iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Церковь
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  4 января 2011 г.
версия для печати версия для печати

Стандартизация православного образования: проблемы и перспективы

Одно из важнейших направлений Рождественских чтений — обсуждение проблем стандартизации и конфессиональной аттестации православного образования.

Необходимость стандартизации православного образования обусловлена потребностью в четких критериях процесса воспитания и образования в православных учебных заведениях, а именно: выявление оптимального уровня подготовки педагогов и обучающихся, установление нужных учебных программ и пособий; наконец, определение результатов данного образовательного процесса.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации принимает активное участие в процессе стандартизации в области дошкольного и среднего полного православного образования. В 2010 году отдел уделил особое внимание работе над конфессиональной аттестацией и стандартизацией православного образования для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Для реализации этих проектов была создана рабочая группа, в деятельности которой приняли участие в том числе специалисты из Российской академии образования.

Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было утверждено Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования. Данное положение регулирует условия и порядок преподавания вероучительных учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей православного компонента в образовательных организациях, требования, предъявляемые к деятельности данных образовательных организаций, порядок и условия отнесения образовательной организации к православным, порядок и условия выдачи и отзыва конфессионального представления Русской Православной Церкви. Данное Положение распространяется на негосударственные образовательные организации любой правовой формы, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования.

В настоящее время разрабатывается Стандарт православного компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Целью внедрения данного стандарта является формирование единого образовательного пространства, упорядочение учебно-воспитательного процесса в православных образовательных учреждениях, приведение в соответствие с возрастными особенностями учащихся программ по вероучительным предметам, расширение историко-культурного контекста их преподавания.

Православный компонент общего образования представляет собой систему непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания в традициях православия, которая реализуется в общеобразовательных учреждениях посредством включения в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
Стандарт православного компонента общего образования есть совокупность требований к реализации указанного компонента общего образования, а именно: требования к результатам освоения православного компонента, структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования, а также условиям реализации данного компонента.

Концепция Стандарта православного компонента общего образования основана на принципе единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся. Именно этот принцип позволяет создать целостную систему непрерывного православного образования.
Работа секции Рождественских чтений «Стандартизация и конфессиональная аттестация православных образовательных организаций» посвящена правовой интерпретации рассмотренного Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви, а также обсуждению Стандарта православного образования.

Печатается в сокращении. Полный  текст статьи заведующего сектором православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеродиакона Лаврентия (Полешкевича) читайте в № 2 «Журнала Московской Патриархии» за 2011 год.

4 января 2011 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00