iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Таинства для людей, находящихся без сознания
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-­портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
5 мая 2022 г. 15:00
Золотая середина в исповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 марта 2022 г. 15:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Аналитика
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /  4 сентября 2012 г.
версия для печати версия для печати

С крестом под пулями

Чудеса героизма на полях сражений проявляли не только профессиональные воины, казаки и партизаны. Не менее отважно и самоотверженно вели себя полковые священники. Один из них — священник Василий Васильковский — стал первым священнослужителем, награжденным Георгиевским крестом за мужество, проявленное в бою.

Отец Василий родился в 1778 году. После окончания Севской духовной семинарии в 1804 году он был рукоположен в священный сан и служил в Ильинской церкви в городе Сумы. После смерти жены батюшка остался с малолетним сыном Семеном на руках. 15 июня 1810 года священник был назначен полковым пастырем 19-го егерского полка. Уже через полгода командир полка полковник Т.Д. Загорский отмечал порядочность, рассудительность и прекрасное владение искусством красноречия отца Василия, а также его образованность — знание математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским.

Отечественную войну 1812 года отец Василий встретил в своем полку (19-й егерский числился в 24-й пехотной дивизии 6-го корпуса 1-й армии). Впервые он оказался в гуще сражения под Витебском. 15 июля 1812 года там разгорелся тяжелейший бой — арьергард армии, в который входил и 19-й егерский полк, прикрывал отход основных сил 1-й армии к Смоленску. Упорная битва продолжалась с раннего утра до самого вечера. В ходе этого боя отец Василий проявил себя настоящим героем. С самого начала сражения он находился в первых рядах своего полка, исповедовал и причащал умирающих. В один из таких моментов священник был тяжело ранен в левую щеку, но, несмотря на большую потерю крови, не покинул поле брани. Вскоре он опять ранен и только после этого, обессилевший, оставил ряды сражавшихся.

18 августа 1812 года командир 24-й пехотной дивизии генерал-майор П.Г. Лихачев обратился к обер-священнику армии и флота протоиерею Иоанну Державину с просьбой о достойном награждении отца Василия за проявленное мужество в бою под Витебском. "Во вверенной мне дивизии 19-го егерского полка священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 года близ города Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненных, где от рикошета ядра землею в левую щеку получил рану, но и с оною находился еще в сражении, пока вторично получил в крест, бывший у него на груди, удар пулею и от оной сильную в грудь контузию; я долгом поставляю о таковой отличности священника Васильковского сообщить Вашему Высокопреподобию и просить покорнейше за ревность его к вере и пользе Монаршей о исходатайствовании пристойного награждения, которого он по всей справедливости заслуживает", — говорилось в письме. Отважный пастырь был награжден правом ношения камилавки — особого головного убора белого духовенства.

Второй свой подвиг отец Василий совершил уже в октябре, во время преследования отступающих французов. В ходе Малоярославского сражения 12 октября 1812 года, по воспоминаниям генерала Д.С. Дохтурова, отец Василий "шел впереди полка со святым крестом и примером своего мужества поощрял воинов к поражению неприятеля, причем он получил рану пулею в голову; сверх того отличился он подобным же поступком в сражении при городе Витебске".

О подвигах священника М.И. Кутузов доложил самому императору Александру I, который распорядился наградить отца Василия боевым орденом святого Георгия IV степени. Это был первый случай, когда столь высокой воинской награды было удостоено духовное лицо. Всего за период с 1813 по 1916 год Георгиевский крест за заслуги на поле боя получили восемнадцать русских священнослужителей.

Спустя много лет, в юбилей этого памятного награждения газета "Русский инвалид" напомнила своим читателям: "Геройское мужество священника Васильковского, находившегося при 19-м Егерском полку, заслуживает признательность соотечественников. Сей достойный и ревностный служитель алтаря во время бывших при Малоярославце и Витебске сражений, неся пред воинством святой крест, личным примером своим поселил в воинах храбрость, поощрял их на праведную брань с полною уверенностию, что под сению Честного и Животворящего креста они прославятся победою над врагами".

Точная дата смерти отца Василия неизвестна. По одним данным, он умер от ран 24 ноября 1813 года, по другим — во время заграничного похода в 1814 году.

4 сентября 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи