iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
Церковь
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /  15 сентября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Восхождение. Божественная литургия у подножия Большого Иремеля

На Южном Урале этим летом совершена первая Божественная литургия на высоте более 1000 метров — на плато у подножия горы Большой Иремель. Ее отслужил настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Игорь Рысенко. Участниками стали ребята из православного молодежного общества «Держись!»

Настоятелю сослужили клирики собора протоиерей Ярослав Иванов и протодиакон Владимир Коростин, а также двое священников из Магнитогорского храма Архистратига Божия Михаила: настоятель протоиерей Сергий Десятков и священник Алексий Поляков. Литургия стала кульминацией похода, который длился с 31 июля по 2 августа.
Субботним утром группа из 36-ти человек выехала из стен кафедрального собора по направлению к деревне Тюлюк (Башкортостан).
Восхождение на гору Большой Иремель (высота 1582 м) начинается от поселка Тюлюк, примерно посередине между столицей Южного Урала Челябинском и столицей Республики Башкирии Уфой. Поселок расположен на равнине, откуда видны скрывающиеся в облаках предгорья Уральского хребта.

После пятичасового переезда всех ожидал тяжелый подъем на гору. У каждого за плечами был большой рюкзак с походным инвентарем, а священники несли еще и свое облачение и предметы, необходимые для совершения Литургии. Для участия в походе пригласили опытного инструктора-проводника Алексея Петровича Кошелева.

Вслед за инструктором начали подъем. Ритм был взят неспешный, но группа растянулась, затихли веселые разговоры, послышались сопение и кряхтение. Хотя по лицу инструктора было понятно, что поход еще не начинался, большинство обрадовалось первому скорому привалу. Далее подъем стал менее крутым, но тропа проходила по большим влажным камням, покрытым мхом: ноги скользили. Вечером разбили лагерь у горного ручья с питьевой водой. Устремленные в небо верхушки трехсотлетних лиственниц, «сугробы» мягкого мха, в котором вязнут ноги, — в такой обстановке проходила исповедь.

«Проблема любого прихода — когда дети, вырастая, перестают вообще ходить в храм или охладевают к вере, — говорит настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Игорь Рысенко. — И происходит так потому, что им не нашлось места в приходской жизни, не удалось здесь себя реализовать. Они уходят туда, где им рады, где они нужны. Но мы знаем, что далеко не всегда в благополучное в нравственном смысле место. Поэтому в кафедральном соборе три года назад возник и успешно действует молодежный клуб «Держись!» Когда ребята узнали, что их берут в необычный поход помолиться на вершине горы, все приняли это предложение с восторгом».

Рано утром, возложив упование на Бога за оставленный без присмотра со всеми вещами палаточный лагерь, натощак перед причастием, взяв с собой только необходимое, двинулись в путь. Идти до нужного места пришлось около двух часов, всё время в гору. Путников мучила жажда, но все стойко держались. Удивили двое мальчиков семи и восьми лет, которые больше всех хотели пить, но при мысли о приближающейся Литургии они, глядя на взрослых, сами себя утешали и воодушевляли на терпение.
Наконец добрались до подножия горы Большой Иремель. Взору участников открылась непередаваемой красоты панорама. Место как будто специально подготовлено для совершения Литургии.

«Для алтарной части выбрали место перед небольшой, метров в десять, скалой, — рассказывает протоиерей Игорь Рысенко. — За спиной соорудили аналой из природных каменных плит. Совсем как в ветхозаветные времена. Слева расположились пономари, готовили кадило, грели воду на газовой горелке. Всё как в храме. Вот только храма нет. Служба под открытым небом, которое куполом раскинулось над головами. На случай непогоды несли с собой легкий походный шатер для алтаря, но он не понадобился».

Плоская вершина небольшой горы была покрыта ковром мха и невысокими плоскими кустиками можжевельника. Изо мха глядели тысячи глаз усеявшей всю вершину голубики. Вокруг, словно ледяные торосы, торчали каменные островерхие глыбы. С одной стороны за пропастью открывалась гора Малый Иремель, с другой стороны возвышался каменистой громадой Большой Иремель («Иремель» переводится с тюркского как «святая гора»).

Расставили складные престол и жертвенник, положили на аналой взятые с собой иконы. Маленький кусочек ткани, пропитанный миром от иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» из Симеоновского храма Челябинска, оказался вложенным в требное Евангелие именно на странице с дневным воскресным зачалом… Было 1 августа — память преподобного Серафима Саровского.

«Литургия пролетела в считанные мгновения. В день памяти преподобного Серафима Саровского молиться в таком месте было особенно легко, — рассказывает протоиерей Игорь Рысенко. — Почти все на этой Литургии стали причастниками Святых Христовых Таин. Потом был обед там же, на плато. Самые горячие и выносливые дерзнули подняться на вершину, чтобы покорить эту гору и самих себя.

Ничто так не объединяет, как экстремальная ситуация, а в духовной жизни — совместная молитва. Наш поход был и тем, и другим. Преодолев трудности путешествия и восхождения, бытовые неудобства, все испытали духовный подъем и пережили радость молитвенного общения. Для многих ребят этот поход стал первым в жизни. Им открылась истина, что надо делиться куском хлеба и глотком воды, помогать нести тяжелые вещи наиболее слабым. Что сразу после восхождения к месту ночевки надо не отдыхать, а устраивать лагерь: идти за водой, искать и заготавливать дрова для костра, варить ужин. Непривычно им было видеть священнослужителей в походной одежде, а не в рясах, с еще более тяжелыми рюкзаками на плечах, узнать, что они умеют и песню спеть под гитару, и поставить палатку, и костер развести, и баню построить из подручного материала, и натопить так, что и зайти в нее трудно. А после прыгать в горный ручей.
Уже потом в Челябинске, на разборе полетов, я слышал, что этот поход многим помог разобраться в себе, своих взглядах и отношении к окружающим людям, своих религиозных чувствах. Бог даст, это было только начало. Будут и другие походы, и другие вершины, на которые можно взойти не только ногами, но и сердцем».
 

15 сентября 2010 г.
Ключевые слова: Урал
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00