Недавно у Церкви появился еще один живой пример для подражания — решением Священного Синода от 25 августа 2022 года в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя священноисповедника Михаила Союзова. Он был настоятелем Князь-Владимирского собора в Петрограде, осужден по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года.
11 октября 2022 г. 13:30
Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Преображение Господне — событие евангельской истории, открывшее ученикам Спасителя Его истинную Божественную природу. После Фавора слова проповеди Христа приобрели иной смысл и иное звучание: в свете Преображения учение Христа наполнилось светом вечности. Много позже ученики будут проповедовать не отвлеченное нравственное учение, но приблизившееся Царствие Небесное, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1).
29 июля 2022 г. 13:00
Циничная афера на уровне государства Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Ящик № 33 В долгой истории обретения мощей Игумена земли Русской есть малоизвестные и таинственные страницы. Об одной из них, связанной с деталями эвакуации великой всероссийской святыни в годы Великой Отечественной войны в уральский город Соликамск, «Журналу Московской Патриархии» рассказал профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, доктор церковной истории протоиерей Алексий Марченко. PDF-версия.
19 июля 2022 г. 16:00
В единстве с Русской Православной Церковью Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда.
29 июня 2022 г. 15:30
Вышел в свет №6 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
26 мая 2022 г. 14:00
Вышел в свет №5 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
27 апреля 2022 г. 17:00
|
![]()
ЖМП № 9 сентябрь 2018 /
9 ноября 2018 г. 11:24
Под созвездием Южного крестаХраму Преподобного Сергия Радонежского в субэкваториальной Африке исполнилось 20 лет. Это единственный русский храм в этом регионе. Более того, храм стал своеобразным «Русским центром», куда за помощью, поддержкой и общением на родном языке обращаются не только местные православные, но и те, кто приезжает в ЮАР в деловые поездки. При этом слово «русский» не совсем отражает состав прихода: здесь духовно окормляются вне зависимости от цвета кожи, национальности, а часть службы идет на английском языке. ПДФ-версия Примечательно, что в одном из музеев Претории хранится икона преподобного Сергия. Ее прислали из России в конце XIX века в знак поддержки буров в англо-бурской войне (1899–1902). Тогда в Южную Африку приехали более 200 добровольцев, врачей, сестер милосердия из России. Этот факт еще не был широко известен, когда определялось название прихода. Так, еще за 100 лет до открытия прихода в честь преподобного Сергия Радонежского Южная Африка оказалась духовно связанной с игуменом земли Русской. Общее дело И в Африке, и в России жизнь православного прихода в основном схожа. На богослужение, духовную жизнь не влияет ни широта, ни долгота. И все же свои особенности у православной общины в Йоханнесбурге есть. До своего переезда в ЮАР многие люди не были воцерковлены. Если они уехали в 1980-х годах или самом начале 1990-х годов, то получили образование и сформировались еще в атеистической среде и не увидели возрождения Православной Церкви на постсоветском пространстве, восстановления порушенных святынь, им не были привиты навыки церковной жизни. Для многих путь к Богу здесь начался прежде всего с участия в общем деле — строительстве храма Преподобного Сергия Радонежского. Затем уже под церковными сводами продолжилось их воцерковление, познание православной веры, практическое вхождение в церковную жизнь. Помимо этого, русский храм в Йоханнесбурге не только духовный центр. Это островок русской культуры на южноафриканской земле. В Южной Африке нет русского культурного центра или другого места, где люди могли бы встретиться. Приезжая в ЮАР в короткую деловую поездку или на постоянное место жительства, люди порой приходят именно в русский храм не только за духовной, но и за житейской, информационной поддержкой, в поиске работы. Только что приехали люди или живут здесь давно — всем нужно человеческое теплое общение на родном языке, помощь словом и делом. Отдельное направление деятельности воскресной школы — создание мультфильмов на основе детских рисунков. Уже вышли мультипликационные истории: «Житие преподобного Сергия глазами детей» и две серии «Евангельских притч». Текст озвучивали учащиеся воскресной школы. Участие в создании мультфильмов помогает им лучше узнать основы православной веры, научиться более уверенно говорить на русском, которым многие из них, родившиеся в смешанных семьях, уже не владеют столь свободно. Сегодня храм Преподобного Сергия Радонежского — единственный русский православный храм в субэкваториальной Африке. Поэтому все русскоязычные общины стран южнее Сахары естественным образом начали тяготеть к этому центру веры и духовной культуры. Еще архимандрит Филарет (Булеков), настоятель нашего храма в 2000–2004 годах, начал развивать региональную деятельность прихода, совершая поездки с целью пастырского окормления православных. Следующий настоятель, протоиерей Иоанн Лапидус, в 2004–2009 годах продолжил и развил это благое начинание. Со временем активные православные общины сложились в южноафриканских городах Кейптаун, Дурбан и в Виндхуке, столице Намибии. В Кейптауне создан местный хор, православные намибийцы находятся на пути к его созданию. За последние годы также проходили богослужения в Мозамбике и Зимбабве. Каждый год я совершаю около 12 выездных богослужений. Наших соотечественников можно найти в каждом крупном африканском городе. Где-то их больше, где-то меньше, но поражает, как далеко от родных мест может забросить человека жизнь. Когда в среде такой местной русскоязычной общины начинает зарождаться тяга к духовному объединению и жажда церковной жизни, то возникает и стремление организовывать богослужения, крестить детей, венчаться. Так у русского прихода в Йоханнесбурге появилась еще одна важная задача — пастырское попечение о православных верующих юга африканского континента, которые не имеют своих храмов. Долгий путь к созданию прихода Первые выходцы из России появились в ЮАР еще в XVIII веке. Это были случайно добравшиеся сюда одиночки, поэтому устойчивой русскоязычной диаспоры в это время не сложилось. Волны эмиграции XX века докатывались и до юга Африканского континента. В начале 1950-х годов в Йоханнесбурге был организован первый русский православный приход во имя святого равноапостольного князя Владимира Русской Православной Церкви Заграницей. Настоятелем стал протоиерей Симеон Стариков, которого через несколько лет сменил архимандрит Алексий (Чернай). Приход был довольно многочисленным. В него входило 240 русских и сербов. Для совершения богослужений община арендовала англиканский собор в центре Йоханнесбурга, а впоследствии жилой дом, где был устроен домовый храм. После закрытия прихода в середине 1960-х годов духовная и культурная жизнь русскоговорящей общины переместилась в Русский дом, связанный с РПЦЗ, где была устроена часовня во имя святителя Николая. Богослужения здесь изредка совершали греческие или сербские священнослужители. Во второй половине XX века в ЮАР начала складываться многочисленная русскоязычная община. Были и потомки эмигрантов начала века, как, например, семья Елагиных. Андрей Данилович Елагин — потомственный дворянин, чей род ведет свое начало с XIV века. После революции 1917 года семья Андрея Даниловича уехала сначала в Европу, а затем в Аргентину. И уже оттуда в 1983 году молодой инженер Андрей Елагин с женой Зинаидой и двумя детьми перебрался в ЮАР. Лишь год спустя супруги Елагины нашли представителей старой русской эмиграции — это была небольшая группа пожилых людей, приехавших в страну в 1950-е годы. Андрей Данилович стал казначеем Русского дома. Уже после создания нашего прихода и начала строительства храма, еще до официального соединения РПЦ и РПЦЗ, вся община обратилась с просьбой принять их в русский приход. Сам же Елагин впоследствии стал старостой прихода Преподобного Сергия Радонежского. Возведение храма В 1999 году в Йоханнесбург из Санкт-Петербурга прибыл отец Сергий Рассказовский, ученый секретарь ЛДАиС и преподаватель догматического богословия. В июле 2000 года отца Сергия Рассказовского, который отправился служить в Торонто, на посту настоятеля храма сменил иеромонах (ныне архимандрит) Филарет (Булеков). До этого он исполнял обязанности секретаря Представительства Московского Патриархата в Дамаске (Сирия). Официальная закладка первого камня состоялась 15 декабря 2001 года в присутствии министра иностранных дел России Игоря Иванова. Основные работы по возведению храмового комплекса, включающего в себя храм, приходской центр и дом священника, были завершены к марту 2003 года. Тем, кто привык видеть храмы практически на каждом шагу, трудно представить себе, какую радость испытывали те люди, которые входили под своды только что возведенного храма. Он стал вторым домом, местом, где можно было помолиться Богу, обновиться душой в спасительных церковных Таинствах, получить ответы на сложные вопросы, поговорить по-русски, обсудить общие проблемы. Людям, оказавшимся так далеко от родины, очень важно полноценно участвовать в христианской жизни, посещая богослужения и слушая наставления пастыря на родном языке. Этапом огромной важности в жизни прихода стала роспись храма. В течение семи месяцев над этим проектом трудилась группа иконописцев из Санкт-Петербургской академии художеств. В январе 2008 года роспись была завершена, храм приобрел законченный вид, и внешнее великолепие теперь стало сочетаться с уникальной внутренней росписью. За стилистическую основу росписи были взяты лучшие образцы древнерусской живописи XII века, в частности роспись Георгиевского храма в Старой Ладоге и фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Архитектурный ансамбль храмового комплекса был завершен в 2013 году при поддержке ПАО «ГМК “Норильский никель”» возведением по проекту архитектора Юрия Кирса часовни во имя святого равноапостольного князя Владимира в память о российских добровольцах, погибших в Южной Африке во время англо-бурской войны 1899–1902 годов. Благодаря появлению часовни и русские, и южноафриканцы заново открыли эту страницу истории взаимоотношений России и Южной Африки и сохранили ее для потомков. Южноафриканцы в русском храме Южно-Африканская Республика — страна со сложной историей. Южноафриканское общество называет себя «rainbow nation» — радужная нация. Впервые так его назвал англиканский архиепископ Кейптауна Десмонд Туту. Смысл этого сравнения прост: несмотря на то что все полоски цвета в радуге имеют свой цвет, вместе они составляют единое неделимое и гармоничное целое. Южноафриканское общество в целом очень религиозно. По статистике 6 из 10 (63 %) человек молятся каждый день. Тот факт, что большая часть населения (86 %) является христианами, положительно сказывается на роли христианства в стране в целом. Четверо из пяти людей в рейтинге доверия государственным и общественным институтам ставят христианские Церкви на первое место. Южноафриканцы живо интересуются историей и учением Православной Церкви. Самое большое впечатление неизменно производит сам облик православного храма. Когда южноафриканцы приходят в наш храм, всё для них экзотично, всё в диковинку. Как сказал один посетитель: «Это не просто дом Божий, это произведение искусства». Прежде всего они поражаются позолоте на куполах, а затем отсутствию скамеек в храме и тому, что на протяжении всей службы молящиеся стоят. Со временем появилось много людей, испытывающих интерес к русской культуре, русскому церковному искусству, музыке, иконописи. Многие из них приняли крещение в одном из греческих храмов Йоханнесбурга или Претории. Прихожане из местных Рита Салливан встретилась впервые с православными 25 лет назад. Это были православный священник Джонатан Проктор и Дэниел Стейн. «Я увидела тот мир, о существовании которого я даже не предполагала», — делится она воспоминаниями после первых бесед о православной вере. Первое посещение православного храма потрясло ее до глубины души. «Впервые в жизни я была в настоящей церкви, с настоящими свечами, настоящими благовониями, красивым пением…», — призналась она позднее. На Лазареву субботу 2002 года отец Филарет совершил чин присоединения к Православной Церкви над Маргаритой Салливан и Елизаветой Вермейер. Так они стали членами прихода Преподобного Сергия Радонежского. Теперь Маргарита печет просфоры. «Я люблю мою духовную семью — приход Преподобного Сергия, и, хотя я не русская, я одна из них», — говорит она о себе. Елизавета отвечает за колокольный звон во время богослужения и пение англоязычного хора. Чтобы сделать богослужение понятным для перешедших в Православие местных жителей, а также детей из смешанных браков, на каждой Литургии произносятся ектении и читается Евангелие не только на церковнославянском, но и на английском. Раз в месяц я совершаю Божественную литургию полностью на английском языке. По сложившейся традиции на богослужении мне помогает диакон Стивен Хейс. В Йоханнесбургской епархии (Александрийская Православная Церковь). Очень часто он приводит с собой африканцев, которые только что были крещены или еще готовятся стать православными, для того чтобы они услышали богослужение на понятном для себя языке. Архимандрит Филарет (Булеков), настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в ЮАР с 2000 по 2004 г. Мои познания о месте моего нового служения, куда я был определен решением Священного Синода, были ближе к детской сказке, чем к реальной картине. Южная Африка — это страна, которая не похожа ни на что из того, что я представлял себе. Это очень развитая страна, с высоким уровнем науки, техники, образования, культуры, медицины, удивительно красивой природой. Время служения в приходе Преподобного Сергия Радонежского было самым интересным и важным периодом в моей жизни. Он навсегда останется моим первым приходом, моим первым опытом как настоятеля. Я попал в мир людей русскоязычных, наших соотечественников, которые окружили меня такой любовью и заботой, словно я был именно тот человек, которого они всю жизнь ждали. Никакой враждебности не было, хотя первое время я видел пристальный, внимательный взгляд этих людей, которые хотели посмотреть и понять — что это за современная церковная молодежь приезжает к нам из России, что будет говорить, делать этот молодой человек? Но довольно быстро они прониклись ко мне доверием и, чем могли, помогали мне. Такова особенность православной церковной жизни за рубежом. Если в Москве у каждого верующего помимо приходской жизни есть еще своя личная жизнь, то у человека, живущего вдали от Отечества, есть огромное желание быть в Церкви, которая дает ему возможность чувствовать себя русским человеком, и жить одной жизнью с общиной, разделяя с ней все радости и трудности. И какой-то другой, отдельной от прихода, жизни у наших соотечественников не было. Что бы ни случилось в семье прихожанина, я всегда об этом знал, и мы вместе переживали эти события. Многих людей я крестил, мы вместе с ними проходили первые шаги в их духовной жизни. Прошло уже много лет, а я с ними до сих пор общаюсь. Этих людей я никогда не смогу вычеркнуть из своей жизни. В жизни нашего прихода Председатель Отдела внешних церковных связей, митрополит Кирилл, будущий Патриарх, принимал самое активное участие, он внимательно следил за ходом строительства храма: утверждал проект, знакомился с фотоотчетами о разных этапах строительства, которые я ему привозил. Особо радостным событием стал визит владыки в ЮАР на освящение храма.
9 ноября 2018 г. 11:24
Ключевые слова:
Африка
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|