![]()
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
Иерей Александр Цыганов От тяжелых ранений, полученных при исполнении пастырского долга в зоне СВО, 21 ноября 2022 года скончался военный священник 76-й десантно-штурмовой дивизии Воздушно-десантных войск, клирик храма благоверного князя Александра Невского г. Пскова иерей Александр Цыганов.
13 февраля 2023 г. 15:00
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
Будет на сем месте благодать Божия В этом году исполняется 600 лет со дня явления на Сахотском болоте неподалеку от Ростова Великого чудотворного Иисусова креста (ныне именуемого Годеновским). В августе прошлого года на заседании Священного Синода (журнал № 77) по ходатайству епископа Переславского и Угличского Феоктиста день явления чудотворного Креста — 29 мая (11 июня по новому стилю) был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви как день празднования этого события. Когда сегодня оказываешься в Годенове и видишь, сколько паломников приезжает каждый день поклониться Кресту, удивляешься, что всего тридцать лет назад эта реликвия находилась практически в забвении и даже могла навсегда исчезнуть. PDF-версия.
17 января 2023 г. 15:00
Служил добросовестно и честно В месяцеслов Русской Православной Церкви в августе этого года были добавлены имена трех новых святых. Согласно постановлению Синода от 25 августа 2022 года (журнал № 76), имена троих священнослужителей (Григория Златорунского, Михаила Союзова и Димитрия Семенова) внесены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. О священномучениках Григории Златорунском и Димитрии Семенове, принявших мученическую смерть за веру Христову в 1918 году, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Комиссии по канонизации святых Ставропольской епархии священник Евгений Шишкин (о священноисповеднике Михаиле Союзове читайте в номере 10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год). PDF-версия.
25 ноября 2022 г. 17:30
«Возгревай во мне дар священства» Григорий Васильевич Златорунский родился 4 января 1877 года в станице Михайловской Кубанской области в семье псаломщика. С малых лет он рос глубоко верующим христианином. В 1894 году, после окончания Екатеринодарского духовного училища, Григорий был назначен на должность псаломщика в Рождество-Богородицкой церкви села Новобурукшунского Александровского уезда Ставропольской губернии. В начале 1896 года вступил в брак с девицей Татианой Евфимовной, а 21 июня того же года рукоположен во диакона. В браке у отца Григория родились три дочери: Мария (21 сентября 1897 года), Людмила (16 сентября 1899 года) и Клавдия (25 марта 1904 года). PDF-версия.
21 ноября 2022 г. 15:00
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе. PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Прости им, Боже Кампания изъятия церковных ценностей в Петрограде имела свои важные особенности, ведь именно здесь в 1922 году прошел самый массовый судебный процесс над православным духовенством. О телеграмме, в которой большевики просили разрешить расстреливать священнослужителей, о том, как вскрытие мощей святого князя Александра Невского стало поводом для возбуждения уголовного дела, и других событиях 1922 года в Петроградской епархии «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Шкаровский. PDF-версия.
15 сентября 2022 г. 18:00
Поле памяти в вятской тайге Одна из важных задач Русской Церкви сегодня — сохранение памяти новомучеников, исповедников и всех невинно пострадавших в годы большевистского террора. «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как ведется эта работа в Вятской епархии.Открытый в феврале 1938 года в непроходимых кайских лесах один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе Главного управления лагерей (ГУЛАГ) Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятлаг) оставил после себя множество массовых захоронений, которые долгие десятилетия были заброшены и забыты. Сегодня усилиями православных волонтеров-поисковиков имена узников лагеря возвращаются из небытия. PDF-версия.
13 сентября 2022 г. 15:30
|
![]()
ЖМП № 12 декабрь 2015 /
19 февраля 2016 г.
Протоиерей Александр Глаголев — преподаватель, богослов, исповедникВторая половина XIX — начало XX века по праву считаются временем расцвета богословской науки в Киевской духовной академии. К концу XIX века Господь собрал в стенах академии целую плеяду маститых профессоров, которые отдавали все свои силы на преподавание вечных истин и воспитание будущих служителей Церкви Христовой. Одним из видных представителей академической науки этого периода был и выдающийся специалист в области Ветхого Завета, профессор протоиерей Александр Глаголев (1872–1937). «В храм вошел небольшого роста священник с длинными прядями волос, слегка согбенный. Его лицо озарял особый свет. Он как бы ушел в радость молитвы и мира. Я не разглядел сразу черт его лица, но эта радость тихого мира сразу привлекла меня к нему. Священник подходил к ликам святых и просил у них молитвы. Он, кланяясь ликам, как бы брал у них благословение. Я никогда и ни у кого не видел такого яркого восприятия иного мира, как у него. Мне ясно стало, что в храме всё живо и образа глянули на меня живыми глазами», — вспоминает о первой встрече с протоиереем Александром Глаголевым в годы Гражданской войны священник Сергий Сидоров. Но отец Александр запомнился в Киеве не только как добрый пастырь, но и как один из талантливейших преподавателей начала ХХ века и как яркий представитель библейско-богословской науки. Преподавательская и научная деятельность Уже с первого года своего обучения в КДА Александр Глаголев подавал большие надежды, зарекомендовал себя как прилежный студент. Его высокие оценки свидетельствовали о том, что он впишет свое имя в историю развития богословской мысли конца XIX – начала XX века. Александр окончил академию в 1898 году первым в разрядном списке и был удостоен степени кандидата богословия за выпускное сочинение на тему «Ветхозаветное библейское учение об ангелах». Эта работа объемом 1047 страниц была признана лучшим выпускным сочинением и рекомендована к доработке и защите в качестве магистерской. Это позволило Александру Глаголеву стать профессорским стипендиатом при академии. Он избрал предметом своего специального изучения Священное Писание Ветхого Завета с еврейским языком. В своей диссертации он утверждал, что библейское учение об ангелах, в частности об ангелах света и демонах, находится в тесной связи с библейским мировоззрением и что «истинный смысл библейского представления об ангелах может быть понят только в связи с идеей о Боге и Его отношением к миру и к человеку». Обобщенное учение об ангелах как вестниках воли Божией и участниках в домостроительстве спасения людей Александр Глаголев сформулировал так: «Учение о добрых и злых духах в Ветхом Завете решительно сосредотачивается около учения о Логосе, в частности учения об Ангеле Иеговы, устроителе и деятеле ветхозаветной теократии. Только с точки зрения христологии получает свое надлежащее освещение вся ангелология и демонология». Поэтому Глаголев признает христологическую идею основным принципом библейской ангелологии. 8 июня 1907 года ректор Киевской духовной академии епископ Платон (Рождественский) был назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским. В результате ректорская должность оказалась вакантной. В сентябре того же года путем тайного голосования ректором избрали священника Александра Глаголева. И хотя этот выбор не был утвержден Синодом, всё же это избрание стало свидетельством высокого авторитета, который имел отец Александр среди профессоров академии. Уже первые годы своей преподавательской деятельности Глаголев заявил о себе как о глубоком исследователе. С 1899 года он состоял на кафедре еврейского языка и библейской археологии. Его авторская программа по библейской археологии для студентов II курса КДА, предложенная в 1902/1903 учебном году (она сохранилась в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского), отличается высокой степенью систематизации предметного материала. В 1910 году после внедрения в КДА нового Устава начался новый период в преподавательской деятельности Глаголева. Он высказал желание перейти на кафедру Священного Писания Ветхого Завета. С соответствующей просьбой отец Александр обратился в совет академии 30 августа 1910 года. В ней он назвал еврейский язык и библейскую археологию вспомогательными средствами для достижения высшей цели — истолкования и посильного постижения Священного Писания. Отец Александр отметил, что с введением в академии нового Устава перед ним открылась возможность, «оставив двор храма библейской науки, вступить в самое ее святилище, чтобы в меру сил своих более непосредственно служить выполнению обозначенной цели его учебно-ученых стремлений». На кафедре Ветхого Завета отец Александр трудился вплоть до закрытия КДА в 1920 году. Богослов-публицист Помимо преподавательской деятельности, начиная с 1899 года, Глаголев был известен и как богослов-публицист. Его статьи касались актуальных вопросов современности. Они регулярно публиковались в «Трудах Киевской духовной академии», «Киевских епархиальных ведомостях», «Православной богословской энциклопедии», журнале «Странник» и других изданиях (см. Справку). По просьбе профессора Санкт-Петербургской духовной академии А.П. Лопухина Глаголев принимал активное участие в подготовке к изданию Толковой Библии. Это был проект создания полного толкования Священного Писания на основании синодального перевода. Лопухин успел подготовить только первый том, содержание которого охватывает толкование Пятикнижия. Издание вышло в свет уже после смерти профессора в 1904 году, но проект был продолжен его преемниками. К написанию текстов для Толковой Библии были привлечены представители всех четырех духовных академий. От КДА в проекте участвовали профессора протоиерей А.Глаголев, В.П. Рыбинский и М.Н. Скабалланович. Однако, по свидетельству профессора Рыбинского, именно отца Александра «следует признать самым ревностным работником в деле составления Толковой Библии». Достаточно перечислить названия библейских книг, комментарии к которым подготовил протоиерей А.Глаголев, чтобы понять масштаб проделанной им работы: Бытие (с 26 главы), Левит, Руфь, 3 и 4 Царств, 2 Паралипоменон, Товит, Притчи Соломона, Песнь Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии и Аггея, а также Соборные послания святых апостолов. Пастырское служение Вскоре после священнической хиротонии Александр Глаголев проходил свое пастырское служение в Добро-Николаевском храме на Подоле, где с 1903 года был настоятелем. Ему посчастливилось служить в храме с богатой историей, восходящей к началу XVII века. Первоначально он был построен Запорожским гетманом Самуилом Кошкой в благодарность за избавление от турецкого плена (ок. 1600 года). В 1907 году был отпразднован столетний юбилей храма. По этому случаю настоятель написал подробную историю храма, которая была издана отдельной брошюрой. Отец Александр так описал устройство внутренней жизни общины: «Храм при своих небольших размерах производит доброе впечатление благоустройством и благолепием. Привлекая молящихся не со своего только прихода, но и с других приходов Киева, весною его во множестве посещают сельские богомольцы, для которых имеются незатейливые, но для цели достаточные помещения». Храм Глаголева стал не только местом служения, но и настоящим домом, тем более что семья пастыря жила в священническом доме неподалеку — на Покровской улице. Поэтому отец Александр всё время проводил в храме, ежедневно совершал богослужения, в определенные дни дежурил в храме и совершал требы. Личного времени практически не оставалось, распорядок дня священнослужителя, как он сам вспоминал, был расписан по часам: «Крайний перерыв между утренним и вечерним богослужением использовался у меня беглым чтением газеты, часовым сном или вообще лежанием на постели с какой-то книжкой, преимущественно моей академической специфичности». После вечернего богослужения и совершения треб отец Александр, уставший, возвращался домой, ужинал и принимался за молитвенное правило к Литургии следующего дня. 6 мая 1914 года за отлично-усердную службу священник Глаголев был возведен в сан протоиерея. Он был пастырем, который любил своих прихожан, и они отвечали ему взаимностью. Он производил необыкновенное впечатление на людей своим смирением. Cовершенно особым образом отец Александр проявил себя и во время еврейских погромов в Киеве во время первой русской революции (1905). С болью в душе вспоминал он дни, в которые толпа грабила еврейские дома и магазины на Подоле, «не щадила ни имущества, ни жизни людей». Пастырь совершал крестные ходы и увещевал мятежников прекратить насилие. Проповедь и личный пример священнослужителя благотворно влияли на «громил черносотенной толпы» — некоторые из них действительно оставляли мародерство. Отец Александр призывал народ не только прекратить погромы, но и сотворить достойные плоды покаяния: «Возвратите всё, неправо попавшее в ваши руки в эти дни, а затем явите христианское попечение обо всех обездоленных в прошедшие черные дни». Закат академии После начала Первой мировой войны КДА переживает один из самых непростых периодов своей истории. В сентябре 1915 года, когда над Киевом нависла угроза оккупации немецкими войсками, Синод принял решение об эвакуации академии в Казань. На некоторое время занятия были приостановлены, а помещения отданы для военных нужд. Как говорил протоиерей Александр Глаголев в конце 1915 года, «академия безропотно и свободно принесла свою жертву на алтарь Отечества, следуя всеобщему призыву: “Всё — для войны, всё — для победы, всё — для спасения Отечества”». Революционные события 1917 года открыли возможность созыва Всероссийского Церковного Собора. Протоиерей Александр Глаголев относился с большой надеждой к перспективе возрождения в Русской Церкви соборного управления. Еще в 1906 году, когда начало работу Предсоборное присутствие, он говорил: «Ныне Православная Русь услышит голос Собора, голос Церкви». Традиции соборности были возрождены и на Украине. В 1918 году в Киеве работал Всеукраинский Православный Церковный Собор, одним из делегатов которого был протоиерей Александр Глаголев. Он состоял членом Учебной комиссии Собора, занимавшейся вопросами духовного образования. На третьей сессии Собора (28 октября — 16 декабря 1918 года) он также был включен в состав подкомиссии, которая была выделена из Учебной комиссии для пересмотра Устава КДА, утвержденного правительством гетмана Павла Скоропадского в июле 1918 года. Кроме вопросов духовного образования подкомиссия пыталась добиться возвращения Киевской академии реквизированных у нее зданий, а также их ремонта за счет государства. Но сделать этого не удалось, поскольку в декабре 1918 года пало гетманское правительство, после чего Украина погрузилась в пучину гражданской войны. В том же году из-за крайне тяжелой ситуации, сложившейся в академии, не было возможности замещать образовавшиеся вакансии ординарных профессоров кандидатами с докторской степенью. В связи с этим совет академии решил отступить от требований Устава и заместить вакантные ординатуры профессорами, имеющими наибольший стаж академической службы. В результате протоиерей Александр Глаголев был избран исполняющим должность ординарного профессора. После окончательного установления в Киеве советской власти в начале 1920 года ректор академии епископ Василий (Богдашевский) сумел зарегистрировать в соответствии с советским законодательством Киевскую православную богословскую академию (КПБА), которая действовала как частное высшее учебное заведение. Отец Александр был одним из тех, кто трудился в академии до последних дней ее существования. Он преподавал в КПБА гомилетику. Поскольку академия к тому времени полностью лишилась своих помещений, священник читал лекции у себя дома. В апреле 1923 года после ареста епископа Василия (Богдашевского) именно протоиерей Александр Глаголев возглавил КПБА в качестве исполняющего обязанности ректора. На его квартире теперь проводились не только лекции, но и заседания совета академии. Подтверждение этому — в его личной переписке с протоиереем Иоанном Корольковым. Так, например, 9 октября 1923 года отец Александр писал: «После богослужения около 1 часу дня имеет быть заседание совета академии в моей квартире по текущим вопросам, очень просил бы Вас побывать в этом собрании». КПБА была окончательно закрыта в мае 1924 года. Тем самым была прервана традиция духовного образования в Киеве. Однако имеются сведения о том, что вплоть до 1930 года протоиерей Глаголев рецензировал научные труды по богословию. Против раскола 1920-е годы стали временем серьезных испытаний для церковной жизни Киева. Особенно острые споры в среде епископата и духовенства вызвала Декларация митрополита Сергия (Страгородского), изданная в 1927 году. Александр Глаголев, хотя и не сочувствовал этому документу, но, не желая нарушить церковное единство, принял ее. Он поступил так же, как и настоятель Киево-Печерской лавры архимандрит Гермоген (Голубев, впоследствии — архиепископ), который говорил, что принял Декларацию лишь внешне, ради сохранения мира церковного: «Моими единомышленниками в этом вопросе были протоиерей М.Едлинский и протоиерей А.Глаголев... Не принимая искренне Декларации, особенно из-за смущающих верующих выражений, мы убеждали не производить из-за этого раскола… так как не видели церковно-канонических оснований для него, усматривая в Декларации политический акт». Следует отметить и тот факт, что в октябре 1927 года Глаголев по поручению архиепископа Василия (Богдашевского) ездил в Харьков. Здесь он принимал участие в подготовке послания митрополита Михаила (Ермакова), текст которого практически дублировал Декларацию митрополита Сергия. Как известно, с февраля 1928 года движение противников Декларации возглавил митрополит Иосиф (Петровых), по имени которого и всё это движение стали называть «иосифлянством». Органы советской власти трактовали «иосифлянство» как одно из «контрреволюционных течений церковников», которое в следственных делах обычно именовали «Истинно-Православной Церковью». На рубеже 1920–1930-х годов было арестовано и осуждено немало приверженцев «иосифлянства». В 1931 году карательные акции ГПУ УССР, направленные против «иосифлян», коснулись и отца Александра. Он был арестован и обвинен в принадлежности к «Истинно-Православной Церкви», но через пять месяцев был освобожден. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что священник не входил в число «иосифлян». Видимо, этим и объясняется его освобождение. Через год, в мае 1932 года, по аналогичному обвинению был арестован его сын Алексей, но уже через восемь дней после допроса он также был освобожден. Когда столицу Украинской ССР перенесли из Харькова в Киев (24 июня 1934 года), здесь началась волна закрытий и разрушений храмов. Это мотивировались тем, что Киев «нуждается в социалистической реконструкции» и перво-наперво город нужно очистить от «памятников гражданской и культовой архитектуры». Храм Николы Доброго был закрыт в 1934 году, после чего Александр Глаголев перешел служить в Набережно-Никольский храм. Кроме того, он с семьей был выселен из приходского дома на Покровской улице. Идти было некуда, потому они обосновались посреди лестничной площадки под колокольней Варваринской церкви. Мебельный интерьер семьи составлял стол и большой сундук, на котором батюшка отдыхал между службами. Внучка протоиерея Магдалина Глаголева-Пальян вспоминала, что 1936 год был невыносимо тяжелым: с уничтожением Добро-Николаевского храма совпала смерть жены отца Александра Зинаиды Петровны: «После этого он внутренне осиротел и очень переменился. Когда тело бабушки из дома под колокольней несли на катафалк, чтобы везти в Набережно-Никольскую церковь... начали уже разрушать дедушкину церковь Святителя Николая. Несмотря на похоронную процессию, на дорогу тут и там сбрасывались камни от разрушенного храма». Крест исповедничества Массовый сталинский террор 1937 года не обошел стороной и отца Александра. 20 октября он был повторно арестован и содержался в Лукьяновской тюрьме. Умер протоиерей А.Глаголев в ходе следствия. Официальная версия его смерти зафиксирована 25 ноября 1937 года. 22 февраля 1938 года следственное дело в отношении А.А. Глаголева было прекращено, однако в документе о прекращении дела указано, что подследственный скончался в тюремной больнице 25 декабря 1937 года (а не 25 ноября, как указано в акте о смерти). Документы, сохранившиеся в Отраслевом архиве Службы безопасности Украины, к сожалению, не позволяют достоверно выяснить обстоятельства и точное время смерти отца Александра. Магдалина Глаголева-Пальян, ознакомившись с материалами следственного дела, написала, что дедушка «скончался от болезни, которой у него никогда раньше не было: от почечной и сердечной недостаточности». Следствие по делу А.А. Глаголева вел оперуполномоченный З.С. Гольдфарб. Он также был следователем по делу киевского митрополита Константина (Дьякова), который умер на допросе при невыясненных обстоятельствах 10 ноября 1937 года. В начале 1939 года Гольдфарб был уволен из органов за «извращение формы ведения следствия». Таким образом, не исключено, что и митрополит Константин, и протоиерей Александр Глаголев умерли в результате применения к ним особо жестоких пыток. Но обстоятельства их смерти, видимо, навсегда останутся тайной... Тела умерших заключенных не выдавали родственникам, из тюрьмы их вывозили на грузовиках и сбрасывали в общую яму на Лукьяновском кладбище. Предположительно протоиерей Александр Глаголев был похоронен именно в такой же общей могиле. Лишь по прошествии многих лет его родственники установили на месте его возможного погребения памятник — крест с аналоем и евангельским текстом «Блаженны изгнании правды ради». В следственном деле протоиерея Александра много несоответствий в обвинительных формулировках. Но всё же материалы следственного дела не дают оснований полагать, что показания, данные отцом Александром, могли нанести кому-нибудь вред. В последнее время о личности протоиерея А.Глаголева всё чаще говорят в контексте его прославления как новомученика. Пока канонизация отца Александра не была осуществлена. Во вступительном слове к сборнику трудов протоиерея А.Глаголева «Купина Неопалимая» покойный Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир писал, что имя отца Александра «еще не занесено в список новомучеников... и еще ждет часа своего прославления». В проповеди о крестоношении 10 марта 1900 года протоиерей Александр Глаголев сказал: «Из детства нас учили чаще знаменовать себя крестным знамением, чтобы мы, ограждая себя им, при всяком деле нашем поминали страдания Христовы и всё творили во славу Божию, не отступая от обязанностей своего христианского звания ни за какие блага мира... не изменяя Господу и Его Евангелию даже до смерти». Эти слова протоиерей Александр Глаголев пронес через всю свою жизнь. Он не пошел на компромисс со своей совестью и не изменил Евангелию даже перед лицом смерти. Справка Александр Александрович Глаголев родился в Тульской губернии 14 февраля 1872 г. в семье настоятеля храма в с. Покровском Одоевского уезда (ныне — Одоевский р-н Тульской обл.) священника Александра Васильевича Глаголева. Начальное образование получил в Белевском духовном училище (1884–1888), среднее — в Тульской духовной семинарии (1888–1894). После окончания семинарского курса успешно сдал вступительные экзамены в КДА. Обучался в академии в 1883–1898 гг., во время ректорства епископа Сильвестра (Малеванского). В 1903 г. вступает в брак, через некоторое время рукоположен в сан священника митрополитом Киевским и Галицкий Флавианом (Городецким). Сначала о. Александр был определен в Киево-Щекавицкую кладбищенскую церковь, но уже 1 июня 1903 г. перемещен на должность настоятеля церкви Николы Доброго на Подоле. В 1914 г. возведен в сан протоиерея. Скончался в тюрьме 25 ноября 1937 г. в ходе следствия. Публикации В «Православной богословской энциклопедии» (1900–1911) были опубликованы статьи протоиерея Александра Глаголева на темы библейско-археологической направленности и иудейской ветхозаветной традиции: «Апокалипсис», «Братья Господни», «Иахин и Воаз», «Иерусалим», «Календарь библейско-еврейский и иудейский», «Кидар», «Кимвал», «Киннор», «Кислев», «Ковчег Ноя», «Козел отпущения». В разные годы в свет вышли его статьи: «Древнееврейская благотворительность» (1902), «Неуместный символизм в изъяснении библейского текста» (1904), «Сионистское движение в современном еврействе и отношение этого движения к всемирно-исторической задаче библейского Израиля» (1905), «Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской Церкви» (1909), «Левиты и Левино колено» (1912), «Купина Неопалимая. Очерк библейско-экзегетический и церковно-археологический» (1914), «3акон ужичества, или Левиратный брак у древних евреев» (1914), «Книга Левит (библиографический очерк)» (1915).
19 февраля 2016 г.
Ключевые слова:
Украина, новомученики
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
|