![]()
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
|
![]()
ЖМП № 1 январь 2013 /
3 августа 2012 г.
Слышал звон. Знаю, где он. Как и где правильно приобретать церковные колоколаСловно осязаемый ангельский глас, хороший колокол веками будет созывать православных на молитву, настраивая их на сокровенный разговор с Господом. Ну а не очень хороший, увы, может превратиться в раздражающий слух аксессуар. Нынешний российский рынок колокольного литья представляет потребителю широкий выбор: количество стабильно работающих предприятий достигает десятка. Что нужно знать об их продукции, чтобы не ошибиться? Цена вопроса Чем крупнее колокол, тем меньше приведенная (в пересчете на килограмм массы) его цена. Это общее правило, которого придерживаются сегодня все производители. Грубая оценка колокольного литья ныне — в среднем одна тысяча рублей за килограмм. "Мне и самому стыдно продавать сравнительно небольшой колокол по цене собранного в Китае домашнего кинотеатра, — признается директор ЗАО "Товарищество Пятков и К о". Николай Пятков. — Но в нашем производстве две трети в конечной стоимости продукта — металл, а на его цену мы повлиять никак не можем. Притом что с медью у нас на Урале проблем нет (плавильные заводики располагаются едва ли не в каждой деревне), всё олово в России импортное. Завозят его нам коммерсанты из Перу, Бразилии, Таиланда, Китая. Остальная треть — электроэнергия, зарплата, расходные материалы, стоимость внешнего оформления колокола. Меня часто спрашивают: в чем секрет вашего мастерства? Я в ответ улыбаюсь: безупречная металлургия! Вы, возможно, слышали, как некоторые производители любят подчеркивать: "Мы моделируем звучание наших колоколов на компьютере". Подобные формулировки — лукавый рекламный трюк. Главное — соблюсти профиль колокола и классическую технологическую дисциплину, и результат обеспечен. И еще: важно профильное образование, производственный опыт и знание русской колокольной культуры". В отличие от западноевропейской традиции, ориентированной на музыкальное восприятие, главное в нашем церковном звоне — ритмическая картина, созидаемая ансамблем из трех групп колоколов: зазвонными (самыми высокими), подзвонными (звучащими ниже подзвонных, в среднем регистре) и благовестниками (самыми крупными и низкими колоколами, отбивающими сильные доли от такта к такту). Не случайно один из четырех основных видов церковного звона — самый богатый и разнообразный — зовется у нас трезвоном. Но, конечно, отсюда не вытекает, что высотой (или, на языке музыкантов, нотой) звучания колокола можно пренебрегать. Наоборот, если звон в православном богослужении дистанцирован от музыки в ее светском понимании, чистота и благозвучность каждого колокола приобретают особый вес. Эти параметры заранее рассчитываются литейщиками, а в процессе и по окончании отливки контролируются акустическими методами. Более того, каждый звонарь вам подтвердит: хороший колокол выдает не один тон, а целый аккорд, к тому же видоизменяющийся с течением времени в процессе затухания звуковых волн. И опытные мастера церковного звона иногда используют эту сложную спектральную динамику для формирования особенно красивых и необычных созвучий. Чистота и частота Однако бывает и так, что в требуемую частоту литейщики вроде бы попали, но колокол «не поет»: или затухает слишком быстро, или вместо звона исторгает гул. А еще известен феномен «кастрюльного» звона — как будто топором бьют по рельсу. "Иногда это свидетельствует о дефектах литья или о несимметричном распределении массы колокола. Но чаще подобные недостатки получаются из-за ошибок в профиле, — говорит старший звонарь Московского Свято-Данилова ставропигиального монастыря иеродиакон Роман (Огрызков). — Представления о наилучшей геометрии колокола (или, как говорят литейщики, о его профиле) от века к веку менялись. Сейчас наиболее распространен профиль, данные о котором в позапрошлом столетии впервые опубликовал знаменитый колокольный мастер Николай Оловянишников. На некоторых производствах экспериментируют с другими профилями, но принципиально важно соблюдать их расчетные геометрические параметры, иначе колокол окажется неблагозвучным". Еще один важнейший параметр для качества звучания конкретного колокола — состав металла, из которого его отлили. В классической колокольной бронзе на четыре массовые доли меди приходится одна доля олова. Считается, что с ростом процентной доли олова колокол "поет" красивее. Но за это преимущество приходится дорого платить: чем меньше меди, тем меньше прочность сплава. "В целом на российских производствах отливаются неплохие колокола, — считает отец Роман (Огрызков). — Случаи откровенного брака довольно редки. Наоборот, возникает такое экзотическое явление, как колокольный контрафакт: известны случаи подделки изделий под продукцию воронежского завода “Вера” и тутаевского предприятия “ИТАЛМАС” (Ярославская область). Другое дело, что, наработав определенный опыт, отрасль колокольного литья в России сейчас замедлилась в своем развитии. Чтобы идти дальше, нужен качественный скачок. Обращение к опыту просвещенного зарубежья не спасет: традиции колокольного звона у нас специфические, да и колокола мы отливаем несколько иные. Собственные же научные исследования необходимо финансировать, но пока предприятиям, похоже, не до того. Вот и получается, что ученые занимаются изучением теории и практики колокольного звона энтузиазма ради (в частности, в нашем монастыре этой тематике посвящено несколько важных работ), но отдача от такой деятельности куда меньше, чем хотелось бы". Чем заполнить пустую колокольню или звонницу Если речь идет о заказе готовых наборов колоколов, лучше его, конечно же, приобретать на одном предприятии. Как его выбрать? "Сейчас в России четыре явных лидера отрасли: московский завод “ЛИТЭКС”, воронежская “Вера”, Товарищество “Пятков и Ко” из Каменск-Уральского и “ИТАЛМАС”, — продолжает иеродиакон Роман (Огрызков). — Обратившись к одному из них, вы уже не ошибетесь. Другое дело, что технологии у них разнятся, оттого и результаты получаются различные". "Важнейший фактор при выборе производителя — пространственное окружение храма. Если церковь стоит на деревенском пригорке — дело одно, если в пяти метрах от нее детский сад — совсем другое. Требуемый звукоряд вы и в самом деле можете заказать на разных предприятиях. Но по энергии звучания их колокола будут различаться. На тутаевском “ИТАЛМАСе” — единственном заводе, где используют старинный метод кручения в глине — колокола отливают с тонкой стенкой, в нескольких десятках метров их звук уже гаснет. Продукция “ЛИТЭКСа”, напротив, отличается сравнительно толстыми стенками, ее звучание мощное. “Вера” по громкости занимает промежуточное положение, — уточняет председатель Общества церковных звонарей старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. — Именно поэтому, когда меня спрашивают, какие колокола лучше брать, я всегда интересуюсь: а для чего их приобретают, в каких конкретно условиях они будут эксплуатироваться. Ведь пианино вы не покупаете на вес!" Не советуют ветераны отрасли злоупотреблять с заказным (то есть дополнительно изготавливаемым) декором колокола в виде икон. Соответствующую услугу с существенной (а при серьезном заказе — даже 100-процентной) скидкой предоставляют все без исключения предприятия. "Но любой дополнительный вес по сравнению с идеальным профилем ухудшает звучание, — напоминает директор Московского колокольного центра Виктор Шариков. — Чтобы избежать лишних проблем, советую делать с заказным декором один-два самых больших благовестника, а остальные колокола подбирать из стандартных". Опыт незаменим, или О вкусах спорят В тех же случаях, когда речь идет о пополнении или воссоздании исторического набора колоколов, на первый план выходит точное попадание основного тона в требуемую звуковую частоту. Здесь, какие бы гарантии качества ни сулили вам на производстве, заказчику не обойтись без звонаря или человека с музыкальным слухом. В любом случае как при заказе, так и при приемке готовой работы не стоит полагаться на "авось" и отказываться от содействия знатока. Но как его найти? Конечно, хорошо, если опытный (и к тому же в полном смысле слова профессиональный, а не закончивший скороспелые курсы "взлет-посадка") звонарь под рукой. А если такого специалиста нет, а тянуть с покупкой колоколов нельзя? Вынуждены предупредить читателей: восприятие колокольного звона — дело вкуса. Единодушия и единомыслия во взглядах на качество тех или иных колоколов у людей, вовлеченных в производство и эксплуатацию этих изделий, ждать не приходится. И это еще мягко сказано. При подготовке этого материала автор (сам, к слову, звонарь с десятилетним стажем) столкнулся с массой полярных суждений по самым различным аспектам церковного звона, не говоря уж об оценках того или иного производителя. И одной субъективностью восприятия этот разнобой в оценках никак не объяснить. "Да, есть такой неприятный момент, — соглашается главный инженер завода “ЛИТЭКС” Вячеслав Пирковский. — Думаю, это детская болезнь нашей отрасли. Поймите, российские колокололитейщики возродились из небытия всего два десятка лет назад. Оттого и непонимание, перерастающее во взаимные обиды. Я с колоколами общаться начинал в конце 1980-х годов как звонарь. Тогда мы были романтичнее! Часами разыскивали по библиотекам информацию, радовались найденным записям старых звонов. Этому мы посвящали всё свободное время и силы, пытаясь возродить исконно русскую традицию церковного звона. Потом настал капитализм, предприятия начали конкурировать, бороться за заказчика. В колокольное литье пришли бизнесмены, отношения стали жестче, рыночнее, прагматичнее. Как результат появились посредники и дилеры. Что тут можно посоветовать? К счастью, услышать колокола разных производителей сегодня не проблема. Походите по храмам, расспросите священников, прихожан, звонарей, старост: легки ли изделия сходного веса в управлении, добросовестные ли люди их поставляли. И, разумеется, не забывайте проанализировать ценовую политику различных поставщиков. Имеет ли смысл покупать колокол дороже, если вас устроит другой, похожий, но дешевле?" Доверяй, но проверяй И всё же даже на таком субъективном поле алгоритм корректного анализа существует. Собрав множество профессиональных рекомендаций, мы свели самые часто упоминаемые советы в отдельную таблицу, которую приводим ниже. Но, если вы хотите сделать безошибочный выбор, ее окажется недостаточно хотя бы потому, что и храмы, и колокольни со звонницами в России возводят разные. "Ни в коем случае не сбрасывайте со счетов архитектуру колокольного сооружения! — предостерегает Игорь Коновалов. — Вообще при оснащении колоколами храма-новостройки работу звона лучше просчитывать еще на стадии проекта. Если же речь идет об историческом здании, крайне важно, где и как именно подвешиваются колокола, как распространяется звук. Почему звон благовестника Троице-Сергиевой лавры разносится за многие километры, а колокола Новодевичьего монастыря не слышно даже на станции метро “Спортивная”? Потому что в первом случае арки колокольни широкие и открытые, а во втором — узкие и глубокие. И наконец главный совет: не доверяйте Интернету! Сейчас расплодилось множество деятелей, которые любят называть себя весомо и мощно, но ни опыта, ни ответственности за ними нет. В прошлом году мне звонят из Одинцова: помогите, мол, найти некую провинциальную колокольную организацию. Как выяснилось, с колокола, повешенного этими “мастерами”, оторвался язык и упал на ногу звонарю. Нечего и говорить, что отвечать за это ЧП виновные не пожелали". Памятка заказчику. Шесть самых важных правил при покупке колоколов 1. Поинтересуйтесь опытом работы предприятия-поставщика. Стоит ли доверять малоизвестной фирме, которая не в состоянии похвастаться солидным портфелем заказов, зато выставляет демпинговые цены? 2. Никогда не ориентируйтесь только на выставочные образцы.Их подбирают специально, чтобы привлечь покупателя, и с характерным для данного предприятия качеством массовой продукции они подчас соотносятся примерно так же, как собранная вручную на заказ для правительственного гаража «Волга» и сошедшее с конвейера рядовое изделие отечественного автопрома. 3. Поинтересуйтесь, сведены ли на данном предприятии в отдельную инструкцию требования к внешнему оформлению колоколов. Любой лишний вес по сравнению с идеальным профилем изменяет звучание. Поэтому, начиная работать с новым изготовителем, на первых порах не увлекайтесь излишне сложным декором, особенно на малых колоколах. 4. Не забывайте внимательно прочитать пункты договора, содержащие официальную информацию о гарантии качества. Колокол — изделие длительного использования, а его изготовление, к сожалению, тоже не обходится без брака. Если же гарантийный срок отдельно в документах не оговорен, в соответствии с законом о правах потребителей в РФ у вас есть только две недели для предъявления соответствующих претензий. 5. Забирая готовый колокол с предприятия, попросите при вас сделать его контрольное взвешивание.Риск обвеса на литейном производстве, возможно, вызывает усмешку, но поверьте: списать десяток-другой килограммов на усушку и утруску, особенно когда речь идет о большом массивном колоколе, некоторые производственники считают обычным делом. 6. Покупая небольшие колокола, постарайтесь лично отобрать наиболее гармоничные, по своему вкусу. На крупных предприятиях, как правило, всегда в наличии несколько колоколов одинаковой массы, различных по тембру и высоте звучания. Историческая справка В русской летописи колокол (тогда еще иностранный, «импортный») впервые упоминается в 1066 году. В XV веке на открывшемся в Москве Пушечном дворе русских мастеров поначалу учили немцы и фряги (итальянцы), но мы стремительно догнали ушедших вперед коллег как из Западной Европы, так и из Азии. Самым ранним из сохранившихся изделий этого "колокольного утра" Руси считается Никоновский (или Чудотворцев) колокол Троице-Сергиевой лавры, до сих пор участвующий в звонах. В XVI столетии Россия обошла все другие державы по совокупному числу и весу своих колоколов. В 1532 году отливается 8-тонный колокол, уже через год — вдвое более тяжелый (для сравнения: крупнейшим европейским аналогом на тот момент считалась 11,5-тонная эрфуртская "Мария Глориоза", а азиатским — 46,5-тонный китайский "Дажчуньсы"). Первый русский Царь-колокол, 40-тонный, родился в самом конце XVI века. Он разбился при пожаре, поэтому в 1652 году с использованием его обломков мастер Емельян Данилов отлил 130-тонный. Эта отливка вышла неудачной, и в 1655 году благодаря ученику Данилова Александру Григорьеву на свет появляется крупнейший колокол, в который когда-либо звонили на Земле, — 160-тонный Большой Московский (увы, ему тоже было суждено погибнуть при пожаре в 1701 году, и только в 1735-м Иван и Михаил Моторины перелили его во всем известный кремлевский 200-тонный Царь-колокол). В том же XVII веке московский мастер Флор Терентьев отливает Сысой — самый крупный благовестник Успенской звонницы Ростова Великого (до самых последних лет этот 2000-пудовый колокол считался в России величайшим из действующих).Самым большим из ныне звонящих московских колоколов является 65-тонный Успенский благовестник Московского Кремля, отлитый в 1817 году в ознаменование победы над Наполеоном. На втором месте — отлитый уже в наше время Царский благовестник Храма Христа Спасителя (30 тонн). В Саввино-Сторожевском монастыре созывает людей к службе 35-тонный Успенский благовестник — первый постсоветской эпохи, которому было суждено превзойти по массе знаменитого Сысоя. А с 2004 года на колокольне Троице-Сергиевой лавры красуется 72-тонный исполин — новый Царь-колокол. Протоиерей Серафим Слободской. Из Закона Божиего Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола сделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом. Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда "времени уже не будет" (Откр. 10, 6).
3 августа 2012 г.
Ключевые слова:
звонари
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|