![]()
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
Рождество в московских музеях Петровская эпоха, основательно перетряхнувшая складывавшийся веками жизненный уклад Отечества, воспринимается и сегодня неоднозначно. Но ее мощное наследие, в том числе в культурном пространстве, вне всякого сомнения. Об этом свидетельствуют три совершенно, казалось бы, разные выставки, посвященные связанным с деяниями Петра I (350-летие со дня рождения которого мы отметим в наступившем году) грандиозным датам. PDF-версия.
3 января 2022 г. 14:00
Хоровая школа на Монастырском острове В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Якоже свирель богогласная Один из первых мыслителей, сочетавших западную культуру с православным мировидением, преподобный Максим Грек, по воле Божией сделался великим тружеником и подвижником нашей земли. Ученый грек внес существенный вклад в становление русского богословия. В июле этого года в Троице-Сергиевой лавре торжественно отметили 25-летие со дня обретения нетленных и чудотворных мощей святого. PDF-версия.
16 августа 2021 г. 15:00
Загадки «Гостеприимства» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Довмонтов меч и приглашение на Ледовое побоище Поскольку центром празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского стала северная столица России, вполне логично, что основные выставки к этому событию пройдут именно здесь. Но и в московских, и в провинциальных музеях есть на что посмотреть уже сейчас. «Журнал Московской Патриархии» подготовил обзор самых интересных экспозиций, открывшихся этим летом. PDF-версия.
29 июля 2021 г. 16:30
Андрей Оболенский: «Церковь-новостройка должна сочетать традицию канона с лаконичностью современности» Ровно три десятка лет назад в России появилось первое специализирующееся на церковном зодчестве архитектурное бюро «Арххрам». Его бессменный руководитель заслуженный архитектор Российской Федерации Андрей Оболенский, построивший за эти годы полсотни храмов, в интервью «Журналу Московской Патриархии» вспоминает, где и как «процитировал» мостовую Крестного пути Спасителя Via Dolorosa, анализирует успехи и нерешенные проблемы Программы возведения новых церквей в российской столице и оценивает мировые тенденции современного храмостроительства. PDF-версия.
23 июля 2021 г. 17:00
|
ЦВ № 9-10 (262-263) май 2003 /
15 мая 2003 г.
Братья ВорносковыВ рассветный час 14 октября 1947 года грузовая машина, в кабине которой вместе с водителем находился настоятель Елоховского Патриаршего собора протопресвитер Николай Колчицкий, доставила к храму продолговатый деревянный ящик темно-вишневого цвета. В нем находились святые мощи святителя Алексия, переданные верующим той же ночью, по распоряжению Правительства СССР, из Кремлевского Успенского собора, где они пребывали с 1930 года. Святые реликвии были встречены в столь раннее время Святейшим Патриархом Алексием I с немногочисленными священнослужителями, которые перенесли ящик — временную раку — в Никольский придел собора. 17 октября на всенощном бдении состоялось торжественное перенесение временной раки со святыми останками святителя на солею, к царским вратам иконостаса главного Богоявленского престола собора, а затем началось паломничество верующих москвичей к чтимой святыне. В связи с предстоявшим в середине 1948 года празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви Патриарх Алексий I благословил отца Николая Колчицкого и художника Михаила Ефимовича Губонина озаботится созданием к этой дате подобающих сени и раки для честных мощей святителя. М.Е. Губонин выполнил проект сени и раки в древнем стиле, использовав в качестве образцов подобные же произведения русских резчиков по дереву XVI—XVII вв. Оставалось только найти достойных исполнителей почетного патриаршего заказа для кафедрального собора столицы. В довоенной Москве лучшими мастерами резьбы по дереву считались члены семьи потомственных резчиков Ворносковых: отец и его семеро сыновей. Глава семьи Василий Петрович Ворносков (1876-1940) учился мастерству художественной обработки дерева в Абрамцевской школе, организованной художницей Е.Д. Поленовой. Затем он трудился в мастерской народного промысла по дереву в родной деревне Кудрино Дмитровского уезда Московской губернии, разработав свой собственный неповторимый стиль “абрамцевско-кудринской” резьбы. С 1892 года он самостоятельно работал по заказам, вырезая как художественно-бытовые вещи (шкафчики, шкатулки, блюда и т.п.), так и объемную скульптуру, и интерьерные декоративные изделия. В.П. Ворносков создал целую школу учеников и последователей, в числе которых и были его семеро сыновей: Иван, Николай, Сергей, Петр, Василий, Михаил и Александр. В 1930-х годах Василий Петрович вместе с ними трудился над выполнением особо важных заказов Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР, таких как модели архитектурных деталей, панно и эмблемы для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, станций московского метрополитена, Большого Каменного и Устьинского мостов через Москва-реку, советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.). В фондах Сергиев-Посадского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранятся высокохудожественные авторские работы Ворносковых того времени, поступившие, в частности, и после персональной выставки семьи мастеров резьбы по дереву, состоявшейся в 1940 г. в залах Третьяковской галереи. В годы Великой Отечественной войны братья Ворносковы с честью выполнили свой воинский долг. Но погибли на поле брани Александр и Николай, раненым попал в плен и чудом выжил Сергей, Василий вернулся с фронта, потеряв ногу. Не находя для себя крупных работ, братья Ворносковы продолжали после окончания войны вырезать анималистическую скульптуру, предметы быта, настенные панно, но думали и о новых интерьерных заказах. В конце 1947 года к Сергею, Михаилу, Петру и Василию Ворносковым обратился протопресвитер Николай Колчицкий с просьбой о срочном исполнении ответственного заказа для Елоховского собора. Братья охотно согласились, и к июню 1948 года украшенные пышной деревянной резьбой позолоченные сень и рака были изготовлены и установлены в храме. Кроме того, мастера вырезали из кипариса небольшую модель-копию сени и раки для поднесения Святейшему Патриарху Алексию I. Эта модель до 1953 года хранилась в московской резиденции Патриархии, а затем, по благословению Святейшего Владыки, она была передана в патриаршие покои Троице-Сергиевой лавры. Спустя некоторое время деревянную раку для мощей решили заменить на металлическую, отлитую из медного сплава на московском авиамоторостроительном заводе № 45. Работы по отливке частей раки выполнил с высоким мастерством инженер завода Григорий Васильевич Крупин, а деревянная рака работы Ворносковых была перенесена в Серапионову палату Троице-Сергиевой лавры. Временная деревянная рака, в которой мощи были доставлены из Кремля в собор, до сих пор бережно хранится в алтаре его Никольского придела. За первой работой братьев Ворносковых для Церкви последовали и другие заказы — на украшение храмовых интерьеров и изготовление киотов, аналоев, престолов, жертвенников, паникадил, архиерейских кресел, подсвечников, канунов. Авторами эскизов и исполнителями работ были Михаил и Василий, а их соисполнителем являлся опытный резчик Сергей. В ряде реставрационных работ своим братьям помогал Петр. В 1948 году верующим москвичам был передан закрытый еще в 1930-х годах Скорбященский храм на Большой Ордынке. Использовавшая его помещение для хранения своих фондов Третьяковская галерея все же принимала меры к сохранению внутреннего убранства закрытой церкви, но ее иконостасы, престолы, киоты нуждались в тщательной реставрации резьбы и позолоты. Настоятель вновь открытого храма о. Михаил Зернов пригласил для выполнения восстановительных работ братьев Ворносковых, которые в короткий срок привели в порядок интерьер и утварь, а некоторые предметы убранства изготовили и вызолотили заново. В 1950 году по приглашению иеромонаха Афанасия (Москвитина), тогда только что вступившего в права настоятеля Никольского храма г. Солнечногорска, братьями были впервые вырезаны в стиле “ворносковской” плоскорельефной резьбы киоты и дарохранительница для этой церкви. В 1952—1953 гг. они трудились для храма Свт. Николая в Кузнецах, в Москве, и его настоятель, протоиерей Всеволод Шпиллер высоко оценил выполненные мастерами киоты, в том числе резное обрамление чтимого образа Богоматери “Утоли моя печали”, массивные подсвечники, аналои и другие предметы убранства. Настоящим “музеем” произведений братьев Ворносковых в области церковного декоративно-прикладного искусства стал храм Свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве. Работы по созданию здесь более 20 предметов убранства храмового интерьера начались в 1951 году и завершились в 1957 году, при настоятеле о. Михаиле Введенском. В настоящее время пространство и главного Никольского храма, и южного придела в честь иконы Божией Матери “Троеручица”, и притвор заполнено киотами и другими изделиями работы Ворносковых. Никольский храм был построен в 1866 году по проекту архитектора Н.В. Карнаева, а его позолоченные иконостасы в нынешнем виде сооружены к 1905 году. Храм не закрывался, считался единоверческим, и такой его статус сохранялся вплоть до 1980-х годов. Стены храма имеют полихромную орнаментальную окраску приглушенных тонов, которая служит неброским фоном для многочисленных киотов, в которые заключены иконы старого письма. Киоты выполнены в “фирменном” стиле резчиков Ворносковых: светлый полированный узор растительного орнамента рельефа на темном фоне выемок в деревянной доске. В этом стиле изготовлены и орнаментированная рама запрестольного образа “Воскресение Христово”, и канун, и подсвечники, и аналои, и встречающие каждого входящего в храм свечные ящики, и панели стен, и многие другие вещи. Жаль только, что недавняя реставрация некоторых киотов в приделе иконы “Троеручица” нарушила авторский замысел и, вместо двухтоновой рельефной резьбы, теперь из-под слоя свежего мебельного лака просвечивает лишь однотонный орнамент, не выявляя полностью богатства своих узоров. В 1956 году братья сосредоточились на новой работе в малом соборе Донского монастыря. За два года они изготовили многочисленные киоты для икон и другие детали интерьера, украшенные сложной рельефной позолоченной резьбой, контрастирующей с полированным фоном белого цвета. В частности, здесь ими был сооружен большой киот над гробницей свт. Тихона, Патриарха Московского и всей России. Братья Ворносковы работали по заказам для многих храмов Москвы и Московской епархии: Всех Святых на Соколе, Иоанна Воина на Якиманке, Ризоположения на Донской улице, Успенского в Новодевичьем монастыре, Никольского в Хамовниках, Скорбященского на Калитниковском кладбище, свв. Петра и Павла в Лефортове, Покровского в Московской Духовной Академии, Успенского собора г. Дмитрова, Крестовоздвиженского в с. Татаринцеве, Троицкого собора г. Подольска и даже далеко от Москвы, в г. Саранске. Младший из братьев Михаил Васильевич Ворносков (1915—1982) с 1966 года работал мастером-реставратором во Всесоюзном научно-производственном реставрационном комбинате Министерства культуры СССР. Руководимая им бригада резчиков в 1960—1970-х годах отреставрировала выполненные в технике сложной пространственной резьбы золоченые иконостасы XVII в. в храмах Св. Троицы в Троице-Лыкове и Покрова в Филях. Последней крупной реставрационной работой М.В. Ворноскова было восстановление резного деревянного декора XVII в. в “Золотых комнатах” дома Демидова в Гороховском переулке в Москве. Память о талантливых художниках деревянной резьбы братьях Ворносковых и их мастерстве живет в созданных ими произведениях декоративно-прикладного искусства, рассеянных по многочисленным столичным и подмосковным храмам. В тех государственных музейных учреждениях, где хранятся некоторые художественно-бытовые вещи работы мастеров, об их достижениях в сфере церковного искусства почти ничего не знают. Автор настоящей статьи впервые увидел эти работы в большом фотоальбоме произведений братьев-мастеров, который сохранился у дочерей Михаила Ворноскова — Раисы и Надежды. В этом альбоме представлены 72 работы, но это далеко не полное их число. Творческое наследие замечательных мастеров народного искусства никем не изучается и не сохраняется. Не так давно, по свидетельству членов семьи Ворносковых, были уничтожены их великолепные резные работы в павильонах бывшей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ). Хотелось бы, чтобы настоятели, клирики и члены приходских советов храмов, в которых ныне сохранились резные работы братьев-мастеров, приняли необходимые меры к выявлению и взятию на учет этих уникальных произведений, а также к проведению их высокопрофессиональной реставрации. Тогда и наши потомки смогут увидеть и по достоинству оценить творения талантливых народных мастеров, много потрудившихся над украшением храмовых зданий — Михаила, Василия, Петра и Сергея Ворносковых.
15 мая 2003 г.
Ключевые слова:
святыни
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
|