выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 20 (441) октябрь 2010 /  7 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наречение архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

7 октября в канун дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, в Тронном зале Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

Слово архимандрита Геннадия (Гоголева) при наречении в епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Благоволением человеколюбивого Бога, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви надлежит мне, грешному, слабому телом и духом человеку, воспринять от ваших рук огненную благодать Пятидесятницы, призывающую меня к архиерейскому служению.
Сердце мое смятеся во мне, страх и трепет прииде на мя... (Пс. 54, 5–6) — именно эти слова Псалтири передают нынешнее мое состояние духа. В трепет приводят меня мысли о моем недостоинстве, о моих душевных немощах и физических болезнях. Со смущением и страхом предстою я ныне пред вами, милостивые архипастыри.
Но едва подниму глаза и обращу взор на святыню предстоящего мне служения, как смущаюсь и переживаю еще более — ибо апостольская благодать, даруемая в сем таинстве, столь велика и значительна, что простое осознание этого факта способно привести в крайнее смущение самую бесстрашную душу.
«Люди, живущие на земле и еще принадлежащие ей, поставлены распоряжаться небесным», — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст о высшем таинстве священства. Где найти подкрепление, вступая на поприще столь ответственного служения?

Слово Божие и опыт Церкви дают ответ на этот вопрос. И ответ этот состоит в следующем: душевные и физические немощи наши, располагая нас ко смирению и пробуждая в нас непрестанное покаянное чувство, могут послужить нам во благо, чтобы совершая служение, не уповать на свои силы и таланты, но стремиться быть послушным орудием Бога и Его Святой Церкви. Осознавая эту простую и высокую истину, найду ли сегодня силы произнести вместе со святым апостолом Павлом столь утешительные и ободряющие слова: Сладко да похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. 12, 9)?
Не я первый: многих Церковь призывает к архиерейскому служению. Вглядимся в опыт жизни богомудрых святителей минувших лет и эпох. Как им удавалось преодолевать эту великую пропасть между святостью сана и греховностью немощного человеческого естества? Как им было возможно примирять требования высшей справедливости и чистоты с земными помыслами ума? Вглядимся пристально и поймем: в помощь им была дана великая сила послушания.
Епископ, слуга Божий, поставленный на высшую степень служения, как никто другой из христиан призван покорить все разумные силы своей души церковному разуму. У епископа не может быть ничего личного. Каждый свой шаг, каждое слово и каждый жест он должен соизмерять с той степенью ответственности, которая лежит на нем как хранителе истинной веры, священной апостольской традиции, попечителе о церковном мире и благе своей паствы.

Каждый христианин призывается Богом к ответственности, к любому из нас обращены слова Христа Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Но если прегрешения мирянина подчас остаются незамеченными, то грех епископа может привести к гибели тысячи душ. Выражение священномученика Игнатия Богоносца «Где епископ — там Церковь» подчеркивает эту великую ответственность епископа за духовное состояние и сами судьбы пасомых.
Сегодня, глубоко прочувствовав и осознав все то, о чем говорил ранее, я обращаюсь мысленным взором в прошлое, не устаю удивляться милости и попечению обо мне всеблагого Бога. Святое Крещение, первые Исповедь и Причащение, воспринятые мною в храме поселка Верхний Мост Псковской епархии, оставили глубокий след в моей детской душе. Как громом поразил меня, двенадцатилетнего отрока, сосредоточенный вид погруженных в молитву монахов, идущих ко всенощной в Псково-Печерском монастыре при равномерных ударах колокола.

Эти печорские колокола окончательно разбудили меня в 18-летнем возрасте. Слова Апокалипсиса: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою... (Откр. 2, 4), которые летом 1985 года я прочитал в старой дореволюционной Библии у своей крестной матери в полузабытой псковской деревне, воскресили в моей мятущейся душе окончательное желание навсегда обручить себя с благодатью Божией.

Как золотое время вспоминаю годы обучения в Санкт-Петербургских духовных школах, где бережно сохранялись заложенные Вами, Ваше Святейшество, на многие годы вперед традиции, которыми и поныне живет любимая alma mater.
Я счастлив, что Вы, Ваше Святейшество, удостоили меня рукоположения в сан пресвитера в день пятидесятилетия моего первого настоятеля, протоиерея Николая Гундяева, в Спасо-Преображенском соборе северной столицы. И где бы мне в дальнейшем ни приходилось совершать свое служение, я всегда, Ваше Святейшество, ощущал Вашу молитвенную помощь и отеческую любовь.

По окончании Духовной академии мне довелось продолжить служение в Богохранимой Костроме под сенью Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. В этот судьбоносный для меня день прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Александр, принять искренние слова сыновей благодарности за те бесценные уроки и наставления в духовной жизни, в пастырском служении и в административной деятельности, которые я имел радость получать от Вас в течение 15 лет нашего совместного труда, как на Костромской земле, так и в Синодальном отделе по делам молодежи. Если есть во мне какие-то способности и добрые качества, ими я обязан Вашему воспитанию. Под Вашим руководством мне довелось возрождать духовное образование на Костромской земле; а сегодня — уже в сане Вашего викария — предстоит создавать новое богословское учебное заведение в Алма-Ате.

Мое служение будет проходить в Казахстане — на земле, обильно орошенной кровью новомучеников и исповедников Российских, где сама бескрайняя степь являет собой открытый солнцу антиминс. Незнакомые прежде культурные традиции, новый климат, особые условия жизни совместно с людьми, исповедующими различные религии, создают особые трудности. Но, подобно солнечным лучам, любовь новомучеников Казахстана щедро изливается на всякого, кто со смирением и любовью несет здесь свое церковное послушание. Смиренно молюсь, да помогут мне в служении молитвы всех святых, просиявших в этом благословенном крае.

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Ныне смиренно прошу вас вознести молитвы обо мне, грешном, да попалит Божественная благодать невещественным огнем мои грехи и да соделает меня неленостным и непостыдным работником на ниве Христовой. Аминь.

 

7 октября 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00