выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Церковь
10 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Церковная собственность: правовое регулирование

19 ноября Государственная дума Российской Федерации приняла закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Он устанавливает единый порядок передачи имущества религиозным организациям. Теперь Русская Православная Церковь может получить храмы и другие объекты недвижимости в собственность на безвозмездной основе.

Этот закон — попытка государства выполнить взятые на себя еще в 1996 году международные обязательства по возвращению имущества религиозным организациям. Тогда при подаче заявки на вступление в Совет Европы Россия (согласно пп. xii п. 10 Заключения ПАСЕ) обязалась «в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций». Тем самым Российская Федерация дала адекватную правовую оценку фактам конфискации имущества  религиозных организаций советской властью.

Однако Русская Православная Церковь не требует от Российского государства возвратить всё имущество, которое принадлежало Церкви до его национализации. Речь не идет о реституции.

Тем не менее закон, регулирующий передачу имущества религиозным организациям даже в весьма ограниченном объеме, стал объектом жесткой критики со стороны представителей музейного сообщества, вызвал волну полемики в СМИ.

В отношении закона высказывались опасения, что он допускает возможность изъятия из государственной собственности особо ценных объектов культурного наследия; что он не предусматривает механизмов контроля за сохранностью и целевым использованием объектов культурного наследия, передаваемых религиозным организациям; что он может ограничить доступ широкого круга граждан к объектам культурного наследия.

В процессе обсуждения закона представители Русской Православной Церкви неоднократно пытались убедить его противников в том, что их опасения напрасны. Так, на парламентских слушаниях по обсуждению закона, состоявшихся 15 сентября 2010 года в Государственной думе, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, в частности, сказал, что «все здания, которые находятся в собственности религиозных организаций или в их пользовании, открыты для посещения любым людям», при соблюдении последними определенных правил, точно так же, как при посещении музеев необходимо следовать некоторым общепринятым нормам поведения.

В проект закона были внесены поправки, учитывающие интересы музейного сообщества. В частности, более четко прописаны обязательства религиозных организаций, касающиеся содержания памятников культуры, условий доступа к ним, порядка и сроков проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по их сохранению. Не ставится также и вопрос о передаче в собственность религиозных организаций музейных коллекций, они могут быть переданы только в безвозмездное пользование. «То есть озабоченность, которую высказывали многие представители культурного сообщества, встретила достойный ответ. Очевидно, что религиозные общины должны заботиться о сохранении памятников культуры и будут это делать, как они это делают до сих пор», — пояснил председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Следует отметить, что подобные нормативно-правовые акты уже приняты в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Лишь на Украине в настоящее время проект закона, аналогичный российскому, еще только обнародован для обсуждения. Украинский законопроект «О возвращении культовых зданий религиозным организациям» призван урегулировать процесс передачи культовых сооружений в собственность религиозным организациям, чтобы восстановить их права, нарушенные в СССР.

Новый российский закон, по мнению экспертов, восстанавливает элементарную человеческую справедливость по отношению к религиозным организациям, которые в результате декретов советской власти были ограничены в правах. Он может способствовать формированию новой материально-хозяйственной базы для активизации социального служения Русской Православной Церкви в современном обществе.

10 декабря 2010 г.
Ключевые слова: имущество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00