iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Церковь
ЦВ № 20 (441) октябрь 2010 /  7 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наречение архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

7 октября в канун дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, в Тронном зале Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

Слово архимандрита Геннадия (Гоголева) при наречении в епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Благоволением человеколюбивого Бога, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви надлежит мне, грешному, слабому телом и духом человеку, воспринять от ваших рук огненную благодать Пятидесятницы, призывающую меня к архиерейскому служению.
Сердце мое смятеся во мне, страх и трепет прииде на мя... (Пс. 54, 5–6) — именно эти слова Псалтири передают нынешнее мое состояние духа. В трепет приводят меня мысли о моем недостоинстве, о моих душевных немощах и физических болезнях. Со смущением и страхом предстою я ныне пред вами, милостивые архипастыри.
Но едва подниму глаза и обращу взор на святыню предстоящего мне служения, как смущаюсь и переживаю еще более — ибо апостольская благодать, даруемая в сем таинстве, столь велика и значительна, что простое осознание этого факта способно привести в крайнее смущение самую бесстрашную душу.
«Люди, живущие на земле и еще принадлежащие ей, поставлены распоряжаться небесным», — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст о высшем таинстве священства. Где найти подкрепление, вступая на поприще столь ответственного служения?

Слово Божие и опыт Церкви дают ответ на этот вопрос. И ответ этот состоит в следующем: душевные и физические немощи наши, располагая нас ко смирению и пробуждая в нас непрестанное покаянное чувство, могут послужить нам во благо, чтобы совершая служение, не уповать на свои силы и таланты, но стремиться быть послушным орудием Бога и Его Святой Церкви. Осознавая эту простую и высокую истину, найду ли сегодня силы произнести вместе со святым апостолом Павлом столь утешительные и ободряющие слова: Сладко да похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. 12, 9)?
Не я первый: многих Церковь призывает к архиерейскому служению. Вглядимся в опыт жизни богомудрых святителей минувших лет и эпох. Как им удавалось преодолевать эту великую пропасть между святостью сана и греховностью немощного человеческого естества? Как им было возможно примирять требования высшей справедливости и чистоты с земными помыслами ума? Вглядимся пристально и поймем: в помощь им была дана великая сила послушания.
Епископ, слуга Божий, поставленный на высшую степень служения, как никто другой из христиан призван покорить все разумные силы своей души церковному разуму. У епископа не может быть ничего личного. Каждый свой шаг, каждое слово и каждый жест он должен соизмерять с той степенью ответственности, которая лежит на нем как хранителе истинной веры, священной апостольской традиции, попечителе о церковном мире и благе своей паствы.

Каждый христианин призывается Богом к ответственности, к любому из нас обращены слова Христа Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Но если прегрешения мирянина подчас остаются незамеченными, то грех епископа может привести к гибели тысячи душ. Выражение священномученика Игнатия Богоносца «Где епископ — там Церковь» подчеркивает эту великую ответственность епископа за духовное состояние и сами судьбы пасомых.
Сегодня, глубоко прочувствовав и осознав все то, о чем говорил ранее, я обращаюсь мысленным взором в прошлое, не устаю удивляться милости и попечению обо мне всеблагого Бога. Святое Крещение, первые Исповедь и Причащение, воспринятые мною в храме поселка Верхний Мост Псковской епархии, оставили глубокий след в моей детской душе. Как громом поразил меня, двенадцатилетнего отрока, сосредоточенный вид погруженных в молитву монахов, идущих ко всенощной в Псково-Печерском монастыре при равномерных ударах колокола.

Эти печорские колокола окончательно разбудили меня в 18-летнем возрасте. Слова Апокалипсиса: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою... (Откр. 2, 4), которые летом 1985 года я прочитал в старой дореволюционной Библии у своей крестной матери в полузабытой псковской деревне, воскресили в моей мятущейся душе окончательное желание навсегда обручить себя с благодатью Божией.

Как золотое время вспоминаю годы обучения в Санкт-Петербургских духовных школах, где бережно сохранялись заложенные Вами, Ваше Святейшество, на многие годы вперед традиции, которыми и поныне живет любимая alma mater.
Я счастлив, что Вы, Ваше Святейшество, удостоили меня рукоположения в сан пресвитера в день пятидесятилетия моего первого настоятеля, протоиерея Николая Гундяева, в Спасо-Преображенском соборе северной столицы. И где бы мне в дальнейшем ни приходилось совершать свое служение, я всегда, Ваше Святейшество, ощущал Вашу молитвенную помощь и отеческую любовь.

По окончании Духовной академии мне довелось продолжить служение в Богохранимой Костроме под сенью Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. В этот судьбоносный для меня день прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Александр, принять искренние слова сыновей благодарности за те бесценные уроки и наставления в духовной жизни, в пастырском служении и в административной деятельности, которые я имел радость получать от Вас в течение 15 лет нашего совместного труда, как на Костромской земле, так и в Синодальном отделе по делам молодежи. Если есть во мне какие-то способности и добрые качества, ими я обязан Вашему воспитанию. Под Вашим руководством мне довелось возрождать духовное образование на Костромской земле; а сегодня — уже в сане Вашего викария — предстоит создавать новое богословское учебное заведение в Алма-Ате.

Мое служение будет проходить в Казахстане — на земле, обильно орошенной кровью новомучеников и исповедников Российских, где сама бескрайняя степь являет собой открытый солнцу антиминс. Незнакомые прежде культурные традиции, новый климат, особые условия жизни совместно с людьми, исповедующими различные религии, создают особые трудности. Но, подобно солнечным лучам, любовь новомучеников Казахстана щедро изливается на всякого, кто со смирением и любовью несет здесь свое церковное послушание. Смиренно молюсь, да помогут мне в служении молитвы всех святых, просиявших в этом благословенном крае.

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Ныне смиренно прошу вас вознести молитвы обо мне, грешном, да попалит Божественная благодать невещественным огнем мои грехи и да соделает меня неленостным и непостыдным работником на ниве Христовой. Аминь.

 

7 октября 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00