iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Церковь
ЦВ № 23 (444) декабрь 2010 /  6 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наречение архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии

6 декабря 2010 года, по окончании всенощного бдения в Свято-Екатерининском храме г. Краснодара, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской и Приморской епархии.

Слово архимандрита иннокентия (Ерохина) при наречении во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии
 

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец!
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богопросвещенные архипастыри!
Промыслом Божиим, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви ныне я, грешный, призываюсь к великому и ответственному делу служителя Христова и домостроителя таин Божиих. Со страхом и осознанием своего крайнего недостоинства пришел я сюда, чтобы от ваших рук воспринять благодать апостольского преемства, огонь святой Пятидесятницы, который испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строит, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3, 14–15). И потому в эти дни, часы и минуты сердце мое смятеся во мне… (Пс. 54, 5)

Как велика святыня и благодать архиерейства и насколько несовершенно, слабо и болезненно состояние моей души! И когда всё это пытаешься соотнести, едва ли захочешь поднять глаза, чтобы обратить взор на предстоящее служение. Разве есть во мне сила, способности, энергия, целеустремленность — одним словом, то, что сегодня так необходимо для епископа?

Однако, вспоминая слова апостола Павла о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, а незначащее избрал, чтобы упразднить значащее» (см.: 1 Кор. 1, 27–28), смиренно принимаю призвание Святой Церкви и твердо верю, что Бог наш, сотворивший из ничего весь видимый и невидимый мир, силен подать всё потребное — и способности, и силы — тем, кто верно служит и работает Ему.

Опыт Церкви со всей очевидностью показывает, как греховно и губительно пренебрегать волей Божией. Твердо верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия, цель Которого для меня откроется в будущем. Несомненно одно: Господь наш Иисус Христос призывает меня следовать за Собой по пути жертвенного служения. Сущность архиерейства понимаю как несение креста, подражание деяниям Подвигоположника и Основателя Церкви, Который «не для того пришел в мир, чтобы Ему послужили, но дабы Самому послужить ради спасения многих» (см.: Мф. 20, 28).

Одним из самых важных качеств епископа считаю самоотвержение, ибо, по слову Спасителя, «кто хочет идти за Ним, пусть отвергнется себя, и возьмет крест свой» (см.: Мк. 8, 34). Епископ — слуга Божий, покоряющий все разумные силы своей души церковному разуму. Каждое свое действие, каждое слово он обязан соизмерять с той степенью ответственности, которая лежит на нем как на блюстителе чистоты веры и священной апостольской традиции, попечителе о церковном мире и благе своей паствы.

Сегодня, глубоко прочувствовав и осознав всю высоту архиерейского служения, всё то, что мне предстоит воспринять, я мысленным взором обращаюсь в прошлое, удивляясь милости и попечению обо мне всеблагого Бога. Родился и вырос я в семье сельских тружеников в то время, когда в стране нашей Церковь Христова была уничижаема и гонима. Для многих и многих наших соотечественников не от кого было узнать даже и о имени Божием. А в тех местах, где я провел детство и юность, о православных храмах остались лишь воспоминания.

Святое крещение, первые исповедь и причастие восприняты мною в Свято-Никольском кафедральном соборе города Владивостока. В то время в Приморье началось возрождение Свято-Троицкого мужского монастыря, после паломничества в который в мое сердце запала мысль об избрании монашеской стези как труда ради Господа и спасения. Еще более утвердилось это желание во мне тогда, когда я впервые посетил древнюю Псково-Печерскую обитель и молился у чудотворной иконы Успения Божией Матери.

Но Господь судил мне не пребывание в монастыре, а миссионерское служение среди городской молвы. Когда в самом начале девяностых годов XX века началось восстановление нашей епархии, вокруг архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина собирались многие верные помощники. Под руководством нашего дорогого владыки мы воспринимали церковные традиции, пастырскую мудрость, административные навыки во многообразных трудах: в церковно-общественной деятельности, в организации православных СМИ, в работе с молодежью. Владыка назначил меня секретарем епархиального совета, преподавателем духовного училища и кафедры теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета.

С благодарностью к Богу вспоминаю напряженные и насыщенные годы обучения в Свято-Тихоновском богословском институте, когда для меня открывался мир святоотеческой мысли. Сбылись слова дорогого батюшки Кирилла (Павлова), напутствовавшего меня при поступлении в эту духовную школу так: «Ученые монахи нам тоже нужны». Так получилось, что в последние пять лет особенно усиленно занимался научным трудом, исследуя историю становления Православной Церкви на Дальнем Востоке России.

Примечательно, что свое пастырское служение вот уже более десяти лет несу в храме в честь священномученика Евсевия, епископа Самосатского, бывшего архиерейского подворья на Седанке. Для меня пребывание здесь стало школой духовного возрастания в трудах по душепопечению и храмовому служению.
Знак милости Господа вижу в том, что мое избрание совершилось в Киево-Печерской лавре у святых мощей многих угодников Божиих, среди которых есть и те, кто первыми благовествовали в Сибири и восточных окраинах богоспасаемой земли Русской.

Ваше Святейшество! Сыновне благодарю Вас за то, что вы оказали мне огромное доверие и честь, решив возвести в епископский сан. С Божией помощью и под Вашим первосвятительским руководством надеюсь усердно потрудиться на новом послушании в претворении всех начинаний и проектов, которые совершаются сегодня в Русской Православной Церкви. Чувствую особую ответственность перед Вами.

Земно кланяюсь Высокопреосвященнейшему Вениамину, архиепископу Владивостокскому и Приморскому, по-отечески воспитывавшему меня все эти годы, многому научившему и призвавшему к служению в пресвитерском сане и монашеском чине.
От всей души благодарю епископа Солнечногорского Сергия, который в пору своего пребывания на Приморской земле открыл для меня школу послушания, а ныне помогает мудрыми советами и оказывает братское внимание.

Искренне благодарен всем причастным моему христианскому и пастырскому становлению.
В заключение прошу вас, Ваше Святейшество, богомудрые архипастыри, усердно помолиться обо мне, да изольет Господь на меня, недостойного, Свою милость и дары Духа Святаго в день моей хиротонии, соделав неленостным и непостыдным работником в винограднике Христовом. Аминь.
 

6 декабря 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00