выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Церковь
ЦВ № 22 (443) ноябрь 2010 /  16 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Свобода и ответственность. Участники съезда обсудили круг проблем и задач современного миссионера

16–18 ноября в Москве состоялся IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. По количеству делегатов он стал одним из самых представительных — в нем приняли участие 165 человек из 101 епархии и 18 духовных учебных заведений. В центре внимания оказались темы миссионерской ответственности мирян и народной катехизации.

Форум приятно удивил не только количеством участников, но и качеством работы. Воздух был наэлектризован, ощущалось колоссальное напряжение сил, охватившее всех стремление обсудить назревшие проблемы, поделиться своим опытом, узнать о том, что делают другие, получить рекомендации для последующей деятельности.
Общий настрой на активную и плодотворную работу оправдался с первых же минут выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Речь Предстоятеля участники съезда сразу назвали программной. В ней были обозначены основные проблемы, стоящие перед современным миссионером, и намечены пути их решения. Собственно, вся последующая работа форума стала раскрытием и расширением того, что в сжатом, концентрированном виде содержалось в речи Патриарха.

С самого начала в центре внимания участников съезда оказались вопросы о миссионерской ответственности мирян и священнослужителей, которые в идеале должны быть в тесном соработничестве друг с другом. На сегодняшний день главная проблема заключается в том, что если священник в той или иной степени осознает свое призвание к миссионерству, то миряне большей частью ощущают себя пассивными участниками приходской жизни. В этой связи одна из первоочередных задач состоит в преодолении этого искаженного восприятия, когда участие мирян в церковной жизни ограничивается просто посещением храма. Как это сделать? Среди предложений — создание на канонической территории Русской Православной Церкви миссионерских советов на уровне епархий, благочиний и отдельных приходов, создание системы катехизации и миссионерской подготовки мирян, введение миссионерских программ в учебный план духовных школ и многое другое.

Были высказаны и другие идеи. Так, председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн предложил призвать к миссионерскому служению уже существующие объединения православных мирян. По его мысли, миссионерское содержание должно более основательно ощущаться в деятельности обществ православных врачей, журналистов, других добровольных церковных объединений. Владыка Иоанн призвал также возродить в стране всецерковное миссионерское общество, которое существовало в дореволюционной России с 1865 года. Председатель Синодального миссионерского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп выделил в своем докладе основные аспекты миссионерства, основанного на осознании мирянами своего статуса как царственного священства. Среди наиболее важных — сознательное участие всей общины в богослужении, аскетическое делание как демонстрация на земле образа Царства Божиего и, наконец, литургичность, то есть восприятие Литургии в качестве центра общинной жизни.

Немало говорилось на съезде и о формах миссионерской деятельности мирян. Многие из выступавших отмечали, что современная миссия должна проявляться не столько в словах, сколько в образе жизни человека. Особенно ярко эта мысль прозвучала в докладе председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. По словам отца Всеволода, сегодня воздействие произнесенного или напечатанного слова невелико. Для того чтобы произвести впечатление, достучаться до сердца, нужны не слова, а поступок. Поэтому миссия мирян должна в первую очередь заключаться в том, чтобы совершать христианские поступки в тех сферах жизни, где им приходится трудиться. Отец Всеволод также подчеркнул необходимость и высокую эффективность гражданских инициатив, которые способны сделать верующих мирян значимой общественной и политической силой.

Обсуждая возможные методы и формы миссии, участники съезда коснулись вопроса о границах миссионерской активности. В частности, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов напомнил, что миссионерское поле — это зона особой ответственности. И хотя миссионер нередко вынужден выходить за пределы привычных стереотипов, он должен всегда совершать миссию со страхом Божиим. Заботясь о привлечении новых членов, миссионер не вправе забывать о том, что он является лицом Церкви, в том числе и для тех, кто уже находится в церковной ограде и для кого его поведение может стать соблазном.

В этой же связи был затронут и вопрос об интернет-миссии. Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда заметил, что православная миссия в Интернете нередко просто вырождается в вынесение церковных проблем во внешнюю среду, и призвал бороться с негативными проявлениями так называемого блогерского духа. Неоднозначность и противоречивость опыта интернет-общения отметил в своем выступлении и ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин.

Важной темой, прозвучавшей на съезде, стало состояние современной системы катехизации. Участники форума подчеркнули насущную необходимость в повсеместном создании катехизических образовательных курсов для взрослых. Такие курсы должны включать подготовку людей ко крещению и последующую катехизацию, которая может выражаться в различных формах — от индивидуальных и групповых бесед на приходе до создания специализированных центров духовного развития и широкого привлечения самих обучаемых к миссионерской работе.

В ходе работы съезда были также подняты вопросы о критериях эффективности работы миссионера, миссии Русской Православной Церкви за рубежом, уврачевания расколов и противодействия деструктивным религиозным движениям. 

«Путь миссионера легок не бывает», — писал в свое время святитель Филарет Московский. Комплекс проблем и вопросов, поднятых на съезде, еще раз подтвердил эту мысль. Жертвенность, самоотречение и бесконечная любовь к людям — вот качества, которые необходимы любому человеку, вставшему на путь благовестия. Сегодня к ним добавляются наличие хорошего светского и духовного образования, гибкость и деликатность в общении, способность ответить на острые вопросы современности. Нынешний форум показал, что в нашей Церкви есть люди, которые могут поступиться своим комфортом ради спасения ближних и достойно ответить на новые вызовы стремительно меняющегося мира. И в этой демонстрации христианской воли, энергии и готовности идти до конца — одна из заслуг миссионерского съезда.
 

16 ноября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00