выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Церковь
ЦВ № 9-10 (262-263) май 2003 /  15 мая 2003 г.
версия для печати версия для печати

Братья Ворносковы

В рассветный час 14 октября 1947 года грузовая машина, в кабине которой вместе с водителем находился настоятель Елоховского Патриаршего собора протопресвитер Николай Колчицкий, доставила к храму продолговатый деревянный ящик темно-вишневого цвета. В нем находились святые мощи святителя Алексия, переданные верующим той же ночью, по распоряжению Правительства СССР, из Кремлевского Успенского собора, где они пребывали с 1930 года. Святые реликвии были встречены в столь раннее время Святейшим Патриархом Алексием I с немногочисленными священнослужителями, которые перенесли ящик — временную раку — в Никольский придел собора.

17 октября на всенощном бдении состоялось торжественное перенесение временной раки со святыми останками святителя на солею, к царским вратам иконостаса главного Богоявленского престола собора, а затем началось паломничество верующих москвичей к чтимой святыне.

В связи с предстоявшим в середине 1948 года празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви Патриарх Алексий I благословил отца Николая Колчицкого и художника Михаила Ефимовича Губонина озаботится созданием к этой дате подобающих сени и раки для честных мощей святителя. М.Е. Губонин выполнил проект сени и раки в древнем стиле, использовав в качестве образцов подобные же произведения русских резчиков по дереву XVI—XVII вв. Оставалось только найти достойных исполнителей почетного патриаршего заказа для кафедрального собора столицы.

В довоенной Москве лучшими мастерами резьбы по дереву считались члены семьи потомственных резчиков Ворносковых: отец и его семеро сыновей. Глава семьи Василий Петрович Ворносков (1876-1940) учился мастерству художественной обработки дерева в Абрамцевской школе, организованной художницей Е.Д. Поленовой. Затем он трудился в мастерской народного промысла по дереву в родной деревне Кудрино Дмитровского уезда Московской губернии, разработав свой собственный неповторимый стиль “абрамцевско-кудринской” резьбы. С 1892 года он самостоятельно работал по заказам, вырезая как художественно-бытовые вещи (шкафчики, шкатулки, блюда и т.п.), так и объемную скульптуру, и интерьерные декоративные изделия. В.П. Ворносков создал целую школу учеников и последователей, в числе которых и были его семеро сыновей: Иван, Николай, Сергей, Петр, Василий, Михаил и Александр.

В 1930-х годах Василий Петрович вместе с ними трудился над выполнением особо важных заказов Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР, таких как модели архитектурных деталей, панно и эмблемы для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, станций московского метрополитена, Большого Каменного и Устьинского мостов через Москва-реку, советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.). В фондах Сергиев-Посадского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранятся высокохудожественные авторские работы Ворносковых того времени, поступившие, в частности, и после персональной выставки семьи мастеров резьбы по дереву, состоявшейся в 1940 г. в залах Третьяковской галереи.

В годы Великой Отечественной войны братья Ворносковы с честью выполнили свой воинский долг. Но погибли на поле брани Александр и Николай, раненым попал в плен и чудом выжил Сергей, Василий вернулся с фронта, потеряв ногу. Не находя для себя крупных работ, братья Ворносковы продолжали после окончания войны вырезать анималистическую скульптуру, предметы быта, настенные панно, но думали и о новых интерьерных заказах. В конце 1947 года к Сергею, Михаилу, Петру и Василию Ворносковым обратился протопресвитер Николай Колчицкий с просьбой о срочном исполнении ответственного заказа для Елоховского собора. Братья охотно согласились, и к июню 1948 года украшенные пышной деревянной резьбой позолоченные сень и рака были изготовлены и установлены в храме. Кроме того, мастера вырезали из кипариса небольшую модель-копию сени и раки для поднесения Святейшему Патриарху Алексию I. Эта модель до 1953 года хранилась в московской резиденции Патриархии, а затем, по благословению Святейшего Владыки, она была передана в патриаршие покои Троице-Сергиевой лавры.

Спустя некоторое время деревянную раку для мощей решили заменить на металлическую, отлитую из медного сплава на московском авиамоторостроительном заводе № 45. Работы по отливке частей раки выполнил с высоким мастерством инженер завода Григорий Васильевич Крупин, а деревянная рака работы Ворносковых была перенесена в Серапионову палату Троице-Сергиевой лавры. Временная деревянная рака, в которой мощи были доставлены из Кремля в собор, до сих пор бережно хранится в алтаре его Никольского придела.

За первой работой братьев Ворносковых для Церкви последовали и другие заказы — на украшение храмовых интерьеров и изготовление киотов, аналоев, престолов, жертвенников, паникадил, архиерейских кресел, подсвечников, канунов. Авторами эскизов и исполнителями работ были Михаил и Василий, а их соисполнителем являлся опытный резчик Сергей. В ряде реставрационных работ своим братьям помогал Петр.

В 1948 году верующим москвичам был передан закрытый еще в 1930-х годах Скорбященский храм на Большой Ордынке. Использовавшая его помещение для хранения своих фондов Третьяковская галерея все же принимала меры к сохранению внутреннего убранства закрытой церкви, но ее иконостасы, престолы, киоты нуждались в тщательной реставрации резьбы и позолоты. Настоятель вновь открытого храма о. Михаил Зернов пригласил для выполнения восстановительных работ братьев Ворносковых, которые в короткий срок привели в порядок интерьер и утварь, а некоторые предметы убранства изготовили и вызолотили заново.

В 1950 году по приглашению иеромонаха Афанасия (Москвитина), тогда только что вступившего в права настоятеля Никольского храма г. Солнечногорска, братьями были впервые вырезаны в стиле “ворносковской” плоскорельефной резьбы киоты и дарохранительница для этой церкви. В 1952—1953 гг. они трудились для храма Свт. Николая в Кузнецах, в Москве, и его настоятель, протоиерей Всеволод Шпиллер высоко оценил выполненные мастерами киоты, в том числе резное обрамление чтимого образа Богоматери “Утоли моя печали”, массивные подсвечники, аналои и другие предметы убранства.

Настоящим “музеем” произведений братьев Ворносковых в области церковного декоративно-прикладного искусства стал храм Свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве. Работы по созданию здесь более 20 предметов убранства храмового интерьера начались в 1951 году и завершились в 1957 году, при настоятеле о. Михаиле Введенском. В настоящее время пространство и главного Никольского храма, и южного придела в честь иконы Божией Матери “Троеручица”, и притвор заполнено киотами и другими изделиями работы Ворносковых.

Никольский храм был построен в 1866 году по проекту архитектора Н.В. Карнаева, а его позолоченные иконостасы в нынешнем виде сооружены к 1905 году. Храм не закрывался, считался единоверческим, и такой его статус сохранялся вплоть до 1980-х годов. Стены храма имеют полихромную орнаментальную окраску приглушенных тонов, которая служит неброским фоном для многочисленных киотов, в которые заключены иконы старого письма. Киоты выполнены в “фирменном” стиле резчиков Ворносковых: светлый полированный узор растительного орнамента рельефа на темном фоне выемок в деревянной доске. В этом стиле изготовлены и орнаментированная рама запрестольного образа “Воскресение Христово”, и канун, и подсвечники, и аналои, и встречающие каждого входящего в храм свечные ящики, и панели стен, и многие другие вещи. Жаль только, что недавняя реставрация некоторых киотов в приделе иконы “Троеручица” нарушила авторский замысел и, вместо двухтоновой рельефной резьбы, теперь из-под слоя свежего мебельного лака просвечивает лишь однотонный орнамент, не выявляя полностью богатства своих узоров.

В 1956 году братья сосредоточились на новой работе в малом соборе Донского монастыря. За два года они изготовили многочисленные киоты для икон и другие детали интерьера, украшенные сложной рельефной позолоченной резьбой, контрастирующей с полированным фоном белого цвета. В частности, здесь ими был сооружен большой киот над гробницей свт. Тихона, Патриарха Московского и всей России.

Братья Ворносковы работали по заказам для многих храмов Москвы и Московской епархии: Всех Святых на Соколе, Иоанна Воина на Якиманке, Ризоположения на Донской улице, Успенского в Новодевичьем монастыре, Никольского в Хамовниках, Скорбященского на Калитниковском кладбище, свв. Петра и Павла в Лефортове, Покровского в Московской Духовной Академии, Успенского собора г. Дмитрова, Крестовоздвиженского в с. Татаринцеве, Троицкого собора г. Подольска и даже далеко от Москвы, в г. Саранске.

Младший из братьев Михаил Васильевич Ворносков (1915—1982) с 1966 года работал мастером-реставратором во Всесоюзном научно-производственном реставрационном комбинате Министерства культуры СССР. Руководимая им бригада резчиков в 1960—1970-х годах отреставрировала выполненные в технике сложной пространственной резьбы золоченые иконостасы XVII в. в храмах Св. Троицы в Троице-Лыкове и Покрова в Филях. Последней крупной реставрационной работой М.В. Ворноскова было восстановление резного деревянного декора XVII в. в “Золотых комнатах” дома Демидова в Гороховском переулке в Москве.

Память о талантливых художниках деревянной резьбы братьях Ворносковых и их мастерстве живет в созданных ими произведениях декоративно-прикладного искусства, рассеянных по многочисленным столичным и подмосковным храмам. В тех государственных музейных учреждениях, где хранятся некоторые художественно-бытовые вещи работы мастеров, об их достижениях в сфере церковного искусства почти ничего не знают. Автор настоящей статьи впервые увидел эти работы в большом фотоальбоме произведений братьев-мастеров, который сохранился у дочерей Михаила Ворноскова — Раисы и Надежды. В этом альбоме представлены 72 работы, но это далеко не полное их число. Творческое наследие замечательных мастеров народного искусства никем не изучается и не сохраняется. Не так давно, по свидетельству членов семьи Ворносковых, были уничтожены их великолепные резные работы в павильонах бывшей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ).

Хотелось бы, чтобы настоятели, клирики и члены приходских советов храмов, в которых ныне сохранились резные работы братьев-мастеров, приняли необходимые меры к выявлению и взятию на учет этих уникальных произведений, а также к проведению их высокопрофессиональной реставрации. Тогда и наши потомки смогут увидеть и по достоинству оценить творения талантливых народных мастеров, много потрудившихся над украшением храмовых зданий — Михаила, Василия, Петра и Сергея Ворносковых.

15 мая 2003 г.
Ключевые слова: святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00