iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Церковь
ЦВ № 22 (443) ноябрь 2010 /  16 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Свобода и ответственность. Участники съезда обсудили круг проблем и задач современного миссионера

16–18 ноября в Москве состоялся IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. По количеству делегатов он стал одним из самых представительных — в нем приняли участие 165 человек из 101 епархии и 18 духовных учебных заведений. В центре внимания оказались темы миссионерской ответственности мирян и народной катехизации.

Форум приятно удивил не только количеством участников, но и качеством работы. Воздух был наэлектризован, ощущалось колоссальное напряжение сил, охватившее всех стремление обсудить назревшие проблемы, поделиться своим опытом, узнать о том, что делают другие, получить рекомендации для последующей деятельности.
Общий настрой на активную и плодотворную работу оправдался с первых же минут выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Речь Предстоятеля участники съезда сразу назвали программной. В ней были обозначены основные проблемы, стоящие перед современным миссионером, и намечены пути их решения. Собственно, вся последующая работа форума стала раскрытием и расширением того, что в сжатом, концентрированном виде содержалось в речи Патриарха.

С самого начала в центре внимания участников съезда оказались вопросы о миссионерской ответственности мирян и священнослужителей, которые в идеале должны быть в тесном соработничестве друг с другом. На сегодняшний день главная проблема заключается в том, что если священник в той или иной степени осознает свое призвание к миссионерству, то миряне большей частью ощущают себя пассивными участниками приходской жизни. В этой связи одна из первоочередных задач состоит в преодолении этого искаженного восприятия, когда участие мирян в церковной жизни ограничивается просто посещением храма. Как это сделать? Среди предложений — создание на канонической территории Русской Православной Церкви миссионерских советов на уровне епархий, благочиний и отдельных приходов, создание системы катехизации и миссионерской подготовки мирян, введение миссионерских программ в учебный план духовных школ и многое другое.

Были высказаны и другие идеи. Так, председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн предложил призвать к миссионерскому служению уже существующие объединения православных мирян. По его мысли, миссионерское содержание должно более основательно ощущаться в деятельности обществ православных врачей, журналистов, других добровольных церковных объединений. Владыка Иоанн призвал также возродить в стране всецерковное миссионерское общество, которое существовало в дореволюционной России с 1865 года. Председатель Синодального миссионерского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп выделил в своем докладе основные аспекты миссионерства, основанного на осознании мирянами своего статуса как царственного священства. Среди наиболее важных — сознательное участие всей общины в богослужении, аскетическое делание как демонстрация на земле образа Царства Божиего и, наконец, литургичность, то есть восприятие Литургии в качестве центра общинной жизни.

Немало говорилось на съезде и о формах миссионерской деятельности мирян. Многие из выступавших отмечали, что современная миссия должна проявляться не столько в словах, сколько в образе жизни человека. Особенно ярко эта мысль прозвучала в докладе председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. По словам отца Всеволода, сегодня воздействие произнесенного или напечатанного слова невелико. Для того чтобы произвести впечатление, достучаться до сердца, нужны не слова, а поступок. Поэтому миссия мирян должна в первую очередь заключаться в том, чтобы совершать христианские поступки в тех сферах жизни, где им приходится трудиться. Отец Всеволод также подчеркнул необходимость и высокую эффективность гражданских инициатив, которые способны сделать верующих мирян значимой общественной и политической силой.

Обсуждая возможные методы и формы миссии, участники съезда коснулись вопроса о границах миссионерской активности. В частности, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов напомнил, что миссионерское поле — это зона особой ответственности. И хотя миссионер нередко вынужден выходить за пределы привычных стереотипов, он должен всегда совершать миссию со страхом Божиим. Заботясь о привлечении новых членов, миссионер не вправе забывать о том, что он является лицом Церкви, в том числе и для тех, кто уже находится в церковной ограде и для кого его поведение может стать соблазном.

В этой же связи был затронут и вопрос об интернет-миссии. Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда заметил, что православная миссия в Интернете нередко просто вырождается в вынесение церковных проблем во внешнюю среду, и призвал бороться с негативными проявлениями так называемого блогерского духа. Неоднозначность и противоречивость опыта интернет-общения отметил в своем выступлении и ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин.

Важной темой, прозвучавшей на съезде, стало состояние современной системы катехизации. Участники форума подчеркнули насущную необходимость в повсеместном создании катехизических образовательных курсов для взрослых. Такие курсы должны включать подготовку людей ко крещению и последующую катехизацию, которая может выражаться в различных формах — от индивидуальных и групповых бесед на приходе до создания специализированных центров духовного развития и широкого привлечения самих обучаемых к миссионерской работе.

В ходе работы съезда были также подняты вопросы о критериях эффективности работы миссионера, миссии Русской Православной Церкви за рубежом, уврачевания расколов и противодействия деструктивным религиозным движениям. 

«Путь миссионера легок не бывает», — писал в свое время святитель Филарет Московский. Комплекс проблем и вопросов, поднятых на съезде, еще раз подтвердил эту мысль. Жертвенность, самоотречение и бесконечная любовь к людям — вот качества, которые необходимы любому человеку, вставшему на путь благовестия. Сегодня к ним добавляются наличие хорошего светского и духовного образования, гибкость и деликатность в общении, способность ответить на острые вопросы современности. Нынешний форум показал, что в нашей Церкви есть люди, которые могут поступиться своим комфортом ради спасения ближних и достойно ответить на новые вызовы стремительно меняющегося мира. И в этой демонстрации христианской воли, энергии и готовности идти до конца — одна из заслуг миссионерского съезда.
 

16 ноября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00