выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молодой настоятель
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ­ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Приводится точка зрения не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте ­служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского ­института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
1 апреля 2024 г. 16:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Со Христом
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
7 сентября 2023 г. 16:00
Молитвенное правило священника
«Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты молитвенного правила, позволяет учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с вопросами, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Православной Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
19 июля 2023 г. 15:15
Да поживут по воле Твоей
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — предоставить ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в палитре мнений, отражающих разные аспекты темы. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
5 мая 2023 г. 14:00
Чувствуешь страх — начинай молиться
За плечами у руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского Железногорской епархии протоиерея Святослава Чурканова богатый опыт пастырского служения на передовой. Он исполнял свой священнический долг в боевых подразделениях Российской армии во время операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне в 1994 году, с 2016 года не раз бывал в Донецке с гуманитарной помощью, духовно поддерживая ополчение. С началом спецоперации на Украине регулярно совершает командировки в зону СВО, окормляя российских военнослужащих. Седьмого января 2023 года за мужественное несение пастырского служения в военных условиях протоиерей Святослав Чурканов был награжден медалью ордена святого благоверного князя Димитрия Донского. О служении в боевых условиях, мерах безопасности и о том, как священнику завоевать авторитет у бойцов и командования, отец Святослав рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
7 февраля 2023 г. 16:00
Аналитика
new object
ЖМП № 6 июнь 2011 /  22 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

Синдром профессионального "выгорания". Отклики читателей ЖМП

Мы продолжаем обсуждать тему пастырского "выгорания" и предлагаем вашему вниманию размышления о его причинах и о том, как можно его избежать.

Мы все родом из СССР

Мое письмо — это ответ на приглашение обсудить очевидную проблему пастырского «выгорания», заявленную протоиереем Павлом Великановым в январском номере «Журнала Московской Патриархии».

Я служу сельским священником. Духовное образование (бакалавр, окончил МинДС) является для меня не единственным. Первое высшее образование, светское, было связано с управленческой деятельностью. И поэтому вопросы профессионализма для меня не праздные. К тому же, исполняя епархиальное послушание — инспекции приходов, приходится сталкиваться с таким сложным явлением, как оскудение духа.

Во-первых, дай Бог здоровья отцу Павлу за проделанную работу! Всё описанное в статье является предметом исследования специалистов — организаторов труда во всем мире. Церковь — это богочеловеческий организм, и поэтому человеческая составляющая в ней подвержена различным немощам, которые присущи и другим социальным группам. А значит, и богатый мировой опыт, накопленный в этой области, следует внимательнейшим образом изучать и использовать. Отец Павел в рамках журнального формата, выделив главное, детально изложил саму проблему.

Во-вторых, необходимо подробней осветить некоторые аспекты данной проблемы, а точнее, ее предпосылки, которые возникают как следствие не всегда корректного руководства со стороны епархиального управления. Этот аспект всегда деликатно замалчивается, но ведь страдают и дело, и люди. И конечно, поговорить о мерах профилактики.

Мы все родом из СССР. И рядовые священники, и управляющие епархиями. Духовная преемственность, эволюция и селекция (простите за термины) за восемь десятилетий богоборчества были нарушены. Для заполнения вакансий священников рукополагались люди, зачастую не знавшие веры до зрелого возраста, не впитавшие соков традиции православия по наследству. И поэтому вера из книг сталкивалась с психологией людей, вышедших, но не ушедших из египетского рабства коммунистического воспитания. Никуда не денешься — это историческая реальность, в которой необходимо учиться жить.

Один из моментов, на который хотелось бы обратить внимание, — это «угроза перемещения на другой приход». Есть священники, которые, хотя и не по своей воле, сменили уже не один храм. Свыкаясь с возможностью перемещения по епархии, иерей уже не рассматривает свою паству как родную. Он временщик. И самое неприятное во всем этом, что он внутренне изменяется. Передвижение по епархии — не самый эффективный способ повлиять на пастыря со стороны правящего архиерея. Это примитивное средство, имеющее, как и медаль, обратную сторону. Например, «плохого» священника перевели на иной приход. Для проштрафившегося иерея — это наказание, а для прихода это ведь тоже не награда. Где же любовь и забота о ближних? И семья этого священника попадает под епитимию…

Другой момент: отсутствие социальной защищенности ставит перед священником задачи отнюдь не духовные. Учеба, здоровье членов семьи и самого пастыря, а если семья останется без кормильца, кто о ней позаботится? Вот и выходит, что утопающий старается спасать себя сам… Конечно, в крупных городах у духовенства нет материальных проблем, а в селе они есть.

Управляющий епархией оказывается в информационном поле, которое формируется его помощниками. При этом не у всех священников хватает сил повлиять на мнение епископа о себе. А у товарищей по цеху тоже человеческие немощи, например карьеризм или зависть. И не пропитанный верой, но призванный на исповеднический подвиг пастырства человек теряет, простите, «заряд».

В статье отца Павла не осталось места для конкретных предложений: как можно положительно повлиять на ситуацию. Но замечательно то, что проблема заявлена и из обсуждения внимательный специалист сделает верные выводы. А рекомендации типа «если вам плохо, заставьте себя думать, что вам хорошо» здесь не подходят.

Что бы мне хотелось предложить по данному вопросу?

Например, следующее:

— не рассматривать вопрос о переводе священника на другой приход без его прошения или ходатайства прихожан;

— создать институт наставничества, при котором старший и более опытный священник может помочь младшему собрату пережить сложный процесс профессионального становления. Это и молитва за него, и утешение, и ходатайство перед епархиальной властью, и добрый совет;

— может быть заимствована из светской высшей школы хорошая форма — производственная практика семинаристов на приходах епархии. Такая форма учебного процесса многим кандидатам в священники приоткроет глаза и заставит задуматься;

— следует ввести в систему духовного образования вопросы профориентации и профотбора, уделить этим вопросам должное внимание;

— миссионерство должно начинаться с организации здоровой духовной жизни на приходе. А культмассовая религиозная работа — это не всегда миссионерство. Священник не должен заниматься несвойственной для него деятельностью. «Брожение по телевидениям» может в конце концов привести к обратному эффекту, к антимиссии. Мне однажды пришлось наблюдать, как старательный и исполнительный священник вызвал у аудитории негативную реакцию. Но как пастырь в храме он пользуется уважением и любовью прихожан;

— в нашей епархии (Новогрудско-Лидской) есть прекрасная форма — приглашение архиепископом священников для личных встреч и разговора по душам. А как же еще может руководитель узнать о проблемах, мешающих священнослужителю в его деятельности!? И что еще очень важно, наш архипастырь не строгий судья, а внимательный и любящий отец. Поэтому возникающие в нашей епархии трудности достаточно благополучно разрешаются.

Священник Николай Охотницкий, заместитель председателя епархиального церковного суда, член инспекционной комиссии по проверке состояния дел на приходах Новогрудской епархии


"Легкий" хлеб

В советское время «сгорали» на работе потому, что рассчитывали только на свои силы. Человеку всегда нужна помощь Божия, а сегодня не все это четко понимают, несмотря даже на священный сан. Ведь если человек находится в процессе духовного роста, то проблемы «выгорания» не будет, хотя это не значит, что всё сразу получится.

Говорят, что священнический хлеб очень легкий и сладкий, а между тем конкурс в некоторые духовные школы отсутствует. В епархиях священников не хватает.

Еще одна причина — скорое рукоположение. Священниками становятся люди, которые, может быть, просто не рассчитали свои силы.

Для поддержания своего духовного состояния, чтобы не было перекосов («выгорание»), необходимо более или менее частое исповедание. А сегодня немалое количество священников редко исповедуются, хотя причащаются каждую Литургию. О необходимости исповеди священства почему-то забывают, священники считают это маловажным, а ведь они тоже люди и даже если не совершают каких-то поступков, которые совершают мирские люди, но мысленно не могут не согрешать. Каждому нужно исповедоваться, и обычную исповедь священники могут принимать друг у друга, необязательно искать известного духовника (конечно, если вопрос не очень серьезный).

Проблемы будут увеличиваться с каждым годом, ведь общество слабеет духовно и, соответственно, рождает таких же пастырей. Церковь должна решать, как с этим справляться в современных условиях. Одной постановки проблемы недостаточно, нужно хотя бы выявить ее масштабы. Возможно, следует провести научное исследование по этому вопросу.

Протоиерей Сергий Бельков, руководитель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

22 июня 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00