выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молодой настоятель
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ­ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Приводится точка зрения не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте ­служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского ­института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
1 апреля 2024 г. 16:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Со Христом
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
7 сентября 2023 г. 16:00
Молитвенное правило священника
«Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты молитвенного правила, позволяет учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с вопросами, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Православной Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
19 июля 2023 г. 15:15
Да поживут по воле Твоей
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — предоставить ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в палитре мнений, отражающих разные аспекты темы. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
5 мая 2023 г. 14:00
Чувствуешь страх — начинай молиться
За плечами у руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского Железногорской епархии протоиерея Святослава Чурканова богатый опыт пастырского служения на передовой. Он исполнял свой священнический долг в боевых подразделениях Российской армии во время операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне в 1994 году, с 2016 года не раз бывал в Донецке с гуманитарной помощью, духовно поддерживая ополчение. С началом спецоперации на Украине регулярно совершает командировки в зону СВО, окормляя российских военнослужащих. Седьмого января 2023 года за мужественное несение пастырского служения в военных условиях протоиерей Святослав Чурканов был награжден медалью ордена святого благоверного князя Димитрия Донского. О служении в боевых условиях, мерах безопасности и о том, как священнику завоевать авторитет у бойцов и командования, отец Святослав рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
7 февраля 2023 г. 16:00
Аналитика
new object
ЖМП № 6 июнь 2011 /  22 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

Синдром профессионального "выгорания". Отклики читателей ЖМП

Мы продолжаем обсуждать тему пастырского "выгорания" и предлагаем вашему вниманию размышления о его причинах и о том, как можно его избежать.

Мы все родом из СССР

Мое письмо — это ответ на приглашение обсудить очевидную проблему пастырского «выгорания», заявленную протоиереем Павлом Великановым в январском номере «Журнала Московской Патриархии».

Я служу сельским священником. Духовное образование (бакалавр, окончил МинДС) является для меня не единственным. Первое высшее образование, светское, было связано с управленческой деятельностью. И поэтому вопросы профессионализма для меня не праздные. К тому же, исполняя епархиальное послушание — инспекции приходов, приходится сталкиваться с таким сложным явлением, как оскудение духа.

Во-первых, дай Бог здоровья отцу Павлу за проделанную работу! Всё описанное в статье является предметом исследования специалистов — организаторов труда во всем мире. Церковь — это богочеловеческий организм, и поэтому человеческая составляющая в ней подвержена различным немощам, которые присущи и другим социальным группам. А значит, и богатый мировой опыт, накопленный в этой области, следует внимательнейшим образом изучать и использовать. Отец Павел в рамках журнального формата, выделив главное, детально изложил саму проблему.

Во-вторых, необходимо подробней осветить некоторые аспекты данной проблемы, а точнее, ее предпосылки, которые возникают как следствие не всегда корректного руководства со стороны епархиального управления. Этот аспект всегда деликатно замалчивается, но ведь страдают и дело, и люди. И конечно, поговорить о мерах профилактики.

Мы все родом из СССР. И рядовые священники, и управляющие епархиями. Духовная преемственность, эволюция и селекция (простите за термины) за восемь десятилетий богоборчества были нарушены. Для заполнения вакансий священников рукополагались люди, зачастую не знавшие веры до зрелого возраста, не впитавшие соков традиции православия по наследству. И поэтому вера из книг сталкивалась с психологией людей, вышедших, но не ушедших из египетского рабства коммунистического воспитания. Никуда не денешься — это историческая реальность, в которой необходимо учиться жить.

Один из моментов, на который хотелось бы обратить внимание, — это «угроза перемещения на другой приход». Есть священники, которые, хотя и не по своей воле, сменили уже не один храм. Свыкаясь с возможностью перемещения по епархии, иерей уже не рассматривает свою паству как родную. Он временщик. И самое неприятное во всем этом, что он внутренне изменяется. Передвижение по епархии — не самый эффективный способ повлиять на пастыря со стороны правящего архиерея. Это примитивное средство, имеющее, как и медаль, обратную сторону. Например, «плохого» священника перевели на иной приход. Для проштрафившегося иерея — это наказание, а для прихода это ведь тоже не награда. Где же любовь и забота о ближних? И семья этого священника попадает под епитимию…

Другой момент: отсутствие социальной защищенности ставит перед священником задачи отнюдь не духовные. Учеба, здоровье членов семьи и самого пастыря, а если семья останется без кормильца, кто о ней позаботится? Вот и выходит, что утопающий старается спасать себя сам… Конечно, в крупных городах у духовенства нет материальных проблем, а в селе они есть.

Управляющий епархией оказывается в информационном поле, которое формируется его помощниками. При этом не у всех священников хватает сил повлиять на мнение епископа о себе. А у товарищей по цеху тоже человеческие немощи, например карьеризм или зависть. И не пропитанный верой, но призванный на исповеднический подвиг пастырства человек теряет, простите, «заряд».

В статье отца Павла не осталось места для конкретных предложений: как можно положительно повлиять на ситуацию. Но замечательно то, что проблема заявлена и из обсуждения внимательный специалист сделает верные выводы. А рекомендации типа «если вам плохо, заставьте себя думать, что вам хорошо» здесь не подходят.

Что бы мне хотелось предложить по данному вопросу?

Например, следующее:

— не рассматривать вопрос о переводе священника на другой приход без его прошения или ходатайства прихожан;

— создать институт наставничества, при котором старший и более опытный священник может помочь младшему собрату пережить сложный процесс профессионального становления. Это и молитва за него, и утешение, и ходатайство перед епархиальной властью, и добрый совет;

— может быть заимствована из светской высшей школы хорошая форма — производственная практика семинаристов на приходах епархии. Такая форма учебного процесса многим кандидатам в священники приоткроет глаза и заставит задуматься;

— следует ввести в систему духовного образования вопросы профориентации и профотбора, уделить этим вопросам должное внимание;

— миссионерство должно начинаться с организации здоровой духовной жизни на приходе. А культмассовая религиозная работа — это не всегда миссионерство. Священник не должен заниматься несвойственной для него деятельностью. «Брожение по телевидениям» может в конце концов привести к обратному эффекту, к антимиссии. Мне однажды пришлось наблюдать, как старательный и исполнительный священник вызвал у аудитории негативную реакцию. Но как пастырь в храме он пользуется уважением и любовью прихожан;

— в нашей епархии (Новогрудско-Лидской) есть прекрасная форма — приглашение архиепископом священников для личных встреч и разговора по душам. А как же еще может руководитель узнать о проблемах, мешающих священнослужителю в его деятельности!? И что еще очень важно, наш архипастырь не строгий судья, а внимательный и любящий отец. Поэтому возникающие в нашей епархии трудности достаточно благополучно разрешаются.

Священник Николай Охотницкий, заместитель председателя епархиального церковного суда, член инспекционной комиссии по проверке состояния дел на приходах Новогрудской епархии


"Легкий" хлеб

В советское время «сгорали» на работе потому, что рассчитывали только на свои силы. Человеку всегда нужна помощь Божия, а сегодня не все это четко понимают, несмотря даже на священный сан. Ведь если человек находится в процессе духовного роста, то проблемы «выгорания» не будет, хотя это не значит, что всё сразу получится.

Говорят, что священнический хлеб очень легкий и сладкий, а между тем конкурс в некоторые духовные школы отсутствует. В епархиях священников не хватает.

Еще одна причина — скорое рукоположение. Священниками становятся люди, которые, может быть, просто не рассчитали свои силы.

Для поддержания своего духовного состояния, чтобы не было перекосов («выгорание»), необходимо более или менее частое исповедание. А сегодня немалое количество священников редко исповедуются, хотя причащаются каждую Литургию. О необходимости исповеди священства почему-то забывают, священники считают это маловажным, а ведь они тоже люди и даже если не совершают каких-то поступков, которые совершают мирские люди, но мысленно не могут не согрешать. Каждому нужно исповедоваться, и обычную исповедь священники могут принимать друг у друга, необязательно искать известного духовника (конечно, если вопрос не очень серьезный).

Проблемы будут увеличиваться с каждым годом, ведь общество слабеет духовно и, соответственно, рождает таких же пастырей. Церковь должна решать, как с этим справляться в современных условиях. Одной постановки проблемы недостаточно, нужно хотя бы выявить ее масштабы. Возможно, следует провести научное исследование по этому вопросу.

Протоиерей Сергий Бельков, руководитель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

22 июня 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00