iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Аналитика
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /  4 сентября 2012 г.
версия для печати версия для печати

С крестом под пулями

Чудеса героизма на полях сражений проявляли не только профессиональные воины, казаки и партизаны. Не менее отважно и самоотверженно вели себя полковые священники. Один из них — священник Василий Васильковский — стал первым священнослужителем, награжденным Георгиевским крестом за мужество, проявленное в бою.

Отец Василий родился в 1778 году. После окончания Севской духовной семинарии в 1804 году он был рукоположен в священный сан и служил в Ильинской церкви в городе Сумы. После смерти жены батюшка остался с малолетним сыном Семеном на руках. 15 июня 1810 года священник был назначен полковым пастырем 19-го егерского полка. Уже через полгода командир полка полковник Т.Д. Загорский отмечал порядочность, рассудительность и прекрасное владение искусством красноречия отца Василия, а также его образованность — знание математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским.

Отечественную войну 1812 года отец Василий встретил в своем полку (19-й егерский числился в 24-й пехотной дивизии 6-го корпуса 1-й армии). Впервые он оказался в гуще сражения под Витебском. 15 июля 1812 года там разгорелся тяжелейший бой — арьергард армии, в который входил и 19-й егерский полк, прикрывал отход основных сил 1-й армии к Смоленску. Упорная битва продолжалась с раннего утра до самого вечера. В ходе этого боя отец Василий проявил себя настоящим героем. С самого начала сражения он находился в первых рядах своего полка, исповедовал и причащал умирающих. В один из таких моментов священник был тяжело ранен в левую щеку, но, несмотря на большую потерю крови, не покинул поле брани. Вскоре он опять ранен и только после этого, обессилевший, оставил ряды сражавшихся.

18 августа 1812 года командир 24-й пехотной дивизии генерал-майор П.Г. Лихачев обратился к обер-священнику армии и флота протоиерею Иоанну Державину с просьбой о достойном награждении отца Василия за проявленное мужество в бою под Витебском. "Во вверенной мне дивизии 19-го егерского полка священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 года близ города Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненных, где от рикошета ядра землею в левую щеку получил рану, но и с оною находился еще в сражении, пока вторично получил в крест, бывший у него на груди, удар пулею и от оной сильную в грудь контузию; я долгом поставляю о таковой отличности священника Васильковского сообщить Вашему Высокопреподобию и просить покорнейше за ревность его к вере и пользе Монаршей о исходатайствовании пристойного награждения, которого он по всей справедливости заслуживает", — говорилось в письме. Отважный пастырь был награжден правом ношения камилавки — особого головного убора белого духовенства.

Второй свой подвиг отец Василий совершил уже в октябре, во время преследования отступающих французов. В ходе Малоярославского сражения 12 октября 1812 года, по воспоминаниям генерала Д.С. Дохтурова, отец Василий "шел впереди полка со святым крестом и примером своего мужества поощрял воинов к поражению неприятеля, причем он получил рану пулею в голову; сверх того отличился он подобным же поступком в сражении при городе Витебске".

О подвигах священника М.И. Кутузов доложил самому императору Александру I, который распорядился наградить отца Василия боевым орденом святого Георгия IV степени. Это был первый случай, когда столь высокой воинской награды было удостоено духовное лицо. Всего за период с 1813 по 1916 год Георгиевский крест за заслуги на поле боя получили восемнадцать русских священнослужителей.

Спустя много лет, в юбилей этого памятного награждения газета "Русский инвалид" напомнила своим читателям: "Геройское мужество священника Васильковского, находившегося при 19-м Егерском полку, заслуживает признательность соотечественников. Сей достойный и ревностный служитель алтаря во время бывших при Малоярославце и Витебске сражений, неся пред воинством святой крест, личным примером своим поселил в воинах храбрость, поощрял их на праведную брань с полною уверенностию, что под сению Честного и Животворящего креста они прославятся победою над врагами".

Точная дата смерти отца Василия неизвестна. По одним данным, он умер от ран 24 ноября 1813 года, по другим — во время заграничного похода в 1814 году.

4 сентября 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00