iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Почивать на лаврах некогда
Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Церковь
10 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Церковная собственность: правовое регулирование

19 ноября Государственная дума Российской Федерации приняла закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Он устанавливает единый порядок передачи имущества религиозным организациям. Теперь Русская Православная Церковь может получить храмы и другие объекты недвижимости в собственность на безвозмездной основе.

Этот закон — попытка государства выполнить взятые на себя еще в 1996 году международные обязательства по возвращению имущества религиозным организациям. Тогда при подаче заявки на вступление в Совет Европы Россия (согласно пп. xii п. 10 Заключения ПАСЕ) обязалась «в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций». Тем самым Российская Федерация дала адекватную правовую оценку фактам конфискации имущества  религиозных организаций советской властью.

Однако Русская Православная Церковь не требует от Российского государства возвратить всё имущество, которое принадлежало Церкви до его национализации. Речь не идет о реституции.

Тем не менее закон, регулирующий передачу имущества религиозным организациям даже в весьма ограниченном объеме, стал объектом жесткой критики со стороны представителей музейного сообщества, вызвал волну полемики в СМИ.

В отношении закона высказывались опасения, что он допускает возможность изъятия из государственной собственности особо ценных объектов культурного наследия; что он не предусматривает механизмов контроля за сохранностью и целевым использованием объектов культурного наследия, передаваемых религиозным организациям; что он может ограничить доступ широкого круга граждан к объектам культурного наследия.

В процессе обсуждения закона представители Русской Православной Церкви неоднократно пытались убедить его противников в том, что их опасения напрасны. Так, на парламентских слушаниях по обсуждению закона, состоявшихся 15 сентября 2010 года в Государственной думе, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, в частности, сказал, что «все здания, которые находятся в собственности религиозных организаций или в их пользовании, открыты для посещения любым людям», при соблюдении последними определенных правил, точно так же, как при посещении музеев необходимо следовать некоторым общепринятым нормам поведения.

В проект закона были внесены поправки, учитывающие интересы музейного сообщества. В частности, более четко прописаны обязательства религиозных организаций, касающиеся содержания памятников культуры, условий доступа к ним, порядка и сроков проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по их сохранению. Не ставится также и вопрос о передаче в собственность религиозных организаций музейных коллекций, они могут быть переданы только в безвозмездное пользование. «То есть озабоченность, которую высказывали многие представители культурного сообщества, встретила достойный ответ. Очевидно, что религиозные общины должны заботиться о сохранении памятников культуры и будут это делать, как они это делают до сих пор», — пояснил председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Следует отметить, что подобные нормативно-правовые акты уже приняты в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Лишь на Украине в настоящее время проект закона, аналогичный российскому, еще только обнародован для обсуждения. Украинский законопроект «О возвращении культовых зданий религиозным организациям» призван урегулировать процесс передачи культовых сооружений в собственность религиозным организациям, чтобы восстановить их права, нарушенные в СССР.

Новый российский закон, по мнению экспертов, восстанавливает элементарную человеческую справедливость по отношению к религиозным организациям, которые в результате декретов советской власти были ограничены в правах. Он может способствовать формированию новой материально-хозяйственной базы для активизации социального служения Русской Православной Церкви в современном обществе.

10 декабря 2010 г.
Ключевые слова: имущество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00