iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Аналитика
ЦВ № 15-16 (460) август 2011 /  26 августа 2011 г.
версия для печати версия для печати

Свидетельство о вере через диалог с миром

Вот уже 65 лет Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата занимается разрешением сложнейших задач, которые ставит перед Церковью время.

 История одного из важнейших синодальных учреждений началась в 1946 году. Осмысливая прошедшие десятилетия, понимаешь, что всё многообразие жизни Русской Православной Церкви проходило в то время через ОВЦС. Апостол Павел, говоря о различных церковных служениях, указывает на то, что все они должны быть направлены на созидание Тела Христова (Еф. 4, 12). Для отдела всегда было важно поддерживать тесную связь со всем церковным организмом, не замыкаясь в границах своей основной деятельности. Именно внутри его структуры велась работа, которая впоследствии стала сферой ответственности самостоятельных синодальных учреждений: Отдела по религиозному образованию и катехизации, Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи, Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и др. Можно без преувеличения сказать, что во второй половине XX века Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата сосредотачивал в себе и развивал то многообразие церковных служений, которое ныне определяет лицо возрождающегося русского православия.

А сколько выдающихся иерархов, ревностных пастырей, талантливых богословов, посвятивших свою жизнь служению Церкви Христовой, трудилось и продолжает трудиться в стенах этого синодального учреждения! Конечно же, вехи истории отдела тесно связаны с личностями его председателей. Более того, служение каждого председателя — целая эпоха в жизни не только отдела, но и всей Русской Церкви.

На начальном этапе его истории отдел возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). За время председательства в ОВЦС владыка Николай пережил и период восстановления структур Церкви во второй половине 1940-х, и начало хрущевских гонений в конце 1950-х. Митрополит Николай сделал очень много для воссоединения с Матерью-Церковью ее чад, которые ввиду политических причин оказались от нее отторгнуты. Так, при его личном участии под омофор Московского Патриарха вскоре после окончания войны вернулись митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Серафим (Лукьянов), возглавлявшие церковные области в Западной Европе, и значительная часть их паствы. Владыка Николай был одним из инициаторов и организаторов Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в Москве в 1948 году. Благодаря его трудам было восстановлено молитвенно-каноническое общение с Финляндской Православной Церковью, прервавшееся в 1920-е годы. Митрополит Николай принимал активное участие в миротворческой деятельности, в которой было заинтересовано и советское правительство. Когда в конце 1950-х власть начала новое наступление на православие, он, невзирая на все опасности, встал на защиту Церкви. Через некоторое время после этого митрополит Николай был снят с должности председателя ОВЦС, затем почислен на покой и вскоре скончался. Обстоятельства его смерти до сих пор не вполне ясны, и многие верующие считают его кончину исповеднической.

На смену митрополиту Николаю пришел молодой епископ, в дальнейшем митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), при котором ОВЦС приобрел особое значение, став важнейшей церковно-административной и научно-богословской структурой. Власти сделали на него ставку, полагая, что этот человек нового поколения, родившийся и выросший уже в послереволюционное время, будет всегда лояльным гражданином своего Отечества. Но в эту труднейшую эпоху, когда был взят курс на ликвидацию Церкви, только теперь уже не физическую, а идеологическую, он смог стратегически переиграть государственные власти. Митрополит Никодим не только выполнил казавшуюся невыполнимой задачу — омолодить епископат в те годы, когда власти стремились максимально сократить число архиереев, — но и смог воспитать себе достойных преемников.

За годы руководства отделом митрополит Никодим внес огромный вклад в развитие межправославных и межхристианских отношений. Именно он возглавил переговоры, завершившиеся дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви в 1970 году, при нем установился конструктивный диалог с Римско-католической Церковью. Принявший монашество в неполные 18 лет, митрополит Никодим посвятил всю свою жизнь Церкви и умер молодым — ему не исполнилось и 49 лет, когда шестой инфаркт остановил его сердце.

Труды первых двух председателей были приумножены нынешними постоянными членами Священного Синода митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, которые возглавляли ОВЦС соответственно в 1972–1981 и 1981–1989 годах.

В 1972 году владыка Никодим, будучи уже тяжелобольным, передал бразды правления отделом своему воспитаннику митрополиту Ювеналию. Владыка Ювеналий возглавлял отдел девять лет. Талантливый организатор, он смог усовершенствовать работу отдела. В эти годы ОВЦС принимал самое активное участие в различных межхристианских, межрелигиозных и общественных форумах, неизменно способствуя укреплению авторитета Русской Православной Церкви на международной арене.

В 1981 году ОВЦС возглавил митрополит Минский и Белорусский Филарет. Господь судил, чтобы на годы его председательства пришлось великое событие в истории нашей страны — празднование 1000-летия Крещения Руси. Ведь именно с этой даты, с юбилейного 1988 года, началось возрождение Церкви в нашем Отечестве. И если сначала многим казалось, что власти ограничатся открытием одного-двух монастырей и нескольких храмов лишь для того, чтобы улучшить свой имидж в глазах зарубежной общественности, то после юбилея всем стало понятно, что период гонений на Церковь завершился.

Особое место в истории отдела занимает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавлявший его в течение двух десятилетий начиная с 1989 года. Период председательства Святейшего Патриарха Кирилла пришелся на эпоху ломки коммунистического режима и рождения новой России и других государств бывшего СССР. Церковь должна была дать ответ на вызовы, стоящие перед ней, и Отдел внешних церковных связей оказался тем интеллектуальным центром, тем горнилом, в котором были выкованы новые концепции церковно-государственных, церковно-общественных отношений.

Так, в рамках отдела велась серьезная теоретическая работа, в результате которой обществу предлагались новые идеи, призванные соотнести православную веру с процессами, происходящими в общественной и политической жизни, осмыслялась социальная проблематика, вырабатывались основы православной социальной этики. Результатом такой работы стало создание под руководством митрополита Кирилла такого важнейшего документа, как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, не имеющего прецедентов и аналогов в мировом православии. Именно в недрах отдела была разработана концепция церковно-государственных отношений, существующая в нашей стране и сегодня, и сформулированы основные положения, которые легли в основу богословского и этического толкования светской концепции прав человека.

В годы председательства владыки Кирилла существенно расширился спектр межхристианских и межрелигиозных контактов, были созданы такие организации, как Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии, Межрелигиозный совет России, Межрелигиозный совет СНГ. Огромное внимание председатель отдела уделял контактам с Зарубежной Церковью. Многолетний диалог завершился подписанием в 2007 году Акта о каноническом общении между Церковью в Отечестве и Церковью в рассеянии. Таким образом, был положен конец многолетнему разделению, возникшему по политическим причинам после революции 1917 года.

С самого своего создания важнейшим направлением служения отдела было поддержание братских связей с Поместными Православными Церквами и активное участие во всех межправославных мероприятиях, целью которых является укрепление единства вселенского православия, его общее свидетельство современному миру.

Отдел также уделял особое внимание диалогу со старообрядчеством, уже имеющим долгую историю. В 2005 году при ОВЦС была создана комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, курирующая этот диалог.

Дело православного свидетельства всегда осуществлялось и поныне осуществляется также и посредством контактов представителей нашей Церкви с инославными христианами. Сотрудничая с ними в различных областях, в том числе в области социальной работы и диаконии, мы одновременно стремимся открыть им духовную силу святого православия, которое неповрежденно хранит предание древней Церкви. Кроме того, сегодня православные христиане призваны объединить усилия с представителями тех конфессий, которые, несмотря на новейшие тенденции, придерживаются традиционных христианских норм в области нравственности, семейных ценностей, а также готовы к совместным действиям, направленным против вытеснения христианства из современной культуры и образа жизни.

Стремительные изменения, свойственные жизни современного мира, постоянно открывают перед нами новые перспективы и в то же время ставят нелегкие задачи. Сегодня у Отдела внешних церковных связей имеется конкретная повестка дня, что дает возможность эффективно решать те задачи, которые ставят Святейший Патриарх и Священный Синод. Положительные следствия проведенной два года назад реорганизации видны уже сейчас.

Отдел внешних церковных связей будет и в дальнейшем с должной ревностью трудиться на благо Церкви, поддерживая ее связи и взаимодействие с партнерами во внешнем мире. Уверенности в этом мне добавляет то, что сотрудники отдела — это преданные Церкви люди, которые обладают необходимыми знаниями и богатым опытом и готовы приложить все силы на пользу церковную, руководствуясь вековыми традициями церковной дипломатии, зиждущимися на словах апостола Павла: Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир (Еф. 6, 14–15).

26 августа 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00