выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Церковь
ЦВ № 4 (353) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г.
версия для печати версия для печати

Почему мы так беспечно живем?

В конце января в Москве состоялось вручение пятой национальной кинематографической премии «Золотой орел». В номинации «Лучший актер» награду получил Петр Мамонов за роль в фильме «Остров». Поднявшись на сцену за статуэткой, он, по традиции, произнес перед киноакадемиками и зрителями небольшую речь. Как ни странно, значительная часть его выступления была вырезана телевизионщиками из эфира. Возможно, по цензурным соображениям. Тем не менее, речь Мамонова была весьма примечательна.
По большому счету, ничего крамольного или даже нового артист не сказал. Он говорил об обычных вещах: надо обращать внимание не на кино, а на людей рядом; рассчитывать не на президента, а на самих себя; не убивать младенцев во чреве матери, а рожать детей... Почему же такую громкую реакцию в Интернете получили эти достаточно банальные мысли? Почему многие задумались над ними, когда их сбивчиво произнес Мамонов, хотя слышали их прежде тысячу раз?
Свое мнение по этому поводу опубликовал редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов: «Существует некоторое количество совершеннейших банальностей, которые должны непрерывно находиться в обороте — ради душевного здоровья и отдельных людей, и народа как целого... Да вот беда: на их произнесение нужно иметь право, а его мало кто имеет. Когда эти простейшие вещи, относящиеся к этическим основам жизни, начинает говорить человек, права не имеющий (то есть практически любой), это в лучшем случае порождает у слушателей нестерпимую неловкость... Петр Мамонов на какое-то время такое право получил. Успех “Острова” и неясность (а для широкого зрителя — отсутствие) грани между главным героем этой притчи, отцом Анатолием, и исполняющим его роль артистом позволили Мамонову говорить самые простые слова, не вызывая немедленного отвращения».
Добавим от себя, что Мамонову доверяешь не просто потому, что он хороший актер и убедителен как в фильме, так и на сцене перед киноакадемиками. В его словах, даже если он прямо не говорит о Боге, чувствуются внутренняя вера и пусть не очень большой, но живой опыт жизни по евангельским заповедям.
По словам Петра Мамонова, он воцерковлен уже несколько нет, но настоящая встреча с Господом произошла у него два года назад, на богослужении в праздник Сретения 2005 года. С тех пор он открыто свидетельствует о своей вере. Ему удается найти для этого живые и неизбитые слова, к которым прислушиваются многие любители его творчества. «Я нахожусь в состоянии непрестанного удивления перед Господом, который меня все терпит, и все дает, и ждет от меня, и ждет, и потихоньку мое сердце открывается и открывается. Знаете, как раньше описывали зарождение жемчуга? Это когда устрица открывается и на нее падает лучик света. Максимум, чего я пока достиг, — что иногда я чувствую себя такой вот устрицей. А будет ли жемчуг — Бог весть…» («Новые известия», 30 июня 2006 г.).

Мы публикуем в сокращении выступление Петра Мамонова на церемонии награждения премией «Золотой орел» в январе 2007 года. Полную расшифровку текста можно найти на интернет-сайте www.expert.ru.
Не столько приятно получать, сколько благодарить... Хочу поблагодарить Господа Бога за то, что подал нам снять такой фильм. Хочу поблагодарить свой народ, который меня вырастил, воспитал, кормит, одевает, обувает и так далее. И конечно, хочу поблагодарить академию, академиков за столь высокое признание нашего труда. Потому что я к этому фильму отношусь спокойно, несмотря на некоторый нездоровый ажиотаж. Понимаете, мне кажется… что мы просто сняли хорошее, простое, честное, чистое кино. И на общем фоне, да извинят меня присутствующие, это так выглядит.
Почему я это говорю? Не из хвастовства, ни в коем случае, а потому, что умер Андрюша Жегалов (оператор фильма «Острова», скоропостижно скончавшийся за два дня до церемонии. — Прим. ред.). Нашей стране такие люди не нужны, что ли? Конечно, нужны, очень сильно. А почему мы так беспечно живем? Почему в киногруппе нет врача? Почему полчаса человек мучался, его можно было спасти, он бы сейчас рядом с нами здесь стоял? Все это очень просто. И эта беспечная жизнь кончится тем, что все будем учить китайский язык, ребята.
Почему какое-то кинцо наше — по всей стране люди рыдают. А когда в любом продуктовом магазине стоит игровой автомат, и у нас в Верее, я в провинции живу, человек проиграл зарплату, потом взял в банке аванс, потом дом проиграл и повесился. И сплошь и рядом, а все спокойно, это какой-то там Путин должен делать. А Путин — он маленький, худенький, че он может? Он… он разведчик. Он там… Где мы-то с вами, где?
Почему мы четыре миллиона Суворовых, Ушаковых, Лермонтовых, Пушкиных в год убиваем? Что за беспечность такая? Переходящая уже в преступление. Что это вообще такое за, извините, аборт по социальной… ну, все знают… Четыре миллиона в год. Десять детишек в Беслане погибли, и все рыдают, вся страна, а четыре миллиона — нормально. Это, говорят, «плод».
Я не то что здесь какую-то обидку, а просто сердце болит, правда. У меня сын младший, ему 25 лет. Вот его внук — знаете, кем будет, если так будет продолжаться? Он будет подсобным рабочим на нефтяной скважине у хозяина-китайца… И они нам покажут религию. У них ее не было никогда. Они нам порядок наведут тут сразу, строго. И не надо нас будет ни завоевывать, ничего, пусть мы тут такие все прекрасные сидим, добрые, все друг друга любим…
Товарищи мужчины, позвольте к вам обратиться, давайте уже не заходить на порносайты, а делом заниматься реальным. Я тут был на премии Владимира Семеновича Высоцкого лауреатом. Я говорю: девушки, давайте, рожайте нам… И как возрадовался. Встают вдруг три девки сзади, и с пузом, и говорят: «Вот, Петр Николаевич, не волнуйся, у нас все во!» Я говорю: «Хорошо!»

14 февраля 2007 г.
Ключевые слова: кино
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00