iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Срок на покаяние
По данным Российского агентства правовой и судебной информации, сегодня в России в местах лишения свободы находятся около 520 тысяч человек. В зависимости от совершенного преступления они содержатся в разных условиях, но у каждого есть возможность пообщаться со священником, исповедаться и причаститься. Как устроена в зоне духовная жизнь, повлияло ли на нее не­уклонно растущее число мусульман в тюрьмах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в какой момент к отбывающему наказание человеку приходит искреннее покаяние, как священнику работать с разными группами осужденных, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» на территории исправительной колонии строгого режима № 11 в Сургуте протоиерей Георгий Кошелев. PDF-верия.
19 августа 2021 г. 13:00
Аналитика
Встреча религиозных лидеров с Президентом РФ по вопросу возрождения в России института  военного духовенства
ЖМП № 8 август 2014 /  24 июля 2014 г. 15:22
версия для печати версия для печати

Военному духовенству Вооруженных сил России — пять лет

Пять лет назад, 21 июля 2009 года, Президент Российской Федерации принял решение о возрождении в Вооруженных силах России института военного духовенства. Решение Президента поставило точку под периодом нашей военной истории, длившимся более девяти десятилетий, когда принудительно игнорировалось существенное для офицеров и солдат право — право на свободу вероисповедания. А ведь штатное военное духовенство, окормлявшее воинов в российской армии до своего упразднения в январе 1918 года, развивалось и эффективно действовало не менее трех веков. Исповедовать свою веру для российских военнослужащих — православных, мусульман, буддистов, католиков и других — означало иметь в душе твердую нравственную опору, непоколебимую мотивацию исполнения воинского долга по защите Отечества.

Историческое решение политического руководства страны о возрождении института военного духовенства было инициировано коллективным обращением Межрелигиозного совета России, которое подписали лидеры религиозных объединений: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, муфтий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, главный раввин, председатель Федерации еврейских общин России Берл Лазар, Пандито хамбо лама, глава Буддийской традиционной сангхи России Д.Б. Аюшеев. Очевидно, что это эпохальное для Вооруженных сил событие стало закономерным следствием развития на основе современного законодательства государственно-церковных отношений в интересах взаимодействия госструктур и религиозных объединений в социальной, культурной и иных сферах жизни общества.

К принятию такого решения побуждала также и реальная обстановка в Вооруженных силах России. Опросы, проводимые Научно-исследовательским (социологическим) центром Минобороны России в 2008–2009 годах, показали, что верующие люди составляют около 70% от числа всего личного состава. Все они граждане России, имеющие право на свободное исповедание своей веры и удовлетворение религиозных потребностей. Таким образом, решение главы государства создало условия для обеспечения конституционных прав военнослужащих. Важно также, что традиционные религиозные объединения России, обладая мощным духовным потенциалом, получили возможность содействовать и, более того, к тому времени уже более двух десятков лет содействовали духовному просвещению военнослужащих, привнесению нравственного измерения в жизнь воинских коллективов.

Возрождение в новом качестве института военного духовенства стало органической частью процесса формирования нового облика армии и флота России. В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации сформирована штатная структура органов по работе с верующими военнослужащими. В ее составе 242 должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими, замещаемые священнослужителями традиционных религиозных объединений России, и десять должностей гражданских служащих.

Организована система работы с кадрами войсковых и флотских священнослужителей, которая включает в себя подбор, расстановку и доподготовку по программе повышения квалификации в Военном университете, а также проведение ежегодных учебно-методических сборов на базе военных округов. В ходе упомянутых сборов, которые прошли в Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Благовещенске, осуществлялся обмен опытом, подводились итоги и формулировались очередные задачи. Для расширения кругозора участников использовался культурный, научный и духовный потенциал мест проведения сборов.

В настоящее время разработаны функциональные обязанности и определен порядок организации деятельности должностных лиц, которые выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основная работа по подбору кандидатов на должности войсковых и флотских священнослужителей осуществляется управлением по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом ВС РФ совместно с Отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Московского Патриархата. Эффективное рабочее взаимодействие осуществляется органами военного управления также с Центральным духовным управлением мусульман, Советом муфтиев России, Буддийской традиционной сангхой России.

В настоящее время на штатной основе в войсках и силах работают 132 священнослужителя, в том числе 129 православных, два мусульманина и один буддист. Ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы. Существенным подспорьем для священнослужителей стал изданный в 2012 году Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими ВС РФ. Разрабатываются Руководство по работе с верующими военнослужащими ВС РФ и пособие по работе с верующими военнослужащими ВС РФ.

Продолжает наращиваться материальная база духовной работы в войсках и силах флота. На подведомственных Минобороны России территориях действуют более 160 православных храмов и часовен. Строятся новые войсковые храмы на территории авиационной базы в городе Канте (Киргизия), на Курсах усовершенствования офицеров ГУ ГШ (Московская область), в городе Североморске, городе Гаджиеве (Северный флот) и многих других гарнизонах. Храм Святого архистратига Михаила в Севастополе, здание которого ранее использовалось как филиал музея Черноморского флота, вновь стал воинским. Принятое министром обороны С.К. Шойгу решение о выделении в соединениях и на кораблях I ранга помещений для оборудования в них молитвенных комнат существенно улучшило возможности удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих.

Принимаются меры для укрепления материальной базы работы с верующими военнослужащими в полевых условиях. Подготовлены предложения для доклада руководству Минобороны России по обеспечению каждого штатного помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими полевой формой одежды и типовой палаткой в комплекте, которая бы предназначалась для оборудования полевого храма.

Штатные помощники командиров по работе с верующими военнослужащими продемонстрировали высокую организованность и эффективность работы в рамках морально-психологического обеспечения международных стратегических учений «Центр-2011», «Юг-2012», «Запад-2013», а также проведенных в последнее время внезапных проверок боеготовности войск и сил флота и в ходе выполнения задач на Крымском полуострове. Очевидно, что по мере накопления практического опыта работы священнослужителей по удовлетворению религиозных потребностей, духовному просвещению и нравственному воспитанию военнослужащих будет возрастать их роль в поддержании морально-психологического состояния личного состава армии и флота.

Таким образом, принятое политическим руководством страны решение о возрождении института войскового и флотского духовенства положило начало принципиально новому подходу в работе с личным составом армии и флота. Первые шаги на этом пути совершались не без трудностей, которые естественны во всяком новом и сложном деле. Но и первые результаты этой работы дают основание надеяться, что органы по работе с верующими военнослужащими будут вскоре окончательно укомплектованы, их мощная духовная и нравственная сила будет всегда держать в центре своего влияния заботу о душе защитника Отечества, всемерно способствовать повышению боеготовности и боеспособности Вооруженных сил Российской Федерации.

24 июля 2014 г. 15:22
Ключевые слова: армия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00