iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Церковь
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /  15 сентября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Восхождение. Божественная литургия у подножия Большого Иремеля

На Южном Урале этим летом совершена первая Божественная литургия на высоте более 1000 метров — на плато у подножия горы Большой Иремель. Ее отслужил настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Игорь Рысенко. Участниками стали ребята из православного молодежного общества «Держись!»

Настоятелю сослужили клирики собора протоиерей Ярослав Иванов и протодиакон Владимир Коростин, а также двое священников из Магнитогорского храма Архистратига Божия Михаила: настоятель протоиерей Сергий Десятков и священник Алексий Поляков. Литургия стала кульминацией похода, который длился с 31 июля по 2 августа.
Субботним утром группа из 36-ти человек выехала из стен кафедрального собора по направлению к деревне Тюлюк (Башкортостан).
Восхождение на гору Большой Иремель (высота 1582 м) начинается от поселка Тюлюк, примерно посередине между столицей Южного Урала Челябинском и столицей Республики Башкирии Уфой. Поселок расположен на равнине, откуда видны скрывающиеся в облаках предгорья Уральского хребта.

После пятичасового переезда всех ожидал тяжелый подъем на гору. У каждого за плечами был большой рюкзак с походным инвентарем, а священники несли еще и свое облачение и предметы, необходимые для совершения Литургии. Для участия в походе пригласили опытного инструктора-проводника Алексея Петровича Кошелева.

Вслед за инструктором начали подъем. Ритм был взят неспешный, но группа растянулась, затихли веселые разговоры, послышались сопение и кряхтение. Хотя по лицу инструктора было понятно, что поход еще не начинался, большинство обрадовалось первому скорому привалу. Далее подъем стал менее крутым, но тропа проходила по большим влажным камням, покрытым мхом: ноги скользили. Вечером разбили лагерь у горного ручья с питьевой водой. Устремленные в небо верхушки трехсотлетних лиственниц, «сугробы» мягкого мха, в котором вязнут ноги, — в такой обстановке проходила исповедь.

«Проблема любого прихода — когда дети, вырастая, перестают вообще ходить в храм или охладевают к вере, — говорит настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Игорь Рысенко. — И происходит так потому, что им не нашлось места в приходской жизни, не удалось здесь себя реализовать. Они уходят туда, где им рады, где они нужны. Но мы знаем, что далеко не всегда в благополучное в нравственном смысле место. Поэтому в кафедральном соборе три года назад возник и успешно действует молодежный клуб «Держись!» Когда ребята узнали, что их берут в необычный поход помолиться на вершине горы, все приняли это предложение с восторгом».

Рано утром, возложив упование на Бога за оставленный без присмотра со всеми вещами палаточный лагерь, натощак перед причастием, взяв с собой только необходимое, двинулись в путь. Идти до нужного места пришлось около двух часов, всё время в гору. Путников мучила жажда, но все стойко держались. Удивили двое мальчиков семи и восьми лет, которые больше всех хотели пить, но при мысли о приближающейся Литургии они, глядя на взрослых, сами себя утешали и воодушевляли на терпение.
Наконец добрались до подножия горы Большой Иремель. Взору участников открылась непередаваемой красоты панорама. Место как будто специально подготовлено для совершения Литургии.

«Для алтарной части выбрали место перед небольшой, метров в десять, скалой, — рассказывает протоиерей Игорь Рысенко. — За спиной соорудили аналой из природных каменных плит. Совсем как в ветхозаветные времена. Слева расположились пономари, готовили кадило, грели воду на газовой горелке. Всё как в храме. Вот только храма нет. Служба под открытым небом, которое куполом раскинулось над головами. На случай непогоды несли с собой легкий походный шатер для алтаря, но он не понадобился».

Плоская вершина небольшой горы была покрыта ковром мха и невысокими плоскими кустиками можжевельника. Изо мха глядели тысячи глаз усеявшей всю вершину голубики. Вокруг, словно ледяные торосы, торчали каменные островерхие глыбы. С одной стороны за пропастью открывалась гора Малый Иремель, с другой стороны возвышался каменистой громадой Большой Иремель («Иремель» переводится с тюркского как «святая гора»).

Расставили складные престол и жертвенник, положили на аналой взятые с собой иконы. Маленький кусочек ткани, пропитанный миром от иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» из Симеоновского храма Челябинска, оказался вложенным в требное Евангелие именно на странице с дневным воскресным зачалом… Было 1 августа — память преподобного Серафима Саровского.

«Литургия пролетела в считанные мгновения. В день памяти преподобного Серафима Саровского молиться в таком месте было особенно легко, — рассказывает протоиерей Игорь Рысенко. — Почти все на этой Литургии стали причастниками Святых Христовых Таин. Потом был обед там же, на плато. Самые горячие и выносливые дерзнули подняться на вершину, чтобы покорить эту гору и самих себя.

Ничто так не объединяет, как экстремальная ситуация, а в духовной жизни — совместная молитва. Наш поход был и тем, и другим. Преодолев трудности путешествия и восхождения, бытовые неудобства, все испытали духовный подъем и пережили радость молитвенного общения. Для многих ребят этот поход стал первым в жизни. Им открылась истина, что надо делиться куском хлеба и глотком воды, помогать нести тяжелые вещи наиболее слабым. Что сразу после восхождения к месту ночевки надо не отдыхать, а устраивать лагерь: идти за водой, искать и заготавливать дрова для костра, варить ужин. Непривычно им было видеть священнослужителей в походной одежде, а не в рясах, с еще более тяжелыми рюкзаками на плечах, узнать, что они умеют и песню спеть под гитару, и поставить палатку, и костер развести, и баню построить из подручного материала, и натопить так, что и зайти в нее трудно. А после прыгать в горный ручей.
Уже потом в Челябинске, на разборе полетов, я слышал, что этот поход многим помог разобраться в себе, своих взглядах и отношении к окружающим людям, своих религиозных чувствах. Бог даст, это было только начало. Будут и другие походы, и другие вершины, на которые можно взойти не только ногами, но и сердцем».
 

15 сентября 2010 г.
Ключевые слова: Урал
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00