iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Церковь
Панихида в день кончины монахини Иулиании в Троице-Сергиевой Лавре
1 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Плоды благословенного труда

30 лет назад ушла из жизни монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова, крупнейший русский иконописец XX века. Служение монахини Иулиании можно назвать уникальным, поскольку во многом благодаря ей возродилась иконописная традиция, прерванная в богоборческие годы. Значительную часть своей жизни матушка провела в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Здесь она основала иконописную мастерскую, которая стала alma mater для нескольких поколений современных иконописцев. В Московской духовной академии особо чтят память матушки. Ежегодно в день кончины монахини Иулиании, 16 февраля, в Покровском академическом храме совершается панихида. В этом году ее отслужил заведующий Иконописной школой игумен Лука (Головков), вместе с ним об упокоении приснопамятной рабы Божией молились учащиеся Иконописной школы и насельники Троице-Сергиевой лавры. Своими воспоминаниями о подвижнической жизни матушки Иулиании с читателями «Церковного вестника» поделилась ученица матушки и ее внучатая племянница Наталья Алдошина.

Монахиня Иулиания на протяжении шестидесяти лет занималась иконописью. Можно сказать, именно она возродила икону в Русской Церкви. В то время, когда Церковь была гонима, когда было так тяжело, так страшно жить. Это было подвигом. Монахиня Иулиания всей своей жизнью, подвижническим трудом, глубокой верой являла пример того, каким должен быть иконописец.

Духовным отцом монахини Иулиании был московский старец праведный Алексий Мечёв. Его окормление определило весь творческий и жизненный путь подвижницы. Можно сказать, что община, которая сложилась на Маросейке вокруг отца Алексия Мечёва, в миниатюре отражала жизнь всей Русской Церкви во время гонений.

Одной из самых ценных работ матери Иулиании является создание в 1928 и 1929 годах зарисовок и копий древних фресок Новгорода, Пскова, Вологды во время путешествия по северным городам и закрытым монастырям. Некоторые из этих ансамблей (такие, как церковь Успения на Волотовом поле, церковь Спаса Преображения на Нередице) уже не существуют, поэтому работы матушки являются бесценными свидетельствами и представляют большой интерес для изучения данных памятников. Монахиня Иулиания сумела осознать необходимость сохранения и развития древних традиций иконописи, твердо сохранить веру в то, что это не должно умереть.

Особое место в ее творчестве занимает иконография русских святых. В конце 20-х — начале 30-х годов она по благословению святителя Афанасия, епископа Ковровского, углубленно работает над иконой «Всех святых, в земле Русской просиявших». Впоследствии ею было создано несколько икон этой новой иконографии.

Святитель Афанасий (Сахаров) был глубочайшим знатоком литургики и русской агиологии. Несомненно, их творческое содружество с матушкой содействовало углубленному пониманию и выражению иконографическими средствами смысла и значения подвига русских святых, пронизанного любовью к Богу, своему Отечеству и народу.

В 1946 году была вновь открыта Троице-Сергиева лавра. Монахиня Иулиания получила приглашение от наместника лавры архимандрита Гурия (Егорова) для участия в восстановлении древней обители. На этом поприще в полной мере раскрылось ее художественное дарование. С этого времени начался основной период в ее творческой жизни. Роспись Серапионовой палаты (посвященная житию Преподобного Сергия Радонежского), выполненная в 1949 году, открывает перечень крупных работ этого периода.

С 1955 по 1957 год в Троице-Сергиевой лавре в храме Преподобного Сергия наместником Пименом (Извековым) были устроены два боковых придела во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Монахиня Иулиания выполнила проект иконостасов и написала все иконы для обоих приделов.

К сожалению, на протяжении всей своей жизни монахиня Иулиания сталкивалась с непониманием в церковной среде духовной ценности изобразительного языка древней иконы. Подчас отдавалось предпочтение живописным изображениям. Для утверждения иконописных традиций именно в лавре Преподобного Сергия, среди братии монастыря, среди будущего духовенства, в 1958 году она организует иконописный кружок в стенах Московской духовной академии. Монахиня Иулиания создала свою программу и метод обучения иконописанию. Она подготовила письменный труд по технике иконописи с последовательным изложением этапов работы. Монахиня Иулиания руководила иконописным кружком в течение 23 лет.

В 1990 году при Московской духовной академии создана первая в стране иконописная школа. Образы, написанные матерью Иулианией, и метод ее обучения легли в основу программы школы.

Нужно отметить, что реставрационные работы, которые проводились во всех храмах лавры до 1980 года, осуществлялись под руководством матушки и при ее непосредственном участии.

Сейчас уже невозможно с точностью сказать, сколько было написано ею икон, даже трудно установить, где многие из них находятся. Монахиня Иулиания всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь иконы ее письма. Они находятся в разных монастырях, храмах и у частных лиц.

Труды монахини Иулиании высоко оценены священноначалием Русской Православной Церкви. В 1970 году она была награждена Святейшим Патриархом Алексием I орденом князя Владимира III степени. В 1975 году Святейшим Патриархом Пименом — орденом князя Владимира II степени, а в 1980 году — орденом Преподобного Сергия Радонежского.

До последних дней жизни монахиня Иулиания неустанно трудилась. 16 февраля 1981 года последовала ее блаженная кончина. Чин погребения совершался в лавре в храме Преподобного Сергия. Первым простился с покойной Святейший Патриарх Пимен. Похоронена монахиня Иулиания на кладбище микрорайона «Семхоз» в Сергиевом Посаде.

Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «О монахине Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившим Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси…»

1 марта 2011 г.
Ключевые слова: иконопись, монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00