![]()
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
Почивать на лаврах некогда Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы» Одним из лауреатов Патриаршей литературной премии 2022 года стал поэт Николай Зиновьев. Он пишет о своих религиозных переживаниях, любви к ближнему, красоте природы, о борьбе добра и зла в сердце человека и надежде на милость Божию. Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», Николай Зиновьев размышляет о значении православной веры и смысле поэтического творчества. PDF-версия.
20 октября 2022 г. 15:00
Петр I: pro et contra В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы, сделавшие Россию великой державой. С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. PDF-версия.
17 октября 2022 г. 16:00
Трезвение как христианская добродетель Региональные церковные проекты помощи алкозависимым: системный подход и лучшие примеры практической деятельностиКоординационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению действует одиннадцатый год. Столько же времени при отделе работает существующее два десятка лет Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», девиз которого — «Свидетельствовать о Христе радостью трезвой жизни». «Журнал Московской Патриархии» проанализировал достигнутые за это время успехи и обобщил опыт продвижения и развития самых удачных региональных проектов. PDF-версия.
11 сентября 2022 г. 08:00
В гости к Патриарху В конце июля Москва встречала детей из Донецкой Народной Республики, освобожденных районов Луганской Народной Республики, Харьковской области и из Киева. За четыре дня ребята посетили праздничное богослужение в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, приняли участие в крестном ходе к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру, осмотрели экспозицию Пушкинского музея, погуляли по столице, съездили в океанариум, познакомились с известными артистами и блогерами. А еще побывали в гостях у Святейшего Патриарха Кирилла. PDF-версия.
8 сентября 2022 г. 14:00
Эффективный инструмент Минувший учебный год ознаменовался запуском на территории России образовательной платформы «Клевер Лаборатория», разработанной по патриаршему благословению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) для учителей Основ православной культуры, педагогов гуманитарных предметов, воспитателей и преподавателей православных гимназий. При помощи руководителя этого образовательно-просветительского проекта Юлии Селюковой «Журнал Московской Патриархии» разобрался, зачем именно сейчас понадобилось это начинание, что полезного можно найти на «Клевере» и с прицелом на какую аудиторию будет наполняться этот образовательный ресурс. PDF-версия.
6 сентября 2022 г. 15:30
|
![]()
ЖМП № 1 январь 2013 /
3 августа 2012 г.
Слышал звон. Знаю, где он. Как и где правильно приобретать церковные колоколаСловно осязаемый ангельский глас, хороший колокол веками будет созывать православных на молитву, настраивая их на сокровенный разговор с Господом. Ну а не очень хороший, увы, может превратиться в раздражающий слух аксессуар. Нынешний российский рынок колокольного литья представляет потребителю широкий выбор: количество стабильно работающих предприятий достигает десятка. Что нужно знать об их продукции, чтобы не ошибиться? Цена вопроса Чем крупнее колокол, тем меньше приведенная (в пересчете на килограмм массы) его цена. Это общее правило, которого придерживаются сегодня все производители. Грубая оценка колокольного литья ныне — в среднем одна тысяча рублей за килограмм. "Мне и самому стыдно продавать сравнительно небольшой колокол по цене собранного в Китае домашнего кинотеатра, — признается директор ЗАО "Товарищество Пятков и К о". Николай Пятков. — Но в нашем производстве две трети в конечной стоимости продукта — металл, а на его цену мы повлиять никак не можем. Притом что с медью у нас на Урале проблем нет (плавильные заводики располагаются едва ли не в каждой деревне), всё олово в России импортное. Завозят его нам коммерсанты из Перу, Бразилии, Таиланда, Китая. Остальная треть — электроэнергия, зарплата, расходные материалы, стоимость внешнего оформления колокола. Меня часто спрашивают: в чем секрет вашего мастерства? Я в ответ улыбаюсь: безупречная металлургия! Вы, возможно, слышали, как некоторые производители любят подчеркивать: "Мы моделируем звучание наших колоколов на компьютере". Подобные формулировки — лукавый рекламный трюк. Главное — соблюсти профиль колокола и классическую технологическую дисциплину, и результат обеспечен. И еще: важно профильное образование, производственный опыт и знание русской колокольной культуры". В отличие от западноевропейской традиции, ориентированной на музыкальное восприятие, главное в нашем церковном звоне — ритмическая картина, созидаемая ансамблем из трех групп колоколов: зазвонными (самыми высокими), подзвонными (звучащими ниже подзвонных, в среднем регистре) и благовестниками (самыми крупными и низкими колоколами, отбивающими сильные доли от такта к такту). Не случайно один из четырех основных видов церковного звона — самый богатый и разнообразный — зовется у нас трезвоном. Но, конечно, отсюда не вытекает, что высотой (или, на языке музыкантов, нотой) звучания колокола можно пренебрегать. Наоборот, если звон в православном богослужении дистанцирован от музыки в ее светском понимании, чистота и благозвучность каждого колокола приобретают особый вес. Эти параметры заранее рассчитываются литейщиками, а в процессе и по окончании отливки контролируются акустическими методами. Более того, каждый звонарь вам подтвердит: хороший колокол выдает не один тон, а целый аккорд, к тому же видоизменяющийся с течением времени в процессе затухания звуковых волн. И опытные мастера церковного звона иногда используют эту сложную спектральную динамику для формирования особенно красивых и необычных созвучий. Чистота и частота Однако бывает и так, что в требуемую частоту литейщики вроде бы попали, но колокол «не поет»: или затухает слишком быстро, или вместо звона исторгает гул. А еще известен феномен «кастрюльного» звона — как будто топором бьют по рельсу. "Иногда это свидетельствует о дефектах литья или о несимметричном распределении массы колокола. Но чаще подобные недостатки получаются из-за ошибок в профиле, — говорит старший звонарь Московского Свято-Данилова ставропигиального монастыря иеродиакон Роман (Огрызков). — Представления о наилучшей геометрии колокола (или, как говорят литейщики, о его профиле) от века к веку менялись. Сейчас наиболее распространен профиль, данные о котором в позапрошлом столетии впервые опубликовал знаменитый колокольный мастер Николай Оловянишников. На некоторых производствах экспериментируют с другими профилями, но принципиально важно соблюдать их расчетные геометрические параметры, иначе колокол окажется неблагозвучным". Еще один важнейший параметр для качества звучания конкретного колокола — состав металла, из которого его отлили. В классической колокольной бронзе на четыре массовые доли меди приходится одна доля олова. Считается, что с ростом процентной доли олова колокол "поет" красивее. Но за это преимущество приходится дорого платить: чем меньше меди, тем меньше прочность сплава. "В целом на российских производствах отливаются неплохие колокола, — считает отец Роман (Огрызков). — Случаи откровенного брака довольно редки. Наоборот, возникает такое экзотическое явление, как колокольный контрафакт: известны случаи подделки изделий под продукцию воронежского завода “Вера” и тутаевского предприятия “ИТАЛМАС” (Ярославская область). Другое дело, что, наработав определенный опыт, отрасль колокольного литья в России сейчас замедлилась в своем развитии. Чтобы идти дальше, нужен качественный скачок. Обращение к опыту просвещенного зарубежья не спасет: традиции колокольного звона у нас специфические, да и колокола мы отливаем несколько иные. Собственные же научные исследования необходимо финансировать, но пока предприятиям, похоже, не до того. Вот и получается, что ученые занимаются изучением теории и практики колокольного звона энтузиазма ради (в частности, в нашем монастыре этой тематике посвящено несколько важных работ), но отдача от такой деятельности куда меньше, чем хотелось бы". Чем заполнить пустую колокольню или звонницу Если речь идет о заказе готовых наборов колоколов, лучше его, конечно же, приобретать на одном предприятии. Как его выбрать? "Сейчас в России четыре явных лидера отрасли: московский завод “ЛИТЭКС”, воронежская “Вера”, Товарищество “Пятков и Ко” из Каменск-Уральского и “ИТАЛМАС”, — продолжает иеродиакон Роман (Огрызков). — Обратившись к одному из них, вы уже не ошибетесь. Другое дело, что технологии у них разнятся, оттого и результаты получаются различные". "Важнейший фактор при выборе производителя — пространственное окружение храма. Если церковь стоит на деревенском пригорке — дело одно, если в пяти метрах от нее детский сад — совсем другое. Требуемый звукоряд вы и в самом деле можете заказать на разных предприятиях. Но по энергии звучания их колокола будут различаться. На тутаевском “ИТАЛМАСе” — единственном заводе, где используют старинный метод кручения в глине — колокола отливают с тонкой стенкой, в нескольких десятках метров их звук уже гаснет. Продукция “ЛИТЭКСа”, напротив, отличается сравнительно толстыми стенками, ее звучание мощное. “Вера” по громкости занимает промежуточное положение, — уточняет председатель Общества церковных звонарей старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. — Именно поэтому, когда меня спрашивают, какие колокола лучше брать, я всегда интересуюсь: а для чего их приобретают, в каких конкретно условиях они будут эксплуатироваться. Ведь пианино вы не покупаете на вес!" Не советуют ветераны отрасли злоупотреблять с заказным (то есть дополнительно изготавливаемым) декором колокола в виде икон. Соответствующую услугу с существенной (а при серьезном заказе — даже 100-процентной) скидкой предоставляют все без исключения предприятия. "Но любой дополнительный вес по сравнению с идеальным профилем ухудшает звучание, — напоминает директор Московского колокольного центра Виктор Шариков. — Чтобы избежать лишних проблем, советую делать с заказным декором один-два самых больших благовестника, а остальные колокола подбирать из стандартных". Опыт незаменим, или О вкусах спорят В тех же случаях, когда речь идет о пополнении или воссоздании исторического набора колоколов, на первый план выходит точное попадание основного тона в требуемую звуковую частоту. Здесь, какие бы гарантии качества ни сулили вам на производстве, заказчику не обойтись без звонаря или человека с музыкальным слухом. В любом случае как при заказе, так и при приемке готовой работы не стоит полагаться на "авось" и отказываться от содействия знатока. Но как его найти? Конечно, хорошо, если опытный (и к тому же в полном смысле слова профессиональный, а не закончивший скороспелые курсы "взлет-посадка") звонарь под рукой. А если такого специалиста нет, а тянуть с покупкой колоколов нельзя? Вынуждены предупредить читателей: восприятие колокольного звона — дело вкуса. Единодушия и единомыслия во взглядах на качество тех или иных колоколов у людей, вовлеченных в производство и эксплуатацию этих изделий, ждать не приходится. И это еще мягко сказано. При подготовке этого материала автор (сам, к слову, звонарь с десятилетним стажем) столкнулся с массой полярных суждений по самым различным аспектам церковного звона, не говоря уж об оценках того или иного производителя. И одной субъективностью восприятия этот разнобой в оценках никак не объяснить. "Да, есть такой неприятный момент, — соглашается главный инженер завода “ЛИТЭКС” Вячеслав Пирковский. — Думаю, это детская болезнь нашей отрасли. Поймите, российские колокололитейщики возродились из небытия всего два десятка лет назад. Оттого и непонимание, перерастающее во взаимные обиды. Я с колоколами общаться начинал в конце 1980-х годов как звонарь. Тогда мы были романтичнее! Часами разыскивали по библиотекам информацию, радовались найденным записям старых звонов. Этому мы посвящали всё свободное время и силы, пытаясь возродить исконно русскую традицию церковного звона. Потом настал капитализм, предприятия начали конкурировать, бороться за заказчика. В колокольное литье пришли бизнесмены, отношения стали жестче, рыночнее, прагматичнее. Как результат появились посредники и дилеры. Что тут можно посоветовать? К счастью, услышать колокола разных производителей сегодня не проблема. Походите по храмам, расспросите священников, прихожан, звонарей, старост: легки ли изделия сходного веса в управлении, добросовестные ли люди их поставляли. И, разумеется, не забывайте проанализировать ценовую политику различных поставщиков. Имеет ли смысл покупать колокол дороже, если вас устроит другой, похожий, но дешевле?" Доверяй, но проверяй И всё же даже на таком субъективном поле алгоритм корректного анализа существует. Собрав множество профессиональных рекомендаций, мы свели самые часто упоминаемые советы в отдельную таблицу, которую приводим ниже. Но, если вы хотите сделать безошибочный выбор, ее окажется недостаточно хотя бы потому, что и храмы, и колокольни со звонницами в России возводят разные. "Ни в коем случае не сбрасывайте со счетов архитектуру колокольного сооружения! — предостерегает Игорь Коновалов. — Вообще при оснащении колоколами храма-новостройки работу звона лучше просчитывать еще на стадии проекта. Если же речь идет об историческом здании, крайне важно, где и как именно подвешиваются колокола, как распространяется звук. Почему звон благовестника Троице-Сергиевой лавры разносится за многие километры, а колокола Новодевичьего монастыря не слышно даже на станции метро “Спортивная”? Потому что в первом случае арки колокольни широкие и открытые, а во втором — узкие и глубокие. И наконец главный совет: не доверяйте Интернету! Сейчас расплодилось множество деятелей, которые любят называть себя весомо и мощно, но ни опыта, ни ответственности за ними нет. В прошлом году мне звонят из Одинцова: помогите, мол, найти некую провинциальную колокольную организацию. Как выяснилось, с колокола, повешенного этими “мастерами”, оторвался язык и упал на ногу звонарю. Нечего и говорить, что отвечать за это ЧП виновные не пожелали". Памятка заказчику. Шесть самых важных правил при покупке колоколов 1. Поинтересуйтесь опытом работы предприятия-поставщика. Стоит ли доверять малоизвестной фирме, которая не в состоянии похвастаться солидным портфелем заказов, зато выставляет демпинговые цены? 2. Никогда не ориентируйтесь только на выставочные образцы.Их подбирают специально, чтобы привлечь покупателя, и с характерным для данного предприятия качеством массовой продукции они подчас соотносятся примерно так же, как собранная вручную на заказ для правительственного гаража «Волга» и сошедшее с конвейера рядовое изделие отечественного автопрома. 3. Поинтересуйтесь, сведены ли на данном предприятии в отдельную инструкцию требования к внешнему оформлению колоколов. Любой лишний вес по сравнению с идеальным профилем изменяет звучание. Поэтому, начиная работать с новым изготовителем, на первых порах не увлекайтесь излишне сложным декором, особенно на малых колоколах. 4. Не забывайте внимательно прочитать пункты договора, содержащие официальную информацию о гарантии качества. Колокол — изделие длительного использования, а его изготовление, к сожалению, тоже не обходится без брака. Если же гарантийный срок отдельно в документах не оговорен, в соответствии с законом о правах потребителей в РФ у вас есть только две недели для предъявления соответствующих претензий. 5. Забирая готовый колокол с предприятия, попросите при вас сделать его контрольное взвешивание.Риск обвеса на литейном производстве, возможно, вызывает усмешку, но поверьте: списать десяток-другой килограммов на усушку и утруску, особенно когда речь идет о большом массивном колоколе, некоторые производственники считают обычным делом. 6. Покупая небольшие колокола, постарайтесь лично отобрать наиболее гармоничные, по своему вкусу. На крупных предприятиях, как правило, всегда в наличии несколько колоколов одинаковой массы, различных по тембру и высоте звучания. Историческая справка В русской летописи колокол (тогда еще иностранный, «импортный») впервые упоминается в 1066 году. В XV веке на открывшемся в Москве Пушечном дворе русских мастеров поначалу учили немцы и фряги (итальянцы), но мы стремительно догнали ушедших вперед коллег как из Западной Европы, так и из Азии. Самым ранним из сохранившихся изделий этого "колокольного утра" Руси считается Никоновский (или Чудотворцев) колокол Троице-Сергиевой лавры, до сих пор участвующий в звонах. В XVI столетии Россия обошла все другие державы по совокупному числу и весу своих колоколов. В 1532 году отливается 8-тонный колокол, уже через год — вдвое более тяжелый (для сравнения: крупнейшим европейским аналогом на тот момент считалась 11,5-тонная эрфуртская "Мария Глориоза", а азиатским — 46,5-тонный китайский "Дажчуньсы"). Первый русский Царь-колокол, 40-тонный, родился в самом конце XVI века. Он разбился при пожаре, поэтому в 1652 году с использованием его обломков мастер Емельян Данилов отлил 130-тонный. Эта отливка вышла неудачной, и в 1655 году благодаря ученику Данилова Александру Григорьеву на свет появляется крупнейший колокол, в который когда-либо звонили на Земле, — 160-тонный Большой Московский (увы, ему тоже было суждено погибнуть при пожаре в 1701 году, и только в 1735-м Иван и Михаил Моторины перелили его во всем известный кремлевский 200-тонный Царь-колокол). В том же XVII веке московский мастер Флор Терентьев отливает Сысой — самый крупный благовестник Успенской звонницы Ростова Великого (до самых последних лет этот 2000-пудовый колокол считался в России величайшим из действующих).Самым большим из ныне звонящих московских колоколов является 65-тонный Успенский благовестник Московского Кремля, отлитый в 1817 году в ознаменование победы над Наполеоном. На втором месте — отлитый уже в наше время Царский благовестник Храма Христа Спасителя (30 тонн). В Саввино-Сторожевском монастыре созывает людей к службе 35-тонный Успенский благовестник — первый постсоветской эпохи, которому было суждено превзойти по массе знаменитого Сысоя. А с 2004 года на колокольне Троице-Сергиевой лавры красуется 72-тонный исполин — новый Царь-колокол. Протоиерей Серафим Слободской. Из Закона Божиего Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола сделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом. Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда "времени уже не будет" (Откр. 10, 6).
3 августа 2012 г.
Ключевые слова:
звонари
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|