iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Церковь
10 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Церковная собственность: правовое регулирование

19 ноября Государственная дума Российской Федерации приняла закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Он устанавливает единый порядок передачи имущества религиозным организациям. Теперь Русская Православная Церковь может получить храмы и другие объекты недвижимости в собственность на безвозмездной основе.

Этот закон — попытка государства выполнить взятые на себя еще в 1996 году международные обязательства по возвращению имущества религиозным организациям. Тогда при подаче заявки на вступление в Совет Европы Россия (согласно пп. xii п. 10 Заключения ПАСЕ) обязалась «в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций». Тем самым Российская Федерация дала адекватную правовую оценку фактам конфискации имущества  религиозных организаций советской властью.

Однако Русская Православная Церковь не требует от Российского государства возвратить всё имущество, которое принадлежало Церкви до его национализации. Речь не идет о реституции.

Тем не менее закон, регулирующий передачу имущества религиозным организациям даже в весьма ограниченном объеме, стал объектом жесткой критики со стороны представителей музейного сообщества, вызвал волну полемики в СМИ.

В отношении закона высказывались опасения, что он допускает возможность изъятия из государственной собственности особо ценных объектов культурного наследия; что он не предусматривает механизмов контроля за сохранностью и целевым использованием объектов культурного наследия, передаваемых религиозным организациям; что он может ограничить доступ широкого круга граждан к объектам культурного наследия.

В процессе обсуждения закона представители Русской Православной Церкви неоднократно пытались убедить его противников в том, что их опасения напрасны. Так, на парламентских слушаниях по обсуждению закона, состоявшихся 15 сентября 2010 года в Государственной думе, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, в частности, сказал, что «все здания, которые находятся в собственности религиозных организаций или в их пользовании, открыты для посещения любым людям», при соблюдении последними определенных правил, точно так же, как при посещении музеев необходимо следовать некоторым общепринятым нормам поведения.

В проект закона были внесены поправки, учитывающие интересы музейного сообщества. В частности, более четко прописаны обязательства религиозных организаций, касающиеся содержания памятников культуры, условий доступа к ним, порядка и сроков проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по их сохранению. Не ставится также и вопрос о передаче в собственность религиозных организаций музейных коллекций, они могут быть переданы только в безвозмездное пользование. «То есть озабоченность, которую высказывали многие представители культурного сообщества, встретила достойный ответ. Очевидно, что религиозные общины должны заботиться о сохранении памятников культуры и будут это делать, как они это делают до сих пор», — пояснил председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Следует отметить, что подобные нормативно-правовые акты уже приняты в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Лишь на Украине в настоящее время проект закона, аналогичный российскому, еще только обнародован для обсуждения. Украинский законопроект «О возвращении культовых зданий религиозным организациям» призван урегулировать процесс передачи культовых сооружений в собственность религиозным организациям, чтобы восстановить их права, нарушенные в СССР.

Новый российский закон, по мнению экспертов, восстанавливает элементарную человеческую справедливость по отношению к религиозным организациям, которые в результате декретов советской власти были ограничены в правах. Он может способствовать формированию новой материально-хозяйственной базы для активизации социального служения Русской Православной Церкви в современном обществе.

10 декабря 2010 г.
Ключевые слова: имущество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00