выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика

Изменения в законе об образовании вступают в силу

С 1 июля вступает в силу закон N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Нововведения комментирует главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Елена Зайчикова

Федеральным законом Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ были внесены изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Закон был официально опубликован 2 марта 2012 года, а вступает в силу 1 июля 2012 года.

Цель изменений — урегулировать на федеральном уровне порядок финансирования негосударственных образовательных организаций.

Необходимость внесения изменений была обусловлена тем, что действующее законодательство позволяет региональным органам власти и управления осуществлять бюджетное финансирование негосударственных образовательных организаций. Однако региональные органы власти не обязаны осуществлять подобное финансирование; кроме того, никак не определен его порядок и объем. В результате некоторые регионы осуществляли равное финансирование всех общеобразовательных организаций, в некоторых областях осуществлялось урезанное финансирование негосударственных общеобразовательных организаций, а в ряде субъектов федерации финансировались только государственные и муниципальные образовательные организации.

Федеральным законом РФ от 28 февраля 2012 года вводится равное бюджетное финансирование государственных (муниципальных) и негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.

Позиция законодателя представляется принципиально верной. Любые общеобразовательные организации, в том числе и негосударственные (частные), обязаны реализовывать и реализуют в своей деятельности федеральные государственные образовательные стандарты, то есть, по сути, выполняют государственный заказ. Дети, выбирающие частную школу, являются такими же гражданами нашего государства, как их сверстники, посещающие государственные общеобразовательные учреждения. Родители и тех, и других платят одни и те же налоги. Поэтому финансирование реализации образовательных программ в пределах федеральных государственных образовательных стандартов должно осуществляться по единому (равному) нормативу на каждого обучающегося вне зависимости от учредителя образовательной организации.

Изменениями предусмотрено "финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений".

Таким образом, затраты на содержание помещений, ремонт, благоустройство, коммунальные платежи и пр. не входят в норматив бюджетного финансирования, так же, как и реализация образовательных программ вне рамок государственных стандартов. Эти расходы государством не возмещаются.

Что касается дошкольных образовательных организаций, то предусмотрено "финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений."

В целом, внесенные изменения можно оценить только положительно. Русская Православная Церковь давно и последовательно, на самых разных уровнях отстаивала концепцию равного финансирования негосударственных образовательных организаций, к каковым относится по организационно-правовой форме подавляющее большинство православных школ. Представляется целесообразным воспроизвести данные положения и в проекте федерального закона "Об образовании".

Однако, к сожалению, уже наметились и проблемы. Вопреки прямо и четко изложенным положениям статей Федерального закона, некоторые региональные чиновники пытаются трактовать его таким образом, чтобы финансировать негосударственные образовательные организации по значительно заниженным нормативам. В таких обстоятельствах необходимо официальное разъяснение Министерства образования и науки Российской Федерации, подтверждающее принцип равенства в финансировании государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений и исключающее любые недобросовестные манипуляции со стороны исполнителей.

Полный текст закона

Также на эту тему читайте:

Последний звонок

Субсидии для московских православных школ: продолжение истории

Православные школы объединятся для защиты своих прав

Елена Зайчикова
14 мая 2012 г.
Ключевые слова: школа, законодательство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи