iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
Церковь
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  4 января 2011 г.
версия для печати версия для печати

Стандартизация православного образования: проблемы и перспективы

Одно из важнейших направлений Рождественских чтений — обсуждение проблем стандартизации и конфессиональной аттестации православного образования.

Необходимость стандартизации православного образования обусловлена потребностью в четких критериях процесса воспитания и образования в православных учебных заведениях, а именно: выявление оптимального уровня подготовки педагогов и обучающихся, установление нужных учебных программ и пособий; наконец, определение результатов данного образовательного процесса.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации принимает активное участие в процессе стандартизации в области дошкольного и среднего полного православного образования. В 2010 году отдел уделил особое внимание работе над конфессиональной аттестацией и стандартизацией православного образования для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Для реализации этих проектов была создана рабочая группа, в деятельности которой приняли участие в том числе специалисты из Российской академии образования.

Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было утверждено Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования. Данное положение регулирует условия и порядок преподавания вероучительных учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей православного компонента в образовательных организациях, требования, предъявляемые к деятельности данных образовательных организаций, порядок и условия отнесения образовательной организации к православным, порядок и условия выдачи и отзыва конфессионального представления Русской Православной Церкви. Данное Положение распространяется на негосударственные образовательные организации любой правовой формы, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования.

В настоящее время разрабатывается Стандарт православного компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Целью внедрения данного стандарта является формирование единого образовательного пространства, упорядочение учебно-воспитательного процесса в православных образовательных учреждениях, приведение в соответствие с возрастными особенностями учащихся программ по вероучительным предметам, расширение историко-культурного контекста их преподавания.

Православный компонент общего образования представляет собой систему непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания в традициях православия, которая реализуется в общеобразовательных учреждениях посредством включения в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
Стандарт православного компонента общего образования есть совокупность требований к реализации указанного компонента общего образования, а именно: требования к результатам освоения православного компонента, структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования, а также условиям реализации данного компонента.

Концепция Стандарта православного компонента общего образования основана на принципе единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся. Именно этот принцип позволяет создать целостную систему непрерывного православного образования.
Работа секции Рождественских чтений «Стандартизация и конфессиональная аттестация православных образовательных организаций» посвящена правовой интерпретации рассмотренного Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви, а также обсуждению Стандарта православного образования.

Печатается в сокращении. Полный  текст статьи заведующего сектором православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеродиакона Лаврентия (Полешкевича) читайте в № 2 «Журнала Московской Патриархии» за 2011 год.

4 января 2011 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00