![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
|
ЦВ № 9-10 (262-263) май 2003 /
15 мая 2003 г.
Братья ВорносковыВ рассветный час 14 октября 1947 года грузовая машина, в кабине которой вместе с водителем находился настоятель Елоховского Патриаршего собора протопресвитер Николай Колчицкий, доставила к храму продолговатый деревянный ящик темно-вишневого цвета. В нем находились святые мощи святителя Алексия, переданные верующим той же ночью, по распоряжению Правительства СССР, из Кремлевского Успенского собора, где они пребывали с 1930 года. Святые реликвии были встречены в столь раннее время Святейшим Патриархом Алексием I с немногочисленными священнослужителями, которые перенесли ящик — временную раку — в Никольский придел собора. 17 октября на всенощном бдении состоялось торжественное перенесение временной раки со святыми останками святителя на солею, к царским вратам иконостаса главного Богоявленского престола собора, а затем началось паломничество верующих москвичей к чтимой святыне. В связи с предстоявшим в середине 1948 года празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви Патриарх Алексий I благословил отца Николая Колчицкого и художника Михаила Ефимовича Губонина озаботится созданием к этой дате подобающих сени и раки для честных мощей святителя. М.Е. Губонин выполнил проект сени и раки в древнем стиле, использовав в качестве образцов подобные же произведения русских резчиков по дереву XVI—XVII вв. Оставалось только найти достойных исполнителей почетного патриаршего заказа для кафедрального собора столицы. В довоенной Москве лучшими мастерами резьбы по дереву считались члены семьи потомственных резчиков Ворносковых: отец и его семеро сыновей. Глава семьи Василий Петрович Ворносков (1876-1940) учился мастерству художественной обработки дерева в Абрамцевской школе, организованной художницей Е.Д. Поленовой. Затем он трудился в мастерской народного промысла по дереву в родной деревне Кудрино Дмитровского уезда Московской губернии, разработав свой собственный неповторимый стиль “абрамцевско-кудринской” резьбы. С 1892 года он самостоятельно работал по заказам, вырезая как художественно-бытовые вещи (шкафчики, шкатулки, блюда и т.п.), так и объемную скульптуру, и интерьерные декоративные изделия. В.П. Ворносков создал целую школу учеников и последователей, в числе которых и были его семеро сыновей: Иван, Николай, Сергей, Петр, Василий, Михаил и Александр. В 1930-х годах Василий Петрович вместе с ними трудился над выполнением особо важных заказов Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР, таких как модели архитектурных деталей, панно и эмблемы для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, станций московского метрополитена, Большого Каменного и Устьинского мостов через Москва-реку, советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.). В фондах Сергиев-Посадского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранятся высокохудожественные авторские работы Ворносковых того времени, поступившие, в частности, и после персональной выставки семьи мастеров резьбы по дереву, состоявшейся в 1940 г. в залах Третьяковской галереи. В годы Великой Отечественной войны братья Ворносковы с честью выполнили свой воинский долг. Но погибли на поле брани Александр и Николай, раненым попал в плен и чудом выжил Сергей, Василий вернулся с фронта, потеряв ногу. Не находя для себя крупных работ, братья Ворносковы продолжали после окончания войны вырезать анималистическую скульптуру, предметы быта, настенные панно, но думали и о новых интерьерных заказах. В конце 1947 года к Сергею, Михаилу, Петру и Василию Ворносковым обратился протопресвитер Николай Колчицкий с просьбой о срочном исполнении ответственного заказа для Елоховского собора. Братья охотно согласились, и к июню 1948 года украшенные пышной деревянной резьбой позолоченные сень и рака были изготовлены и установлены в храме. Кроме того, мастера вырезали из кипариса небольшую модель-копию сени и раки для поднесения Святейшему Патриарху Алексию I. Эта модель до 1953 года хранилась в московской резиденции Патриархии, а затем, по благословению Святейшего Владыки, она была передана в патриаршие покои Троице-Сергиевой лавры. Спустя некоторое время деревянную раку для мощей решили заменить на металлическую, отлитую из медного сплава на московском авиамоторостроительном заводе № 45. Работы по отливке частей раки выполнил с высоким мастерством инженер завода Григорий Васильевич Крупин, а деревянная рака работы Ворносковых была перенесена в Серапионову палату Троице-Сергиевой лавры. Временная деревянная рака, в которой мощи были доставлены из Кремля в собор, до сих пор бережно хранится в алтаре его Никольского придела. За первой работой братьев Ворносковых для Церкви последовали и другие заказы — на украшение храмовых интерьеров и изготовление киотов, аналоев, престолов, жертвенников, паникадил, архиерейских кресел, подсвечников, канунов. Авторами эскизов и исполнителями работ были Михаил и Василий, а их соисполнителем являлся опытный резчик Сергей. В ряде реставрационных работ своим братьям помогал Петр. В 1948 году верующим москвичам был передан закрытый еще в 1930-х годах Скорбященский храм на Большой Ордынке. Использовавшая его помещение для хранения своих фондов Третьяковская галерея все же принимала меры к сохранению внутреннего убранства закрытой церкви, но ее иконостасы, престолы, киоты нуждались в тщательной реставрации резьбы и позолоты. Настоятель вновь открытого храма о. Михаил Зернов пригласил для выполнения восстановительных работ братьев Ворносковых, которые в короткий срок привели в порядок интерьер и утварь, а некоторые предметы убранства изготовили и вызолотили заново. В 1950 году по приглашению иеромонаха Афанасия (Москвитина), тогда только что вступившего в права настоятеля Никольского храма г. Солнечногорска, братьями были впервые вырезаны в стиле “ворносковской” плоскорельефной резьбы киоты и дарохранительница для этой церкви. В 1952—1953 гг. они трудились для храма Свт. Николая в Кузнецах, в Москве, и его настоятель, протоиерей Всеволод Шпиллер высоко оценил выполненные мастерами киоты, в том числе резное обрамление чтимого образа Богоматери “Утоли моя печали”, массивные подсвечники, аналои и другие предметы убранства. Настоящим “музеем” произведений братьев Ворносковых в области церковного декоративно-прикладного искусства стал храм Свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве. Работы по созданию здесь более 20 предметов убранства храмового интерьера начались в 1951 году и завершились в 1957 году, при настоятеле о. Михаиле Введенском. В настоящее время пространство и главного Никольского храма, и южного придела в честь иконы Божией Матери “Троеручица”, и притвор заполнено киотами и другими изделиями работы Ворносковых. Никольский храм был построен в 1866 году по проекту архитектора Н.В. Карнаева, а его позолоченные иконостасы в нынешнем виде сооружены к 1905 году. Храм не закрывался, считался единоверческим, и такой его статус сохранялся вплоть до 1980-х годов. Стены храма имеют полихромную орнаментальную окраску приглушенных тонов, которая служит неброским фоном для многочисленных киотов, в которые заключены иконы старого письма. Киоты выполнены в “фирменном” стиле резчиков Ворносковых: светлый полированный узор растительного орнамента рельефа на темном фоне выемок в деревянной доске. В этом стиле изготовлены и орнаментированная рама запрестольного образа “Воскресение Христово”, и канун, и подсвечники, и аналои, и встречающие каждого входящего в храм свечные ящики, и панели стен, и многие другие вещи. Жаль только, что недавняя реставрация некоторых киотов в приделе иконы “Троеручица” нарушила авторский замысел и, вместо двухтоновой рельефной резьбы, теперь из-под слоя свежего мебельного лака просвечивает лишь однотонный орнамент, не выявляя полностью богатства своих узоров. В 1956 году братья сосредоточились на новой работе в малом соборе Донского монастыря. За два года они изготовили многочисленные киоты для икон и другие детали интерьера, украшенные сложной рельефной позолоченной резьбой, контрастирующей с полированным фоном белого цвета. В частности, здесь ими был сооружен большой киот над гробницей свт. Тихона, Патриарха Московского и всей России. Братья Ворносковы работали по заказам для многих храмов Москвы и Московской епархии: Всех Святых на Соколе, Иоанна Воина на Якиманке, Ризоположения на Донской улице, Успенского в Новодевичьем монастыре, Никольского в Хамовниках, Скорбященского на Калитниковском кладбище, свв. Петра и Павла в Лефортове, Покровского в Московской Духовной Академии, Успенского собора г. Дмитрова, Крестовоздвиженского в с. Татаринцеве, Троицкого собора г. Подольска и даже далеко от Москвы, в г. Саранске. Младший из братьев Михаил Васильевич Ворносков (1915—1982) с 1966 года работал мастером-реставратором во Всесоюзном научно-производственном реставрационном комбинате Министерства культуры СССР. Руководимая им бригада резчиков в 1960—1970-х годах отреставрировала выполненные в технике сложной пространственной резьбы золоченые иконостасы XVII в. в храмах Св. Троицы в Троице-Лыкове и Покрова в Филях. Последней крупной реставрационной работой М.В. Ворноскова было восстановление резного деревянного декора XVII в. в “Золотых комнатах” дома Демидова в Гороховском переулке в Москве. Память о талантливых художниках деревянной резьбы братьях Ворносковых и их мастерстве живет в созданных ими произведениях декоративно-прикладного искусства, рассеянных по многочисленным столичным и подмосковным храмам. В тех государственных музейных учреждениях, где хранятся некоторые художественно-бытовые вещи работы мастеров, об их достижениях в сфере церковного искусства почти ничего не знают. Автор настоящей статьи впервые увидел эти работы в большом фотоальбоме произведений братьев-мастеров, который сохранился у дочерей Михаила Ворноскова — Раисы и Надежды. В этом альбоме представлены 72 работы, но это далеко не полное их число. Творческое наследие замечательных мастеров народного искусства никем не изучается и не сохраняется. Не так давно, по свидетельству членов семьи Ворносковых, были уничтожены их великолепные резные работы в павильонах бывшей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ). Хотелось бы, чтобы настоятели, клирики и члены приходских советов храмов, в которых ныне сохранились резные работы братьев-мастеров, приняли необходимые меры к выявлению и взятию на учет этих уникальных произведений, а также к проведению их высокопрофессиональной реставрации. Тогда и наши потомки смогут увидеть и по достоинству оценить творения талантливых народных мастеров, много потрудившихся над украшением храмовых зданий — Михаила, Василия, Петра и Сергея Ворносковых.
15 мая 2003 г.
Ключевые слова:
святыни
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
|