выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Церковь
4 января 2011 г.
версия для печати версия для печати

Правовое обеспечение православного образования

Права верующих на образование должны быть закреплены в законе. Церковь отстаивает интересы православного сообщества, принимая активное участие в законотворческой деятельности.

18 апреля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 5.04.10 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Религиозные организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные данным законом, могут быть включены в государственные (муниципальные) реестры социально ориентированных некоммерческих организаций и получить государственную поддержку. В настоящий момент разрабатываются подзаконные акты, конкретизирующие положения закона. Русская Православная Церковь принимает участие в этой работе.

К видам деятельности, поддерживаемой государством в рамках данного закона, относится деятельность в сфере образования, просвещения и культуры. Таким образом, православные школы, гимназии, лицеи, детские сады, приюты смогут получить помощь от государства. Внесение Русской Православной Церковью рекомендаций по вопросам применения закона о социально ориентированных НКО в области образования может создать благоприятную правовую базу для развития православных институтов в этой сфере.

Русская Православная Церковь участвует и в разработке нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

Первоначальный текст законопроекта с мая 2010 года обсуждался в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе, Союзе ректоров России. На основании поступивших замечаний и предложений законопроект был существенно доработан в Министерстве образования. В соответствии с поручением Президента РФ с 1 декабря 2010 года по 1 февраля 2011 года текст проекта нового закона «Об образовании» представлен для общественного обсуждения на сайте www.zakonoproekt2010.ru. Исходя из оценки настоящего законопроекта, которую мы представляем нашим читателям, православное сообщество может выразить свою точку зрения и свои пожелания к данному проекту закона.

Со стороны Русской Православной Церкви был сформулирован целый ряд предложений к тексту законопроекта, касающихся концепции религиозного образования и принципов ее реализации в конфессиональных и общеобразовательных учебных заведениях.

 

Собств.инф.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНА

Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» был принят в целях реализации положений послания Президента РФ Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года.

Законодатель вводит новое понятие в ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: «социально ориентированная некоммерческая организация». Таковыми признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества.

Закон позволяет отнести к социально ориентированным такие некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан; охраны и содержания объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, мест захоронений; профилактики социально опасных форм поведения граждан; благотворительную деятельность; деятельность
в области образования, просвещения, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; кроме того, содействие духовному развитию личности и некоторые иные виды деятельности, поименованные в нормативном акте.

Очевидно, что многое из перечисленного выше относится к уставным целям деятельности подавляющего большинства религиозных и иных православных некоммерческих организаций, что позволяет распространить на них действие закона и претендовать на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в приоритетном порядке.

Первоначально разработчик законопроекта планировал исключить религиозные организации из числа социально ориентированных. Однако права Церкви удалось отстоять.

Государственная поддержка социально ориентированным организациям может оказываться в различных формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Иные (дополнительные) виды государственной поддержки могут предусматриваться в регионах за счет местных бюджетов.

Финансовая поддержка предполагает выделение средств бюджета в той или иной форме. Имущественная поддержка осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование подобным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. При этом предусмотрено формирование специальных перечней имущества, необходимого для оказания данной поддержки. Устанавливается особый правовой режим этого имущества, включая запрет на его отчуждение, особые условия владения и т.д.

Закон предусматривает возможность разработки и реализации специальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Таким образом, предоставляются довольно существенные льготы и преференции социально ориентированным НКО, что особенно важно в контексте социального служения Русской Православной Церкви. Закон дает реальную возможность серьезной и систематической поддержки государственной властью православных общеобразовательных учреждений и организаций (школ, лицеев, гимназий, центров, детских садов, приютов) и создает условия для развития системы православного образования в целом.

Поддержка социально ориентированных образовательных организаций могла бы осуществляться по следующим направлениям:

— предоставление зданий для открытия новых православных школ, гимназий, лицеев, детских садов вне конкурса;

— освобождение от уплаты коммунальных платежей (или их компенсация);

— выделение средств для текущего и капитального ремонта используемых в рамках учебного процесса зданий и помещений, для приобретения учебной мебели и современных технических средств обучения (компьютеров, оргтехники, интерактивных досок и т.п.);

— финансирование межшкольных мероприятий православных НОУ (конференций, слетов, праздников, конкурсов и т.д.);

— финансирование семинаров по обмену опытом для педагогов, реализующих программы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Выбор школой национально-культурной основы образования как ответ на социальный запрос народов, традиционно населяющих территорию Российской Федерации (реализация образовательных программ национально-культурного, ре-ли-гиозно-культурного компонента, содержащих знания о духовных, культурных и государственных традициях того или иного народа России), реализация школой дополнительных углубленных программ по духовно-нравственному воспитанию могут и должны являться критериями для признания данной образовательной организации социально ориентированной. Введение этого положения позволило бы оказать финансовое содействие эксперименту по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», создать специальные телевизионные программы для популяризации изучения духовно-нравственных дисциплин в современной школе, профинансировать деятельность методических объединений педагогов курса «Основы православной культуры» и вероучительных дисциплин на федеральном и региональном уровне.

Федеральный закон № 40-ФЗ предусматривает разработку и реализацию органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления соответствующих программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Программы могут быть федеральными, региональными, межмуниципальными и муниципальными.

Для православных образовательных учреждений необходимо войти в программы всех уровней, для чего следует закрепить в законодательстве равные права НОУ с муниципальными школами, в том числе право негосударственных школ на участие в государственных программах, на получение грантов, на равное финансирование. На федеральном уровне и на уровне субъектов РФ православные школы могли бы претендовать на отдельное направление, на «свою» программу (подпрограмму), как и школы, реализующие курс «Основы религиозных культур и светской этики».

На сегодняшний день, однако, отсутствует механизм действия данных норм права. Например, непонятно, какой орган и в каком порядке будет признавать организации социально ориентированными, каков порядок и процедура получения государственной поддержки, включения в программы, предоставления имущества, размещения социального заказа, определения социального заказа (для каждого региона это различные социальные приоритеты) и т.д. Все эти вопросы должны быть урегулированы в подзаконных актах — постановлениях правительства Российской Федерации, актах соответствующих министерств и ведомств, актов региональных органов власти и управления. Данные документы еще предстоит разработать и принять.

В настоящее время разрабатываются конкретные предложения Русской Православной Церкви в области нормативно-правовой базы в сфере благотворительности и социального служения.

Тем не менее уже сейчас можно сделать вывод, что возможности, предоставляемые данным законом, могут и должны быть максимально использованы для планомерной и существенной поддержки православных некоммерческих организаций. Чтобы реализовать эти возможности на практике, необходимо закрепить в уставе православной некоммерческой организации ее социальную ориентацию и указать «социальные» виды деятельности в соответствии с формулировками закона. Нужно выявлять местные (региональные) программы поддержки социально ориентированных организаций и стремиться быть включенными в число участников программы. Например, православные школы могли бы претендовать на отдельное направление, «свою» программу (подпрограмму), которая могла бы помочь решить проблемы с помещениями, оплатой коммунальных услуг и прочие вопросы. Возможно заключение договоров с органами власти на местах о сотрудничестве в области оказания социальной помощи и решения социальных проблем и т.д.

Сфера социального служения является естественной и традиционной областью сотрудничества органов государственной власти и Русской Православной Церкви. С принятием федерального закона о социально ориентированных НКО это сотрудничество должно получить развитие и поддержку.

Елена Зайчикова, главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации,
"Журнал Московской Патриархии", №1, 2011

4 января 2011 г.
Ключевые слова: школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00