iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Церковь
28 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов, +20.10.2010)

Ночью 20 октября на сорок восьмом году жизни скончался Преосвященнейший Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский.

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (в миру Николай Владимирович Степанов) родился 2 марта 1963 года в городе Костроме в многодетной семье священника. С малых лет будущий архипастырь был окружен родительской любовью, заботой. Мудрый и ревностный в вере родитель протоиерей Владимир Степанов заложил прочное основание, на котором строилась вся дальнейшая жизнь его сына. Прилежание, послушание и отзывчивость были присущи будущему владыке с самых ранних лет. С детства по благословению отца Николай вошел под своды православного храма и до последнего вздоха оставался верным Церкви Христовой.

Отрочество и юность архипастыря прошли под сенью благодатного Покрова Феодоровской иконы Божией Матери, в день празднования которой ему и было суждено принять позже монашеский постриг. После успешного окончания средней школы, а затем лесотехнического техникума он был призван в ряды вооруженных сил. Эти годы укрепили и закалили его характер. По окончании воинской службы началось его церковное служение. По благословению архиепископа Костромского Кассиана он нес послушание иподиакона, а затем был направлен на учение в ленинградские духовные школы. В 1986 году он окончил духовную семинарию, а в 1990 году — Санкт-Петербургскую духовную академию. За годы учебы в духовных школах будущий пастырь Церкви получил блестящее богословское образование. Одним из самых его любимых предметов было догматическое богословие. Ему посчастливилось быть учеником известного профессора и исповедника веры протоиерея Ливерия Воронова, уроки и заветы которого он бережно хранил всю свою жизнь.

Уже в студенческую пору стали раскрываться черты, достойные пастырского служения. Благодарная память, уважение и почтительное отношение к учителям и духовным наставникам особо отличали Николая среди многочисленных сверстников. Добрые качества души способствовали избранию его на послушание иподиакона и келейника ректора духовных школ архимандрита Мануила (Павлова). С тех пор их судьбы были неразрывно связаны. И в радости, и в горе владыка был рядом со своим духовным отцом.

В 1990 году владыка Тихон был направлен на стажировку в Свято-Владимирскую православную семинарию в г. Нью-Йорк. В течение года он изучал английский язык и занимался сбором материалов о служении архиепископа Тихона (Беллавина) в Северной Америке. Время, проведенное за рубежом, расширило его кругозор, способствовало приобретению ценных навыков в общении и церковной дипломатии. По завершении стажировки он вернулся к своему духовному отцу архимандриту Мануилу, который вскоре был возведен в сан епископа Петрозаводского и Олонецкого. 28 августа 1991 года в Крестовоздвиженском кафедральном соборе г. Петрозаводска епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил совершил иноческий постриг Николая Степанова с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 29 августа 1991 года монах Тихон был рукоположен во иеродиакона, а 1 сентября — во иеромонаха. Указом Преосвященнейшего Мануила иеромонах Тихон был назначен секретарем Петрозаводского епархиального управления и личным секретарем епископа Петрозаводского и Олонецкого Мануила. В течение пяти лет служения он был надежным помощником в архипастырских трудах своего владыки. 16 июня 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан игумена.

За годы служения в Карелии игумен Тихон снискал любовь и уважение епархиальных клириков, прихожан и руководителей региона. Много сил отец Тихон положил для возрождения Петрозаводской епархии. Редкие качества его души способствовали объединению молодых людей и привлечению их в ограду церковную, в чем он видел свою первостепенную задачу как пастырь. Его тщанием и заботами в Карелии было основано православное молодежное движение, открыт Центр православной культуры, создан молодежный хор. Многим молодым людям он помог определиться с выбором жизненного пути.

В 1995 году епископ Мануил назначил игумена Тихона настоятелем восстанавливаемого в г. Петрозаводске Александро-Невского собора. С особым усердием игумен нес это послушание, ярко проявив на новом поприще талант храмоздателя. Но, восстанавливая стены храма, он ни на миг не забывал и о самом главном — о возрождении человеческих душ. Всякое дело он совершал истово, с любовью и терпением.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 27 декабря 1995 года игумену Тихону (Степанову) определено быть епископом Архангельским и Холмогорским. В декабре 1995 года игумен Тихон был возведен в сан архимандрита. 3 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы было совершено наречение архимандрита Тихона во епископа Архангельского и Холмогорского. 4 февраля 1996 года, в Неделю о мытаре и фарисее, за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Тихона во епископа.

14 февраля 1996 года, в канун праздника Сретения Господня, Архангельск встречал нового архипастыря. Тому предстояло положить много трудов по возрождению вновь образованной епархии. На ее огромной территории в то время действовало всего несколько храмов и два монастыря. За четырнадцать лет архиерейского служения владыки количество приходов и священнослужителей увеличилось многократно. В кризисные 1990-е годы заботами епископа Тихона завершено строительство здания Архангельского епархиального управления. При епархии были созданы различные отделы и службы, построено здание епархиальной воскресной школы, в просторных классах которой стали заниматься сотни детей. Было налажено тесное сотрудничество с вузами, общественными организациями, воинскими подразделениями и силовыми структурами Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Владыка глубоко сознавал, что для северного форпоста России — Архангельска — особо важно духовное единение здоровых сил общества, и прилагал все усилия, чтобы наполнить миром сердца власть предержащих. Он был всегда открыт для диалога и поисков мирных путей к созиданию Русского Севера и нашего Отечества.

Преосвященный владыка Тихон нес и общецерковные послушания. Участвуя в межконфессиональном диалоге с представителями Христианских Церквей Баренц-региона, он многократно посещал Скандинавские страны, своим авторитетом умножал друзей Русской Православной Церкви.

Благодаря личным отношениям, которые сложились у владыки с Поморским государственным университетом, в главном корпусе вуза был освящен первый университетский храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Владыка с благодарностью отмечал, что Господь сподобил его служить на родине святого праведного Иоанна Кронштадтского, и в своих трудах укреплялся молитвой великого светильника и молитвенника земли Русской.

В своем архипастырском служении владыка не щадил ни своих сил, ни своего здоровья. Он посещал самые далекие и труднодоступные уголки необъятной епархии от Карского моря, Земли Франца-Иосифа до стен древнего Каргополя.

Владыка всей душой желал посвятить главный храм Поморья небесному покровителю Архангельска Архистратигу Божию Михаилу. Он заложил и освятил основание будущего кафедрального собора и помог возродить храм в душах многих людей, наполнив их добротой, любовью и верой. Заботой о вверенной ему пастве, мыслью о строительстве кафедрального собора жил он до последнего земного часа.

Господь определил владыке прожить короткую, но полную дел и событий жизнь. При всей скромности души его авторитет был высок не только среди духовных, но и среди светских людей. Он близко принимал к своему сердцу и чужое горе, и чужую радость. Здесь, на Соловецкой земле, на русской Голгофе христианское сердце с особой чуткостью ощущает подвиг жертвенного служения, силу веры и силу духа, достигшие высшей степени в судьбах новомучеников и исповедников Российских.

Соловецкая земля, обильно политая кровью мучеников за веру Христову, избрана особым уделом Патриаршего попечительства. Каждое посещение Соловецкого монастыря Первосвятителем Русской Православной Церкви всегда было знаковым событием для Архангельской епархии и лично для правящего архиерея. Владыка Тихон с трепетом и сыновней любовью встречал Пат-риарха. Первое посещение Соловков Святейшим Патриархом Алексием II было напутственным и незабываемым. Избранный на Первосвятительский престол Святейший Патриарх Кирилл в первый год служения посетил святыню Русского Севера. Внимание Святейшего Патриарха еще более вдохновило владыку к дальнейшему созиданию и обустройству епархии и особенно к возведению Михаило-Архангельского кафедрального собора…

Но промыслом Божиим внезапно 20 октября завершился земной путь епископа Тихона. Скорбная весть отозвалась в сотнях душ, с которыми владыку связывали незримые нити любви и дружбы. Осиротевшие сердца почувствовали горечь разлуки с любимым архипастырем. Сотни голосов отозвались на весть о смерти владыки из пределов нашего Отечества и из-за рубежа. Гроб с телом почившего был установлен в Ильинском кафедральном соборе Архангельска. Три дня неиссякаемым потоком люди со слезами шли отдать последний поклон владыке. Гроб архангельского архипастыря был украшен цветами.

В путь всея земли новопреставленного провожали митрополит Астанайский и Алма-Атинский Александр, архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Нарофоминский Юстиниан, епископ Петергофский Маркелл, епископ Дубновский Нектарий, Апостольский нунций архиепископ Антонио Меннини, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд), сонм духовенства, члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы Российской Федерации, руководители Архангельской области и Ненецкого автономного округа, мэр Архангельска и главы муниципальных образований, прихожане православных храмов Архангельской епархии. По окончании Божественной литургии был совершен чин отпевания, который возглавил митрополит Астанайский и Алма-Атинский Александр. Гроб с телом почившего архипастыря прощальным крестным ходом обнесли вокруг Ильинского храма, где все эти годы проходило архиерейское служение епископа Тихона. Преосвященный Владыка был погребен за алтарем храма Всех святых г. Архангельска.

Молитвенная память людских сердец, к которым прикоснулась его животворящая любовь, пусть венчает надгробие любимого архипастыря.

Cвященник Валерий Суворов, настоятель Воскресенского храма г. Северодвинска,

Сергей Волохов, личный секретарь епископа Тихона, главный редактор газеты "Архангельский епархиальный вестник"

"Журнал Московской Патриархии", №12, 2010

28 октября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00