iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Райский сад на земле
Прихрамовая территория — словно церковная сень, которая приглашает молящихся в храм и помогает им на пороге храма оставить повседневную житейскую суету. Талантливая организация прилегающего к храму зеленого участка зачастую не только настраивает на молитву, но и способствует первому общению со священнослужителем — ведь желание просто погулять, отдохнуть в монастырском или приходском саду со временем может перерасти в стремление к воцерковлению. Тем не менее единых подходов к ландшафтному озеленению в Церкви, как ни странно, до сих пор нет, и это направление продолжает оставаться полем для экспериментов архитекторов и садовников. «Журнал Московской Патриархии» представляет несколько удачных проектных и уже реализованных на практике решений, которые можно рассматривать в качестве ориентиров при благоустройстве прихрамовых земельных участков. PDF-версия, часть 1 (начало)
20 сентября 2019 г. 09:59
Церковь
ЦВ № 20 (441) октябрь 2010 /  7 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наречение архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

7 октября в канун дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, в Тронном зале Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

Слово архимандрита Геннадия (Гоголева) при наречении в епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Благоволением человеколюбивого Бога, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви надлежит мне, грешному, слабому телом и духом человеку, воспринять от ваших рук огненную благодать Пятидесятницы, призывающую меня к архиерейскому служению.
Сердце мое смятеся во мне, страх и трепет прииде на мя... (Пс. 54, 5–6) — именно эти слова Псалтири передают нынешнее мое состояние духа. В трепет приводят меня мысли о моем недостоинстве, о моих душевных немощах и физических болезнях. Со смущением и страхом предстою я ныне пред вами, милостивые архипастыри.
Но едва подниму глаза и обращу взор на святыню предстоящего мне служения, как смущаюсь и переживаю еще более — ибо апостольская благодать, даруемая в сем таинстве, столь велика и значительна, что простое осознание этого факта способно привести в крайнее смущение самую бесстрашную душу.
«Люди, живущие на земле и еще принадлежащие ей, поставлены распоряжаться небесным», — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст о высшем таинстве священства. Где найти подкрепление, вступая на поприще столь ответственного служения?

Слово Божие и опыт Церкви дают ответ на этот вопрос. И ответ этот состоит в следующем: душевные и физические немощи наши, располагая нас ко смирению и пробуждая в нас непрестанное покаянное чувство, могут послужить нам во благо, чтобы совершая служение, не уповать на свои силы и таланты, но стремиться быть послушным орудием Бога и Его Святой Церкви. Осознавая эту простую и высокую истину, найду ли сегодня силы произнести вместе со святым апостолом Павлом столь утешительные и ободряющие слова: Сладко да похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. 12, 9)?
Не я первый: многих Церковь призывает к архиерейскому служению. Вглядимся в опыт жизни богомудрых святителей минувших лет и эпох. Как им удавалось преодолевать эту великую пропасть между святостью сана и греховностью немощного человеческого естества? Как им было возможно примирять требования высшей справедливости и чистоты с земными помыслами ума? Вглядимся пристально и поймем: в помощь им была дана великая сила послушания.
Епископ, слуга Божий, поставленный на высшую степень служения, как никто другой из христиан призван покорить все разумные силы своей души церковному разуму. У епископа не может быть ничего личного. Каждый свой шаг, каждое слово и каждый жест он должен соизмерять с той степенью ответственности, которая лежит на нем как хранителе истинной веры, священной апостольской традиции, попечителе о церковном мире и благе своей паствы.

Каждый христианин призывается Богом к ответственности, к любому из нас обращены слова Христа Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Но если прегрешения мирянина подчас остаются незамеченными, то грех епископа может привести к гибели тысячи душ. Выражение священномученика Игнатия Богоносца «Где епископ — там Церковь» подчеркивает эту великую ответственность епископа за духовное состояние и сами судьбы пасомых.
Сегодня, глубоко прочувствовав и осознав все то, о чем говорил ранее, я обращаюсь мысленным взором в прошлое, не устаю удивляться милости и попечению обо мне всеблагого Бога. Святое Крещение, первые Исповедь и Причащение, воспринятые мною в храме поселка Верхний Мост Псковской епархии, оставили глубокий след в моей детской душе. Как громом поразил меня, двенадцатилетнего отрока, сосредоточенный вид погруженных в молитву монахов, идущих ко всенощной в Псково-Печерском монастыре при равномерных ударах колокола.

Эти печорские колокола окончательно разбудили меня в 18-летнем возрасте. Слова Апокалипсиса: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою... (Откр. 2, 4), которые летом 1985 года я прочитал в старой дореволюционной Библии у своей крестной матери в полузабытой псковской деревне, воскресили в моей мятущейся душе окончательное желание навсегда обручить себя с благодатью Божией.

Как золотое время вспоминаю годы обучения в Санкт-Петербургских духовных школах, где бережно сохранялись заложенные Вами, Ваше Святейшество, на многие годы вперед традиции, которыми и поныне живет любимая alma mater.
Я счастлив, что Вы, Ваше Святейшество, удостоили меня рукоположения в сан пресвитера в день пятидесятилетия моего первого настоятеля, протоиерея Николая Гундяева, в Спасо-Преображенском соборе северной столицы. И где бы мне в дальнейшем ни приходилось совершать свое служение, я всегда, Ваше Святейшество, ощущал Вашу молитвенную помощь и отеческую любовь.

По окончании Духовной академии мне довелось продолжить служение в Богохранимой Костроме под сенью Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. В этот судьбоносный для меня день прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Александр, принять искренние слова сыновей благодарности за те бесценные уроки и наставления в духовной жизни, в пастырском служении и в административной деятельности, которые я имел радость получать от Вас в течение 15 лет нашего совместного труда, как на Костромской земле, так и в Синодальном отделе по делам молодежи. Если есть во мне какие-то способности и добрые качества, ими я обязан Вашему воспитанию. Под Вашим руководством мне довелось возрождать духовное образование на Костромской земле; а сегодня — уже в сане Вашего викария — предстоит создавать новое богословское учебное заведение в Алма-Ате.

Мое служение будет проходить в Казахстане — на земле, обильно орошенной кровью новомучеников и исповедников Российских, где сама бескрайняя степь являет собой открытый солнцу антиминс. Незнакомые прежде культурные традиции, новый климат, особые условия жизни совместно с людьми, исповедующими различные религии, создают особые трудности. Но, подобно солнечным лучам, любовь новомучеников Казахстана щедро изливается на всякого, кто со смирением и любовью несет здесь свое церковное послушание. Смиренно молюсь, да помогут мне в служении молитвы всех святых, просиявших в этом благословенном крае.

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Ныне смиренно прошу вас вознести молитвы обо мне, грешном, да попалит Божественная благодать невещественным огнем мои грехи и да соделает меня неленостным и непостыдным работником на ниве Христовой. Аминь.

 

7 октября 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59