iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Аналитика
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Портрет работы Владимира Гау. 1854 год
ЖМП № 12 декабрь 2012 /  6 декабря 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Наш современник — святитель Филарет Московский

Святитель Филарет (1782–1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета. По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, "он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления — не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное".

Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка "наш современник — святитель Филарет". На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полтора века назад и получившего от историков недвусмысленное определение "консерватор", однако такое мнение видится обоснованным.

Богословские проблемы, которые он пытался решать в годы своего служения Церкви, и вопросы церковной жизни, на которые искал и предлагал ответы, отчасти остаются актуальными до сего дня. Опыт митрополита Московского может быть нам полезен как при исследовании богословских проблем, так и при изучении вопросов формирования русской национальной культуры на рубеже XVIII–XIX веков. В трудах святителя Филарета содержится немало интересных глубоких замечаний по отдельным вопросам библеистики и перевода Священного Писания на русский язык, важных соображений о догмате искупления, об имени Божием, о мариологии и литургике.

Вся деятельность митрополита Филарета в сфере церковно-административной и духовно-учебной дает определенные нормы епархиальной и приходской жизни, образцы постановки образования в духовных и светских учебных заведениях. В 1855 году в праздник столетия Московского университета митрополит произнес свое приветственное слово в университетской церкви святой мученицы Татианы: "Обитель высших учений празднует ныне день своего рождения… С благоговением приводит она и наставников и наставляемых пред лице Учителя, который провозгласил Себя единственным учителем и следственно всех человеческих учителей низвел в разряд учеников… "Аз есть путь и истина и живот" (Ин. 14, 6)… Ревнителям знания, просвещения, мудрости, следственно ревнителям истины, не радостно ли видеть, какую высокую важность дает Он истине, и как сильно побуждает к исканию и уразумению ея… Не скажет ли мне кто-нибудь: это истина Божия, предоставляем ее богословам; нам предлежит подвиг о истине естественной, полезной для человека и для общества человеческого?.. Для чего хотят рассекать истину. Рассекать, значит убивать. Нет жизни без единства. Неужели думают, что истина Божия и Христова есть нечто постороннее для истины естественной… и что последняя так же может жить без первой, как и в соединении с нею? Исторгните солнце из мира: что будет с миром? Исторгните сердце из тела: что будет с телом? Исторгните истину Божию и Христову из человечества: с ним будет то же, что с телом без сердца, что с миром без солнца".

Вспомним также предложение святителя о создании в России митрополичьих округов, отвергнутое императором Александром I и реализованное спустя два столетия.

Непростые отношения митрополита Филарета с государством, с властью светской и духовной предлагают разные варианты характера церковно-государственных отношений. В своем епархиальном отчете за 1863 год святитель писал: "Литература, зрелища, вино губительно действуют на общественную нравственность… Зло растет. Лучшее богатство государства — христианская нравственность народа".

Разнообразные связи святителя Филарета с образованным дворянским обществом и его неустанная деятельность по более полному воцерковлению русского дворянства ныне, в эпоху постмодерна, в условиях крайне секуляризованного общества, переживающего нарастающий процесс апостасии, также дают примеры активной роли Церкви в общественной жизни. Осмысляя проблему свободы, ставшей фетишем для отечественных либералов, святитель в проповеди 25 июня 1851 года сказал: "Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать всё, что хочешь. Это мечта, и мечта не просто несбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная". Он предложил свое понимание свободы: "Любомудрие учит, что свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее, и что она по естеству есть достояние каждого человека. Наблюдение над людьми и обществами человеческими показывает, что люди, боле попустившие себя в сие внутреннее, нравственное рабство — в рабство грехам, страстям, порокам — чаще других являются ревнителями внешней свободы, сколь возможно расширенной свободы в обществе человеческом пред законом и властью. Но расширение внешней свободы будет ли способствовать им к освобождению от рабства внутреннего? Нет причины так думать. С большею вероятностию опасаться должно противного".

Непосредственное участие митрополита Филарета в развитии русской культуры (в сфере русского языка, при строительстве храма Христа Спасителя, и не только) являет собой образец деятельного христианства, не замыкающегося исключительно на проблемах Церкви.

Наконец, едва ли не самое очевидное — его роль духовного наставника, подлинного старца для многих своих современников. Еще в первый год служения на московской кафедре в марте 1822 года в слове на праздник Благовещения святитель, говоря о необходимости покоряться воле Божией, со свойственной ему смелой парадоксальностью утверждал: "Говорят, что это значит сложить навсегда руки, сесть и ожидать своего спасения. Совсем нет! Если кто в самом деле такое составил себе понятие о преданности Богу и поступает по сему понятию, тот в заблуждении: он предается не Богу, но лености… преданность Богу не исключает действования — действования по воле Божией и по духу Божию. Положить талант свой в землю, без сомнения, не то, что положить его в руку торжника…"

Святителю за его долгую жизнь выпало быть свидетелем и участником великих реформ Александра II. В самый разгар коренных перемен в жизни России 10 апреля 1867 года он пишет протоиерею Александру Горскому: "Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что между ними трудно найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно как можно менее колебать, что стоит твердо, чтобы перестроение не обратить в разрушение". Тем не менее, когда царская власть, напуганная радикальной оппозицией, начала войну против "современных идей", святитель написал письмо в Государственный совет: "Не время виновато, а мысли неправославные и безнравственные, распространяемые некоторыми людьми. Итак, надобно воевать против мыслей неправославных и безнравственных, а не против современных".

В начале XXI века, после того как наше Отечество и наша Церковь пережили трудные и жестокие испытания, изменилось наше восприятие прошлого, стало возможным не огульное отрицание или безудержное восхваление его, а вдумчивое осмысление. Пришло время и для нового этапа в нашем филаретоведении.

Издание трудов святителя Филарета, изучение его жизни и огромного творческого наследия началось уже в конце XIX века. Большой вклад внесли близкие к святителю люди, оставившие свои воспоминания (Н.В. Сушков и др.). Профессор МДА И.Н. Корсунский первым приложил большие усилия для систематизации биографических сведений о московском митрополите и исследования его деятельности в связи с событиями его личной жизни, истории государственной и церковной. В 1873–1875 годах появляется первое пятитомное собрание проповедей святителя, позднее усилиями архиепископа Тверского Саввы (Тихомирова) и иных публикуются сборники его писем, собрания знаменитых филаретовских Мнений и Резолюций.

В советский период прервалась работа по изучению истории Русской Церкви в целом. Митрополит Филарет оказался полузапретной фигурой с репутацией "церковного реакционера". Но уже Патриарх Алексий I в конце 1940-х годов возродил его почитание, непосредственно принимая участие в Филаретовских чтениях в стенах МДА. В 1990-е годы в связи с возрождением церковной жизни в России возрастает интерес и к личности святителя Филарета, в 1994 году причисленного к лику святых, и к его наследию.

Между тем в зарубежной исторической науке и в деятельности РПЦЗ внимание к святителю Филарету не исчезало. Примерами тому служат защищенная в США в 1972 году профессором Робертом Л.Николсом диссертация о святителе, исследование его деятельности американским историком профессором Г.Фризом, прошедшая в стенах Свято-Троицкой семинарии в США в ноябре 2002 года Филаретовская конференция [1].

Однако развитие филаретоведения оказалось неспешным по многим причинам. До настоящего времени остаются неизвестными многие написанные святителем или относящие к нему документы в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Их выявление, публикация и исследование только начаты специалистами.

В 2003 году в ПСТГУ вышел первый том новой серии "Русская богословская библиотека", в состав которого вошли избранные труды святителя. Читателям была предложена антология (с минимальным комментарием) — отдельные образцы творений святителя в богословии, проповедничестве, церковном праве, гимнографии, эпистолярном жанре и мемуаристике[2]. В 2005 году был подготовлен Библиографический справочник о святителе Филарете, в котором в максимально возможной степени собрана информация о печатных изданиях трудов святителя и литературе о нем, опубликованных в XIX–XX веках (почти 1,5 тыс. наименований)[3].

Важной задачей остается издание полного Филарета, что в 2000 году благословил Патриарх Алексий II. Время репринтов, призванных удовлетворить первичный спрос исследователей и читателей, закончилось. Шагом к решению этой задачи стала публикация в 2007 году Свято-Троицкой Сергиевой лаврой писем святителя Филарета к преподобному Антонию (Медведеву)[4]. А в 2009 году наконец мы получили новое, пересмотренное издание проповедей святителя, также изданное лаврой в едином серийном оформлении и снабженное комментариями[5].

В ПСТГУ в 2009 году начали издание Летописи жизни и служения святителя Филарета[6]. Ее задача — составление поденной, выстроенной по годам и месяцам хроники. Это свод фактов, заимствованных из различных печатных источников, а также цитат из писем святителя, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников.

В рамках ежегодных богословских конференций ПСТГУ в помещении Митрополичьих палат московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры регулярно проходят заседания, на которых исследователи из Москвы, Петербурга, иных городов и стран выступают с докладами, освещающими различные стороны жизни святителя Филарета и анализирующими его богословские взгляды.

Проблематика "русского синтеза" богословского наследия Востока и Запада успешно разрабатывается протоиереем Павлом Хондзинским, считающим, что в трудах святителя Филарета мы находим "целостное богословское учение, органично развивающее достижения таких отцов Церкви, как святитель Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник, преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Палама, святой Николай Кавасила, учение, в котором философские, мистико-аскетические, богословские, церковно-исторические воззрения самых разных и несовместимых, казалось бы, авторов переплавились в учение, которое позднее получит имя "Филаретова православия", как символ неизменных устоев церковной жизни, учение о Церкви как о претворяющем земную реальность обнаружении славы Божией"[7].

По материалам конференции и Филаретовских вечеров, также проводимых на подворье лавры, выходит в свет "Филаретовский альманах" (в 2004–2012 вышло восемь выпусков). Там публикуются новые архивные материалы, исследуются не только привычные темы, связанные с церковно-государственными отношениями, но и отношение святителя Филарета к диалогу с инославными (У.Пальмер), сходство взглядов и подходов святителя и Н.М.Карамзина к некоторым проблемам общественной жизни России, рассматриваются явления эпохи Филарета: личность Александра I, развитие "духовной учености" в России и пр.

Таким образом, читать Филарета полезно, а изучать интересно. И в нашем стремлении к более гармоничному развитию российского общества и дальнейшей активизации церковной жизни стоит иметь в виду надежный ориентир — святителя Филарета.

[1] Philaret, metropolitan of Moscow. 1782–1867. Perspectives on the man, his works and his times. N.Y., 2003. 207 p.

[2] Филарет (Дроздов), свт. Избранные труды. Письма. Воспоминания. М.: ПСТБИ, 2003. 992 с.

[3] Филарет (Дроздов), свт. Библиографический указатель опубликованных трудов святителя Филарета и литературы о нем. М.: ПСТГУ, 2005. 140 с.

[4] Филарет, свт., митр. Московский. Письма к преподобному Антонию. 1831–1867. В 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.

[5] Филарет, свт., митр. Московский. Слова и речи: В 4 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2009.

[6] Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. М.: ПСТГУ, 2009. Т. 1, 376 с.; 2010. Т. 2, 384 с.; 2012. Т. 3, 400 с.

[7] Хондзинский П. прот. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. Историко-богословское исследование. М.: ПСТГУ, 2010. С. 293.

6 декабря 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00