«Исследуйте Писания» Патриаршая программа изучения Библии действует в Русской Церкви уже два года. За это время Синодальным отделом религиозного образования и катехизации совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией создан портал «Исследуйте Писания», для которого разработано несколько онлайн-курсов. Программа предназначена для поддержки приходских специалистов, организующих изучение Библии на приходах. Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (СОРОиК) насельник Николо-Угрешского монастыря игумен Иоанн (Рубин) рассказал нашему изданию о том, какие онлайн-курсы доступны уже сегодня, каковы перспективы этого направления работы отдела, а главное, что дает человеку изучение Библии. PDF-версия.
4 апреля 2024 г. 16:00
Евангельские группы сегодня: опыт епархий На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.
3 апреля 2024 г. 16:00
От Холмогор до Колы тридцать три Николы Одним из приоритетных направлений миссионерских поездок студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которые начались в 1990-х годах, стала Нарьян-Марская епархия Архангельской митрополии. Клирики университетского храма святителя Николая в Кузнецах ежегодно отправляются в экспедицию в эти места. О свидетельствах настоящей веры, о том, в чем специфика проповеди на Русском Севере и какие подходы используют современные миссионеры, «Журналу Московской Патриархии» рассказали протоиерей Андрей Близнюк и иерей Филипп Ильяшенко. PDF-версия.
10 мая 2023 г. 14:00
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
16 марта 2023 г. 14:00
Духовная миссия Патриаршего экзархата Африки: первые итоги Они разные по возрасту, характеру, образованию, богослужебному опыту, и у каждого из них — свой путь к Православию. Всех пятерых африканцев объединяет живая вера в Бога, жажда знаний и горячее желание после рукоположения вернуться на родину священниками Русской Православной Церкви. Их не останавливает бедность, отсутствие храмов, богослужебной утвари и книг. Ведь со временем все устроится, тем более когда свое плечо им подставила православная Россия. Занятия будущих пастырей проходят на базе миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова при участии Патриаршего экзархата Африки, Синодального миссионерского отдела и Сретенской духовной академии. PDF-версия.
28 декабря 2022 г. 14:30
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
Миссия заботы, добра и любви Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Дождик на паузе Приход Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рудянское Свердловской области, несмотря на пандемию, сумел реализовать миссионерский проект «Стопами апостолов по Каменской епархии», благодаря которому около 200 человек в удаленных селах приняли участие в Божественной литургии, пообщались со священником и получили небольшие подарки. Это стало возможным благодаря гранту конкурса «Православная инициатива». PDF-версия.
30 ноября 2020 г. 13:20
Протоиерей Владимир Вигилянский: Священники должны учиться языку интернет-проповеди Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храмов святой мученицы Татианы при МГУ и Святителя Василия Великого в селе Зайцево, заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы написал новую книгу «Русский крест». И она скоро выйдет в свет. В основу книги легли заметки, которые священник в течение многих лет писал на своей странице в социальной сети «Фейсбук». В интервью «Журналу Московской Патриархии» отец Владимир рассказал о том, как он осваивал интернет-пространство, в чем схожи и в чем отличаются традиционные средства массовой информации и социальные сети и дал практические советы священнослужителям, как вести проповедь в интернете.
12 мая 2020 г. 13:35
|
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /
22 января 2009 г.
Отказ от миссии: Нитрид титана взамен разжжена златаСовременные православные миссионеры существуют в контексте двух принципиально разных миссионерских традиций. К одной из них относится проповедь подвижника, который несет личный подвиг ради Христа и, начиная с себя, преображает мир вокруг. К другой — стремление к усилению власти государства, силовое «навязывание» христианства, гонка за отчетностью. Но всегда ли можно судить об успехах миссионерской работы по числу принявших крещение? О противоречиях между официальными формами миссионерства и воплощением евангельского императива «Идите, научите все народы...» (Мф. 28, 19) рассказывает известный миссионер, автор статьи «Земля и вера народа луороветлан» (ЦВ № 20 (393) октябрь, 2008 г.). «Совещаю тебе купити у менe злато разжжено огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея…» Напыление желтого блестящего искусственно изготовленного вещества «нитрид титана» на купола наших новых храмов создает впечатление золотого покрытия. Смотрится издалека красиво, и очень выгодно — не в пример дешевле золота. Только все понимают, что это условность, обманка — «под золото». Но эта новая технология доступна, не отнимает много времени и легка. Покрытие же куполов золотом требует, кроме материальных затрат, еще и долгой, кропотливой ручной работы. Разницы же внешней, на первый взгляд, здесь нет, кроме одного — золото настоящее, а нитрид-титановое напыление пытается выглядеть настоящим. Этот пример, как аналогию, в немалой степени можно отнести к методике нашей миссионерской работы, так как там нередко возникает соблазн подобной замены настоящего и трудоемкого — похожим и легким. Чтобы избежать этого, важно осмыслить миссию Церкви в историческом и богословском контекстах. По мнению председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, «чтобы правильно избрать методы восстановления утраченного в тоталитарную эпоху влияния и значения Православной Церкви, ответить на вызовы современного мира, нам необходимо хранить преемственность (которую часто называют «верностью отцам»), иметь духовную трезвенность, т.е. быть “солью” современного общества». Раннехристианский взгляд на апостольство как на свидетельство о Христе всегда предполагал индивидуальную, личную передачу опыта богообщения от сердца к сердцу и до края земли. Византия также довольно долго не знала специфических церковных миссий. Первая же попытка систематической организации миссионерской деятельности была и вовсе предпринята вне восточного христианства — Sacra Congrega-tione de Propaganda Fide была основана в Риме за 300 лет до открытия в Москве Православного миссионерского общества. Выдающиеся миссионеры понимали свою деятельность как необходимость «...оставить Родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни, для того чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих в мраке неведения...», как писал об этом в одном из писем святитель Иннокентий (Вениаминов). Как мы видим, здесь преобладает личное осознание необходимости изменить свою жизнь ради служения Истине. Мотив апостольского призвания: «Идите, научите все народы...» стоит даже выше любви к своему Отечеству, так как требует «оставить Родину». История русского миссионерства была тесно связана с историей формирования государства: вслед за казаками на новые земли шли переселенцы и духовенство. Они селились среди инородцев небольшими группами при военной и политической поддержке государства. Так, например, в 1706 году вышел указ Петра I: «Сибирскому митрополиту Филофею ехать во всю землю вогульскую и остяцкую, и в татары и в тунгусы и якуты, и в волостях, где найдет их кумиры и кумирницы и нечестивыя их жилища, и то все пожечь, и их, вогулов и остяков Божиею помощью и своими труды приводить в Христову веру». Желавшим креститься предоставлялись льготы. Гражданскому начальству повелевалось оказывать помощь проповедникам и способствовать им в средствах передвижения. Сложно представить, что императором — в отличие от исполнявшего его повеление митрополита Филофея (Лещинского) — руководила апостольская готовность «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Причины же указа, повелевающего «приводить в Христову веру» местных жителей, были, скорее всего, прагматические — усиление влияния государства и стремление идеологически закрепостить местное населения путем добровольно-принудительного присоединения к титульной религии. Такая официальная форма миссионерства была легитимизирована поддержкой правительства и полицейских, а местами — даже военных структур, но ничего общего не имела с воплощением евангельского миссионерского императива. Огромную роль в распространении христианства сыграла и монашеская колонизация. Искавший уединения и безмолвия подвижник оказывался той крупинкой соли, которая катализировала, образно выражаясь, процесс кристаллизации христианского сознания в непросвещенных народах. Пример подобного рода деятельности мы можем найти в житии преподобного Кирилла Челмогорского, бывшего для окружавших его уединение языческих племен образцом «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте», а также у многих других отшельников Русского Севера. Таким образом, мы являемся наследниками двух принципиально разных традиций миссионерской деятельности. С одной стороны, это личный подвиг каждого ради Христа, связанный с долгим трудом, с преображением себя в свидетельстве, целью которого является и преображение безбожного мира, осознанное принятие им Христа и «готовность впредь вести жизнь христианскую». Как видим, часто именно такой подход порождал и благоприятные последствия для государства. С другой стороны, это стремление к геополитическому влиянию, использование неевангельских принципов, силовые методы «навязывания» христианства при помощи нецерковных структур, гонка за количественными показателями. Требует ли отдельного пояснения тот тезис, что результативность миссионерской деятельности лишь в последнюю очередь может быть выражена в количественных показателях? Преподобный Макарий (Глухарев) за почти 15 лет алтайской миссии крестил менее 800 человек. Нелепо выглядят на этом фоне слова одного из иерархов о том, что наша проповедь успешна, так как однажды на его вопрос во время публичной лекции: «Кто здесь православный?» 95% слушателей вскинули руки вверх. Вспоминая деятельность преподобного Макария, я всегда вспоминаю свою первую миссионерскую поездку в Якутию. Нам был предоставлен режим наибольшего благоприятствования. В каждом улусе мы встречались с государственными чиновниками, нам по первому слову предлагались для проповеди лучшие помещения (часто это был кабинет главы администрации), транспорт и гостиница. Понятно, что все это делалось из самых лучших побуждений. В результате, за месяц с небольшим таких трудов таинство Крещения приняли примерно полторы тысячи человек. Один из семинаристов — участников той экспедиции позже вернулся в Якутск священником. Спустя несколько лет он рассказывал, что ему нередко приходилось бывать в местах нашей «миссионерской славы». Приходские общины там было необходимо создавать практически с нуля. Никто из «новообращенных» не приходил на богослужения, более того, многие даже возвращали полученные когда-то нательные крестики, объясняя это тем, что крещение не помогло: все в жизни как было плохо, так и осталось. Мы должны уметь признавать собственные ошибки. Это была в чем-то неудачная миссия, хотя по результатам ее и был составлен рапорт с красивыми и совершенно реальными цифрами. Я бы выделил две, на мой взгляд, главные причины этой неудачи: это насаждение христианства сверху, при активном содействии гражданской власти, и наша совершенно безосновательная уверенность в том, что этого достаточно для успеха проповеди. Более того, что в этом и состоит наш успех. Конечно, не все было так трагично, как может показаться. Опыт следующих поездок был уже иным. Да и в той поездке было множество светлых моментов и встреч с добрыми людьми, и польза несомненная тоже была. Но анализ результатов той давнишней якутской экспедиции позволяет задуматься о сегодняшних приоритетах нашей миссионерской деятельности. В чем должно заключаться «успешнейшее распространение христианской веры» в Российском государстве XXI века? Что есть миссионерство в понимании тех, кто часто оперирует этим понятием в прессе? Да, для «общества спектакля» существует только то, о чем говорят в СМИ и показывают на экранах. Но какое отношение к этому имеет верность «отцам и духовное трезвение», так необходимые для успеха евангельской миссии? Такое впечатление, что у части церковного общества развилась некая фобия: те, кто говорит о миссии, сами боятся решительной необходимости вступить на апостольскую дорогу и идти в места, «лишенные многих удобств жизни», и поэтому договорились считать миссионерством только то, что будет заведомо популярным и не потребует от них самоотверженности и ответственности. А ведь таким образом происходит отказ от евангельского принципа миссионерства «от сердца и до края земли» в угоду вполне светской «пропаганде веры». Трудное и радостное свидетельство о Христе заменяется навязчивой «рекламой» Христа. Успешность проповеди определяется по количеству вскинутых рук в ответ на вопрос: «Есть тут православные?», а не по количеству евхаристических общин. Невозможно подчинение Истины светским методам, механическое перенесение светской методики в церковную. Иначе мы неизбежно придем к ложному мнению, что чистота намерений оправдывает действия, несовместимые с христианской этикой, так как ноу-хау современных технологий манипулирования сознанием масс построены на сознательной лжи и потворстве греху и пороку. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем докладе на Рождественских чтениях 2008 года прямо подчеркнул, что «нередко идеи, находящиеся в прямом противоречии со Словом Божиим, становятся привлекательными для многих благодаря финансовой, организационной и даже политической поддержке, благодаря моде или внедренным в массовое сознание стереотипам». «...Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим», — говорит будущим миссионерам апостол Павел. Подчинение духу времени, уклонение пути в угождение «веку сему» лишает нас вечного основания, вечного принципа и Божественного Начала нашей деятельности. А дух времени алчен и страстен. Он жаждет власти и меняет личины. Только Христос, сказавший о Своем неотмирном Царстве, — неизменен. Он вчера и сегодня и во веки Тот же. Поэтому, по словам сербского митрополита Амфилохия (Радовича), «неотмирна и Церковь в своем методе». А упование вместо Бога на земные, политические методы неизбежно приводит к секуляризации Церкви. К превращению ее из евхаристической общины в один из множества идеологических институтов, соперничающих между собой за обладание властью. И актуальны до сих пор слова преподобного Иустина (Поповича): «Пора нашим отдельным церковным представителям перестать быть исключительно слугами национализма и политики, все равно какой и чьей, и стать первосвященниками и священниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви».
22 января 2009 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|