выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Церковь
ЦВ № 24 (445) декабрь 2010 /  21 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Кто по-настоящему служит любви — тот служит и Богу. Памяти Веры Миллионщиковой

В Москве 21 декабря на 69-м году жизни скончалась главный врач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова. Вере Васильевне удалось —изменить отношение российского общества к неизлечимо больным людям, доказать государству, что необходимо поддержать каждую человеческую жизнь до конца. Об этой замечательной женщине газете «Церковный вестник» рассказал настоятель храма-часовни Живоначальной Троицы при хосписе протоиерей Христофор Хилл.

Первое качество, которое отличало Веру Васильевну как человека, — это преданность своему делу. Без преувеличения, вся повседневная жизнь ее была посвящена служению своему делу. И при этом она была очень стойкой, независимой, порой до упрямства. И это я говорю как комплимент, потому что часто бывали ситуации, когда необходимо было проявлять жесткость и именно ее упорство спасало положение.
У нее была редкая способность переживать, сочувствовать. Человек она была очень эмоциональный, и если что-то было не так, она всегда открыто выражала свое недовольство. И поступала она так не потому, что у нее был плохой характер, а потому, что не могла быть равнодушной. Я считаю, что самое страшное качество для души человека — это безразличие, христианин должен бороться с ним постоянно. Так вот, Вера Васильевна не была равнодушной.

Кто по-настоящему служит любви — тот служит и Богу. И Вера, хоть и не всегда понимала церковные правила, своими делами доказывала преданность Христу. У нас с ней были очень дружеские отношения, и я очень много разъяснял ей в наших разговорах тонкости учения Церкви. Она постоянно спрашивала, рассказывала о своем личном отношении к Богу, даже спорила по некоторым вопросам православного вероучения.
Но при этом она была человеком молитвенным, почти монашеского настроения. Она много молилась за своих пациентов, пока они были живы, и потом, после их смерти. Когда в хосписе появился храм-часовня, она посещала богослужения. Сейчас, вспоминая наши беседы, я прихожу к выводу, что она была человеком глубокой веры. Ведь без истинной веры не состоялось бы ее служение.

Вера Васильевна умела найти подход к человеку. В тот момент, когда она разговаривала с пациентами или их родственниками, она была полностью погружена в беседу, оставляла в это время все посторонние дела и помышления и была полностью сосредоточена на своем собеседнике. Поэтому, даже если такая беседа продолжалась всего несколько минут, так как смертельно больной человек не всегда имеет силы и время для длинного разговора, между ней и ее собеседником возникало особое родство в общении.
От своих сотрудников она требовала тех же качеств, которые и ей самой были присущи — прежде всего, чтобы сотрудникам было не всё равно. Она считала, что в хосписе должен быть особый микроклимат, далекий от безразличия, с которым можно столкнуться в больницах и других государственных учреждениях. Человек — это не просто пациент, кусок плоти, который надо починить, если что-то в организме неисправно, это соединение и тела, и души, и духа. Доброе слово, забота не менее помогают в лечении, чем медицинские манипуляции. Такой микроклимат должны были создавать сотрудники. Это был сплоченный коллектив, который формировался в течение нескольких лет, остались только те, для кого работа в хосписе есть призвание.

При создании хосписа был использован опыт подобных учреждений за границей. Но российские реалии вносят свои коррективы.
Считается, например, что добиться комфортных бытовых условий в медицинском учреждении непросто, многие руководители жалуются на бедность. А вот Вера Васильевна не соглашалась с такой точкой зрения и считала, «если руководство не ленивое, то и таких проблем не будет».
И благодаря ее трудолюбию в нашем хосписе не было подобных проблем: создавался домашний уют, и оборудование всегда было самое современное. Она любила порядок, и с ней было легко сотрудничать, если работник честно относился к своим обязанностям. Помощь в хосписе оказывается бесплатно, и персоналу строго запрещено было брать подарки или деньги от родственников.

Вера Васильевна вмешивалась во все дела своего учреждения, начиная от финансов и заканчивая мелкими бытовыми удобствами, следила за чистотой, интерьер должен был быть оформлен красиво и со вкусом. Ее удивляло, когда больные рассыпались в благодарностях за чистую постель или вкусный обед, она считала, что это само собой разумеющиеся вещи и благодарить за них не нужно.

До того как был основан Первый московский хоспис, она, работая в больницах, тоже заботилась о безнадежно больных. Часто врачи, да и общество, придерживаются мнения, что если человек смертельно болен, то его жизнь уже ничего не значит. Столкнувшись с такой ситуацией, Вера не смогла равнодушно отнестись к ней, она чувствовала ценность каждой человеческой жизни. Когда безнадежно больного выписывали домой «лечиться по месту жительства», Вера Васильевна не оставляла своих пациентов, даже когда с медицинской точки зрения ничего нельзя было сделать.

В хосписное движение Вера Миллионщикова пришла в 1991 году после знакомства с англичанином Виктором Зорза. Он приехал в Россию, чтобы по завещанию своей дочери, умершей от рака, создать здесь хоспис. Правительство Москвы выделило здание, его долго ремонтировали. Сначала Вере Васильевне удалось организовать выездную службу хосписа, а в 1997 году открылся стационар. Долгие годы она работала практически в одиночку, всё держалось на ее инициативе.
Сейчас в Москве восемь хосписов, есть хосписы и в других городах, все они возникли во многом благодаря примеру Веры Миллионщиковой. Но всё же таких учреждений очень мало.
При жизни Вере Васильевне удалось создать уникальный коллектив, воспитать своих единомышленников. И теперь сотрудники хосписа, и я в том числе, должны стараться достойно продолжить служение, поддержать тот дух любви, который создала Вера Васильевна в своем учреждении.

Записала Антонина Мага
 

21 декабря 2010 г.
Ключевые слова: Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00