выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
Церковь
Панихида в день кончины монахини Иулиании в Троице-Сергиевой Лавре
1 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Плоды благословенного труда

30 лет назад ушла из жизни монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова, крупнейший русский иконописец XX века. Служение монахини Иулиании можно назвать уникальным, поскольку во многом благодаря ей возродилась иконописная традиция, прерванная в богоборческие годы. Значительную часть своей жизни матушка провела в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Здесь она основала иконописную мастерскую, которая стала alma mater для нескольких поколений современных иконописцев. В Московской духовной академии особо чтят память матушки. Ежегодно в день кончины монахини Иулиании, 16 февраля, в Покровском академическом храме совершается панихида. В этом году ее отслужил заведующий Иконописной школой игумен Лука (Головков), вместе с ним об упокоении приснопамятной рабы Божией молились учащиеся Иконописной школы и насельники Троице-Сергиевой лавры. Своими воспоминаниями о подвижнической жизни матушки Иулиании с читателями «Церковного вестника» поделилась ученица матушки и ее внучатая племянница Наталья Алдошина.

Монахиня Иулиания на протяжении шестидесяти лет занималась иконописью. Можно сказать, именно она возродила икону в Русской Церкви. В то время, когда Церковь была гонима, когда было так тяжело, так страшно жить. Это было подвигом. Монахиня Иулиания всей своей жизнью, подвижническим трудом, глубокой верой являла пример того, каким должен быть иконописец.

Духовным отцом монахини Иулиании был московский старец праведный Алексий Мечёв. Его окормление определило весь творческий и жизненный путь подвижницы. Можно сказать, что община, которая сложилась на Маросейке вокруг отца Алексия Мечёва, в миниатюре отражала жизнь всей Русской Церкви во время гонений.

Одной из самых ценных работ матери Иулиании является создание в 1928 и 1929 годах зарисовок и копий древних фресок Новгорода, Пскова, Вологды во время путешествия по северным городам и закрытым монастырям. Некоторые из этих ансамблей (такие, как церковь Успения на Волотовом поле, церковь Спаса Преображения на Нередице) уже не существуют, поэтому работы матушки являются бесценными свидетельствами и представляют большой интерес для изучения данных памятников. Монахиня Иулиания сумела осознать необходимость сохранения и развития древних традиций иконописи, твердо сохранить веру в то, что это не должно умереть.

Особое место в ее творчестве занимает иконография русских святых. В конце 20-х — начале 30-х годов она по благословению святителя Афанасия, епископа Ковровского, углубленно работает над иконой «Всех святых, в земле Русской просиявших». Впоследствии ею было создано несколько икон этой новой иконографии.

Святитель Афанасий (Сахаров) был глубочайшим знатоком литургики и русской агиологии. Несомненно, их творческое содружество с матушкой содействовало углубленному пониманию и выражению иконографическими средствами смысла и значения подвига русских святых, пронизанного любовью к Богу, своему Отечеству и народу.

В 1946 году была вновь открыта Троице-Сергиева лавра. Монахиня Иулиания получила приглашение от наместника лавры архимандрита Гурия (Егорова) для участия в восстановлении древней обители. На этом поприще в полной мере раскрылось ее художественное дарование. С этого времени начался основной период в ее творческой жизни. Роспись Серапионовой палаты (посвященная житию Преподобного Сергия Радонежского), выполненная в 1949 году, открывает перечень крупных работ этого периода.

С 1955 по 1957 год в Троице-Сергиевой лавре в храме Преподобного Сергия наместником Пименом (Извековым) были устроены два боковых придела во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Монахиня Иулиания выполнила проект иконостасов и написала все иконы для обоих приделов.

К сожалению, на протяжении всей своей жизни монахиня Иулиания сталкивалась с непониманием в церковной среде духовной ценности изобразительного языка древней иконы. Подчас отдавалось предпочтение живописным изображениям. Для утверждения иконописных традиций именно в лавре Преподобного Сергия, среди братии монастыря, среди будущего духовенства, в 1958 году она организует иконописный кружок в стенах Московской духовной академии. Монахиня Иулиания создала свою программу и метод обучения иконописанию. Она подготовила письменный труд по технике иконописи с последовательным изложением этапов работы. Монахиня Иулиания руководила иконописным кружком в течение 23 лет.

В 1990 году при Московской духовной академии создана первая в стране иконописная школа. Образы, написанные матерью Иулианией, и метод ее обучения легли в основу программы школы.

Нужно отметить, что реставрационные работы, которые проводились во всех храмах лавры до 1980 года, осуществлялись под руководством матушки и при ее непосредственном участии.

Сейчас уже невозможно с точностью сказать, сколько было написано ею икон, даже трудно установить, где многие из них находятся. Монахиня Иулиания всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь иконы ее письма. Они находятся в разных монастырях, храмах и у частных лиц.

Труды монахини Иулиании высоко оценены священноначалием Русской Православной Церкви. В 1970 году она была награждена Святейшим Патриархом Алексием I орденом князя Владимира III степени. В 1975 году Святейшим Патриархом Пименом — орденом князя Владимира II степени, а в 1980 году — орденом Преподобного Сергия Радонежского.

До последних дней жизни монахиня Иулиания неустанно трудилась. 16 февраля 1981 года последовала ее блаженная кончина. Чин погребения совершался в лавре в храме Преподобного Сергия. Первым простился с покойной Святейший Патриарх Пимен. Похоронена монахиня Иулиания на кладбище микрорайона «Семхоз» в Сергиевом Посаде.

Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «О монахине Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившим Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси…»

1 марта 2011 г.
Ключевые слова: иконопись, монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00