выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Церковь
ЦВ № 4 (425) февраль 2010 /  27 февраля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Меркурий. Новые задачи церковного образования

Одним из основных докладов на XVIII Международных образовательных Рождественских чтениях было выступление епископа Зарайского Меркурия о стратегических задачах Синодального отдела религиозного образования и катехизации и новых подходах к организации сотрудничества с государственными образовательными учреждениям.

 

Нынешний церковно-общественный педагогический форум проводится уже в восемнадцатый раз, что является свидетельством неизменного внимания Русской Православной Церкви к вопросам образования, и каждый раз в нем участвуют сотни учителей, работников образования, неравнодушных к духовно-нравственным вопросам современной жизни и школы.

Начавшийся 2010 год — Год учителя. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса… Сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служения учителя, является очевидным и категорически необходимым».

Прошлый год был непростым для жителей России. Экономический кризис усугубил многие проблемы, но еще раз продемонстрировал важнейшее значение духовно-нравственной доминанты в жизни большинства людей. Незыблемые ценности веры, патриотизм, жертвенность, трудолюбие, честность, благородство, порядочность продолжают скреплять нашу огромную страну. Будущее России во многом зависит от того, сумеем ли мы передать эти знания и опыт предыдущих поколений молодежи. Потому вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения — самые приоритетные для нашей страны.

Минувший год был судьбоносным и для Русской Православной Церкви. Поместный Собор содействием Святого Духа единодушно возвел на Престол Первосвятителей Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этот исторический Собор счел важнейшим делом для Русской Православной Церкви всенародное православное просвещение, определив, что духовное, нравственное воспитание личности, особенно детей и молодежи, должно встать в центр общецерковной деятельности. «Только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе… Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность нестесненно обращаться к юному поколению — через проповедь, школу, средства массовой информации», — говорится в Послании Поместного Соборa.

«Задача Церкви состоит в том, чтобы современное человечество поняло: существование цивилизации во многом зависит от того, насколько люди примут в ум и сердце Божию правду». Именно эта главная задача, поставленная перед Церковью самой жизнью, повлекла за собой необходимость в новых условиях поднять на более высокий уровень деятельность синодальных учреждений. В соответствии с этой задачей Синод Русской Православной Церкви в конце марта прошлого года принял решение об изменении структуры некоторых синодальных отделов, и в частности Отдела религиозного образования и катехизации.

За прошедшее время в согласии с новыми направлениями работы поменялась структура и кадровый состав отдела. Был укреплен новыми кадрами сектор, отвечающий за катехизаторскую работу, создан сектор православного образования, в состав которого вошел научно-методический экспертный совет по православному образованию. Для решения этих задач при отделе была создана церковно-научная комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в российской школе, в которую вошли первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации, специалисты органов управления образованием, ученые Российской академии образования и ведущих вузов Москвы и регионов, представители епархий Русской Православной Церкви. Эта комиссия призвана координировать текущую работу и практическое взаимодействие церковных структур, представителей образовательных и научных учреждений, родительской общественности в области духовно-нравственного образования, а также вопросы преподавания основ православной культуры.

Настоятельная потребность граждан в изучении истоков своей традиционной религиозной культуры, непрестанная обеспокоенность Русской Православной Церкви и других традиционных религий негативными явлениями в нашем обществе во многом инициировали принятое в июле прошлого года решение руководства страны о введении преподавания в школах шести учебных предметов духовно-нравственного содержания, которые вошли в экспериментальный комплексный курс под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Одним из компонентов этого курса стал учебный предмет «Основы православной культуры», который в настоящее время преподается в качестве курса регионального компонента в ряде субъектов Федерации или в качестве курса школьного компонента учебной программы во многих общеобразовательных школах по всей России.
Таким образом, с этого года, пока в качестве эксперимента, учебный предмет по основам православной культуры должен выйти и на федеральный уровень. Осуществление данного проекта будет проходить в несколько этапов. Первый этап охватывает группу из 19 регионов, второй — уже всю территорию России. Однако осуществление этой сложной задачи невозможно без деятельного участия в ней Русской Православной Церкви и ее образовательных структур и без тесного взаимодействия с научным, педагогическим, родительским сообществами в регионах. При этом нам еще предстоит преодолеть сохраняющиеся элементы отчужденности в отношениях между церковными и государственными образовательными структурами, особенно на региональном уровне, наладить открытый доверительный диалог и сотрудничество, отработать механизмы конкретных взаимодействий по удовлетворению образовательного запроса граждан нашей страны на изучение их детьми православной культуры, приобщение к православным христианским духовно-нравственным ценностям и традициям в процессе получения общего среднего образования.

Сегодня мы уже имеем первые зримые плоды этого соработничества. В июле 2009 года председатель Синодального отдела религиозного образования был введен в Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Министерстве образования и науки РФ, а в ноябре 2009 года вошел во вновь созданный Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий апробации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В октябре прошлого года был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В процессе работы над ним специалисты Отдела религиозного образования и катехизации неоднократно высказывали свои замечания к его тексту, настаивая на том, что духовно-нравственную культуру, учебные предметы по традиционным религиозным культурам и этике нужно изучать по всем годам обучения в общеобразовательной школе, уделяя этому хотя бы один час в неделю начиная с 1 класса. В окончательный вариант Стандарта начального общего образования по нашему предложению была включена предметная область, получившая название «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Программа духовно-нравственного развития теперь входит в основную образовательную программу начального общего образования. Очевидно, что ввести такую же предметную область, целенаправленно ориентированную на задачу систематического духовно-нравственного образования детей с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семей, необходимо и в стандарт основного общего образования для 5–9 классов и в стандарт среднего (полного) общего образования для 10–11 классов. Это позволит свободно продолжать преподавание основ православной культуры там, где оно уже ведется, а также станет свидетельством соблюдения демократических норм в отечественном образовании, обеспечивающих свободный выбор учащимися и их родителями изучения в светской школе своей традиционной религиозной культуры в соответствии с международными и европейскими стандартами в области прав человека.

Надеемся, что голос Церкви будет услышан и наши предложения будут учтены. Очень важно, чтобы и новый базисный учебный план для начальной школы был принят в соработничестве с Русской Православной Церковью и другими традиционными для России конфессиями. Если в нем не будет предусмотрена возможность изучения учебных предметов по религиозным культурам и этике по всем годам обучения, в рамках максимально допустимой учебной нагрузки, то это, безусловно, обесценит и экспериментальный проект, который предстоит реализовать в ближайшие два года. Ведь очевидно, что ни за 35, ни даже за 70 учебных часов школьник не сможет постичь духовно-нравственную культуру православия, равно как и мусульманства, буддизма, иудаизма, и уж тем более не сможет быть приобщен к ней, в ней воспитан. Образовательная потребность существенной части нашего общества, российских граждан в изучении их детьми православной культуры и православном воспитании — останется неудовлетворенной. О наличии и росте этой потребности, интереса к изучению в российской общеобразовательной школе православной культуры говорит, например, тот факт, что если во Всероссийской олимпиаде школьников по православной культуре в 2008 году участвовали 7 тысяч школьников, то в 2009 году их число возросло до 40 тысяч человек. Такого бурного роста не демонстрировала ни одна школьная предметная олимпиада.

В последние годы и общество, и государство выражают потребность и в качественном обновлении воспитания учащихся в российской школе. Соответственно в состав проекта стандарта общего образования второго поколения включен ряд программных материалов по теме содержания воспитания школьников, в частности «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Однако следует сказать, что представленный в настоящее время текст нуждается во всестороннем обсуждении и существенной доработке. Прежде всего это касается необходимости отражения как существующего опыта конфессионально-религиозного духовно-нравственного образования и воспитания детей в российской светской школе, так его дальнейшего развития в соответствии с последними по времени решениями руководства нашей страны и лидеров российских конфессий.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации считает, что все образовательные материалы, предназначенные для преподавания школьникам положительных знаний о православной культуре, должны разрабатываться или рецензироваться с участием Русской Православной Церкви. Мы надеемся на дальнейшее продолжение конструктивной работы и с Министерством образования и науки, и с разработчиками новых образовательных стандартов.

Это соработничество выражается в отработке технологий нашего взаимодействия с государственными структурами, в согласовании процедур совместной подготовки учителей православной культуры, разработки и экспертизы учебных пособий, нормативного закрепления принципов нашего взаимодействия. Очень важно и то, что эта общая работа позволит значительно развить и расширить на основе участия в проекте открытое и доброжелательное сотрудничество и с другими российскими религиозными конфессиями. Сейчас в Москве на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования уже начато обучение так называемых «тьюторов», преподавателей-тренеров по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Понимая, сколь важное место занимает в процессе передачи традиции учитель, нам бы хотелось большей вовлеченности в этот процесс Русской Православной Церкви.

Важнейшим направлением работы обновленного отдела является катехизация. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что главной задачей Русской Православной Церкви является просвещение светом Христовой веры нашего народа. Сегодня катехизаторская деятельность Церкви является, наряду с миссионерской, социальной и благотворительной деятельностью, важнейшей областью церковного служения, от осуществления и развития которой в немалой степени зависит духовное состояние членов Церкви, приходов, общин и всего нашего общества.

Мы понимаем катехизацию прежде всего как избавление от религиозной безграмотности. Впервые при проведении Рождественских чтений эта тема выделена как отдельное направление — «Катехизация и таинства в Церкви». В нем особое внимание уделено современным формам и методам ее организации.

В отличие от практики Древней Церкви катехизация сегодня включает не только оглашение готовящихся к крещению, но и подготовку к церковным Таинствам уже крещенных. Необходимо воцерковить приходящих в храм людей, сделать их жизнь осознанно христианской. Поэтому катехизация рассматривается нами не только как ознакомление со сводом теоретических знаний о вере, но как полноценное участие людей в жизни Церкви, ее Таинствах, приобщение к практическому опыту молитвы, церковному общественному служению.
Нам предстоит создание целостной общецерковной системы катехизации, включающей соответствующие структуры и мероприятия по ее развитию на епархиальном уровне, в благочиниях и на приходах. Она должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан. Важно также выработать единые принципы и наиболее эффективные ее формы для разновозрастных категорий людей. Однако при этом нужно помнить, что лучший учитель — это тот, кто учит своим примером, и потому весьма важно, чтобы слово катехизатора не входило в противоречие с его жизнью.

Проблемы катехизации невозможно решить и в отрыве от уклада жизни прихода — это дело всей церковной общины. Привычными на приходе должны стать семейные, молодежные, исторические, краеведческие, патриотические клубы, которые могут проводить культурно-просветительские, спортивные и другие мероприятия.
Опыт показывает, что катехизация достаточно успешна и при реализации Церковью социально значимых программ и проектов, способствующих преодолению последствий таких социальных недугов, как алкоголизм, наркомания, вовлечение в секты, чтобы страдающие от них люди могли не только получить различного вида поддержку, но и услышать слово Христовой истины.

На каждом приходе обычным явлением должен стать работающий с приходящими в храм людьми педагог-катехизатор. Одной из основных трудностей при введении программы длительной катехизации на приходах является отсутствие в епархиях подготовленных кадров. Эта задача должна решаться не только и не столько на приходе, но, прежде всего, на епархиальном уровне.

Каждая епархия должна иметь курсы практической катехизации и методический центр с целью подготовки и повышения квалификации приходских катехизаторов из числа мирян. В целях повышения эффективности огласительной деятельности в каждом благочинии следует организовать школы катехизации. Необходимо разработать методические рекомендации по практическим видам катехизации на основе современного опыта Русской Православной Церкви, учитывая различные возможности и условия приходов.
По инициативе и при участии Отдела религиозного образования и катехизации подготовлено учебное пособие для курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе». В этом году мы планируем разработку новых методических материалов по осуществлению и организации катехизаторской деятельности, по трудоустройству катехизаторов и педагогов воскресных школ, по организации приходского консультирования. Силами Синодального отдела и епархиальных отделов религиозного образования будет проведено рецензирование методик, учебных пособий и программ для воскресных школ и катехизаторской деятельности. Все учебные заведения по подготовке катехизаторов и педагогов воскресных школ должны пройти лицензирование и церковную аккредитацию.

Сегодня осуществление катехизической деятельности Церкви в полной мере невозможно без создания современного Катехизиса. Потребность в нем очень велика, невозможно разговаривать с людьми, живущими в XXI веке, на языке века XIX. По постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви в прошлом году была создана комиссия по подготовке нового полного Катехизиса Русской Православной Церкви. В нем должны быть даны богословски точно выверенные ответы на самые главные вопросы о православии.

В послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года Президент России Д.А. Медведев изложил свое видение реформы образования. Он, в частности, предложил законодательно закрепить равенство государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений. Для Русской Православной Церкви это очень важный вопрос. При его решении появится возможность включить православные учебные заведения как полноправные субъекты в единое образовательное пространство страны. Сегодня при равных требованиях к уровню образования православные школы отстают по части материальной обеспеченности учебного процесса, и такое неравноправие должно быть преодолено. Это позволило бы сделать более эффективным развитие православных школ и способствовало бы общему повышению уровня образования в стране.

Система православного образования должна измениться и выйти на новый качественный уровень. Во-первых, как уже было сказано, мы надеемся преодолеть ее изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Во-вторых, заинтересованы в том, чтобы во многом исключительный опыт, накопленный системой православного образования в области духовно-нравственного воспитания, могла бы усвоить государственная и муниципальная система образования. Педагоги лучших православных учебных заведений готовы поделиться своими достижениями с другими учителями.

Как обстоят дела на сегодня с православной системой образования? Коснемся ее первого звена — дошкольников. К сожалению, число православных детских садов у нас крайне мало: по сведениям отдела всего 9 садиков на всю огромную страну. Есть еще, конечно, и православные группы и кружки в государственных и муниципальных детсадах, но на всю Россию их совсем немного. Можно с сожалением сказать, что здесь мы даже не приблизились к выполнению определений Архиерейского Собора 1994 года, предписавшего каждой епархии иметь свой образцовый детский сад. Думается, вина в такой ситуации — все же не столько Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ведь методическая сторона вопроса его специалистами была достаточно хорошо разработана. Все разработки изданы, рассылались по епархиям, и желающие могли также получить их и на ежегодных Рождественских чтениях. По-видимому, причина в том, что сами епархии не уделяли должного внимания дошкольному образованию, ограничиваясь проведением для малышей уроков в воскресных школах.

Однако есть и положительные примеры духовно-нравственного воспитания дошкольников. Замечу, что все они достигнуты в тесном взаимодействии с региональными властями и органами управления образованием. В настоящее время в ряде епархий: Московской, Костромской, Белгородской, Курской — идет экспериментальная апробация в детских садах программы «Основы православной культуры» («Мир — прекрасное творение»), разработанной лабораторией русской школы Курского государственного университета, а в более 30 регионах страны получила признание программа для дошкольников «Истоки», реализующая социокультурный системный подход к истокам в образовании, также основанная на традиционных духовно-нравственных ценностях России.

Нельзя сказать, что мы в полной мере удовлетворены и развитием среднего звена православной системы образования. По имеющимся в Отделе религиозного образования и катехизации сведениям, на всю страну у нас только 113 православных средних общеобразовательных учреждений. Ограниченность материальных ресурсов тормозит открытие новых гимназий, лицеев, школ. Во многих епархиях из-за тяжелого финансового положения, связанного с высокой арендной платой за помещения и непомерными коммунальными платежами, православные общеобразовательные учреждения испытывают трудности и не могут полноценно развивать образовательный процесс.

По благословению Святейшего Патриарха Отдел религиозного образования и катехизации приступил к составлению единого реестра православных средних общеобразовательных учебных заведений и определению их церковно-юридического статуса с целью усиления их ответственности перед Церковью. В этом году планируется провести переаттестацию всех православных школ. Это позволит укрепить связь Церкви со своими школами, повысить требования к учебному и воспитательному процессу, облегчит внедрение в православные учебные заведения единых учебно-методических материалов и учебных пособий.

Очень значимой для отдела видится разработка стандартов православного начального и среднего образования по всем вероучительным дисциплинам. Предстоит объединить усилия Синодального отдела и епархий в этом направлении, чтобы в течение ближайшего времени определить общие методологические подходы, принципы стандартизации, структуру и содержательный минимум православного образования. Важным аспектом этих разработок является определение требований к уровню подготовки учащихся. Будет проводиться и работа по совершенствованию учебно-методического обеспечения православного образования. Речь идет о разработке серии новых учебных пособий по Закону Божию для всех классов православной начальной, основной и полной средней общеобразовательной школы. В настоящее время Отдел религиозного образования и катехизации совместно с Издательством Московской Патриархии работает над «Азбукой» и учебными пособиями для 5–6 классов по церковно славянскому языку. «Азбука» стоит в плане издательства на 2010 год. Уже разработана концепция преподавания этого предмета и выпущен сборник программ с грифом отдела.

В настоящее время отдел осуществляет попечение и о церковных приютах. По благословению Святейшего Патриарха создается постоянно действующая комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, которая тщательно изучит и проанализирует деятельность уже имеющихся приютов. Будет составлен их полный реестр и выработаны единые требования к такого рода образовательным учреждениям. Комиссия призвана контролировать выполнение церковными приютами действующего законодательства, «определяющего условия проживания, воспитания и обучения детей, охраны их здоровья, прав и интересов, подготовку к взрослой самостоятельной жизни». Она будет также оказывать церковным приютам методическую и практическую помощь в улучшении воспитательно-образовательного процесса.

В систему православного образования входят также воскресные церковно-приходские школы. Их в настоящее время немногим больше 11 тысяч, примерно одна школа на три прихода. Конечно, не все они равноценны, как разнятся между собой и приходы нашей Церкви. Предстоит увеличить их количество, повысить образовательный уровень, изыскать дополнительные источники финансирования, улучшить материальные условия учебных занятий.

В свете развития церковно-государственных взаимоотношений и перспективы включения наших школ в единое образовательное пространство России было бы правильно и справедливо, чтобы лучшие воскресные школы получили статус учреждений дополнительного образования, так как в большинстве из них детей учат пению, изобразительному искусству, словесности, краеведению, организуют для них паломнические поездки, приобщая к великой русской культуре, — одним словом, дают им полноценное культурное развитие и образование, дополнительное к общему, школьному.

Православное образование у нас в стране только начинает получать государственную поддержку, и мы надеемся на дальнейшее планомерное взаимодействие Русской Православной Церкви и Российского государства в этой области.

Хорошим примером плодотворного и многостороннего сотрудничества может послужить проведение в сентябре прошлого года такого значимого церковно-государственного форума, как Образовательные чтения Центрального федерального округа на тему: «Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».

В чтениях приняли участие педагоги из 18 регионов ЦФО. В рамках форума состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» в ЦФО.

В этом году нам предстоит проведение уже Пятого юбилейного всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Думается, что высокий авторитет этого конкурса и его значимость в деле развития научно-педагогического опыта духовно-нравственного воспитания учащихся может стать основанием для получения им статуса федерального образовательного мероприятия Министерства образования и науки. Мы рассчитываем на поддержку этого предложения министром образования А.А. Фурсенко.
С сожалением отмечу, что в настоящее время уровень взаимодействия между епархиальными структурами религиозного образования и органами управления образованием в таких крупнейших мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, с их традиционно высоким научно-педагогическим потенциалом оставляет желать лучшего.

Между тем введение с 2012 года на федеральном уровне комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает развитие системы научно-методического обеспечения преподавания знаний о религиях, а значит, активное взаимодействие с Русской Православной Церковью в сфере подготовки к преподаванию предмета «Основы православной культуры». Нам предстоит также совместная работа по расширению практики организации подготовки и повышения квалификации учителей православной культуры, и нужно смелее проявлять активность в этом направлении.

С оптимизмом можно воспринять пожелание руководства московского Департамента образования о расширении участия образовательных учреждений города во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Это добрый знак.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создание отдела религиозного образования и катехизации города Москвы, который поручено возглавить мне, совмещая труды в Синодальном отделе. Появление такой структуры будет способствовать дальнейшему укреплению отношений между Церковью и Департаментом образования города Москвы, поможет сообща, более эффективно решать насущные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в первопрестольном граде, а единое руководство обеспечит формирование единого церковного подхода к образованию и в столице, и в епархиях.

Говоря об укреплении сотрудничества с учеными, методистами, специалистами в области педагогики и образования, следует также отметить, что при Синодальном отделе начинает работать научно-методический экспертный совет по православному образованию. Его основной задачей является проведение экспертизы, в том числе с целью присвоения грифа отдела учебно-методическим изданиям, а также духовно-нравственной и культурно-просветительской литературе православной направленности, предназначенной для использования во всех типах образовательных учреждений. В ближайшее время будут сформированы списки экспертов для таких секций, как вероучительные предметы, православная педагогика, православная культура, церковнославянский язык, церковные искусства и ремесла, предметы гуманитарного, а также естественнонаучного цикла.
Процедуру церковной и педагогической экспертизы учебных пособий по православной культуре для школ еще предстоит обсуждать с Министерством образования и науки, Российской академией образования. Деятельность научно-методического экспертного совета должна стать составной частью единой системы экспертной деятельности Русской Православной Церкви, в том числе согласовываться с деятельностью Издательского Совета, который в настоящее время занимается построением системы общецерковной экспертизы всех православных изданий.

Для того чтобы Синодальный отдел мог представить Министерству образования и науки полный перечень учебников и пособий, официально одобренных Церковью, все учебники и пособия, которые сегодня уже используются в школах России для изучения православной культуры — а это уже более сотни наименований — должны пройти соответствующую церковную экспертизу.

В декабре прошлого года научно-методический экспертный совет рекомендовал учебник по основам православной культуры, разработанный группой педагогов под общим руководством профессора МДА протодиакона Андрея Кураева, для преподавания этого предмета в рамках федерального экспериментального проекта 2010–2012 годов. Серия учебных пособий, разработанная профессором Л.Л. Шевченко, рекомендована в качестве дополнительной учебно-методической литературы.

Было принято решение и о подготовке учебной программы и методического пособия для учителя по этому экспериментальному курсу «Основы православной культуры».
В настоящее время отдел ведет работу по развитию учебно-методического обеспечения преподавания православной культуры в общеобразовательной школе, включая вопросы подготовки новых пособий и полных учебно-методических комплектов по всем годам обучения. С этой целью в отделе будет создан методический кабинет православной культуры, на базе которого сможет работать соответствующая группа церковных и светских специалистов.

В октябре прошлого года Синодальный отдел провел совещание по вопросам преподавания основ православной культуры в общеобразовательной школе в рамках эксперимента по введению новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». В совещании участвовали представители епархий, органов управления образованием, институтов повышения квалификации учителей, Российской академии образования. Совместно удалось выработать основные методологические принципы участия Церкви в эксперименте на уровне регионов.

Для реализации церковно-государственных соглашений в регионах и контроля за их исполнением было рекомендовано создание координационных советов епархий и регионального органа управления образованием, а также епархиальных комиссий по проекту, назначение куратора проекта в епархии, персонально ответственного за ведение всех работ и взаимодействие со специалистами Синодального отдела. Оправданным было бы заключение дополнительного соглашения между епархиями и региональными органами управления образованием по вопросам реализации данного проекта.

Епархиальная комиссия, ответственная за реализацию проекта, призвана активно участвовать в каждом этапе проекта: в отборе школ и свободном выборе в них учебных предметов духовно-нравственной направленности родителями школьников, в выборе педагогов и их подготовке с участием специалистов епархии, отработке процедуры получения ими церковной рекомендации. В каждой епархии, а при возможности и в районах (благочиниях), городах, должно быть создано методическое объединение учителей православной культуры. Епархиальным комиссиям необходимо также курировать организацию курсов для педагогов, которым предстоит в ближайшее время преподавать этот предмет, и при необходимости оказывать им посильную помощь. В решении всех этих вопросов мы рекомендуем опираться на положения согласованного ранее на федеральном уровне «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и епархии РПЦ». Данное соглашение было направлено в региональные органы управления образованием в 2007 г. (письмо директора Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И.И. Калины № 03-1584 от 13.07.2007 г.).
Епархиальные комиссии призваны контролировать ситуацию с проведением федерального эксперимента и иметь объективную и полную информацию по всем вопросам. Необходимо наладить взаимодействие со средствами массовой информации по освещению проведения экспериментального проекта, с общественностью, с другими традиционными конфессиями — участниками проекта в регионе. Очень важна организация информационно-разъяснительной работы с родителями учащихся, знакомство их с примерным содержанием предмета по православной культуре (как экспериментального курса, так и в целом по всем годам обучения), с основными требованиями к знаниям и практическим умениям учащихся. Нельзя упустить из виду организацию церковного и общественного мониторинга за ходом и результатами федерального проекта на региональном уровне во взаимодействии с другими традиционными конфессиями.

Для участников совещания были подготовлены методические рекомендации с развернутым освещением всех этих и других вопросов, касающихся участия епархии в проекте. Вся эта работа проводится с целью минимизировать различные риски в ходе проведения столь значимого эксперимента.

Еще раз особо хочу сказать о важности взаимодействия Синодального отдела с епархиальными отделами религиозного образования и катехизации. Задачи, которые ставятся перед Церковью в сфере образования, невозможно решить без заинтересованности епархиальных отделов образования. Синодальный отдел призван осуществлять общее руководство и координацию деятельности епархиальных отделов образования, и для достижения положительных результатов должна быть проявлена готовность к общению с обеих сторон.
Особое внимание в работе отдела будет уделено правовому обеспечению системы православного образования. Нам предстоит разработать современную правовую базу деятельности отдела в области образования по следующим направлениям:
• церковная аккредитация православных учебных заведений;
• научно-методическая экспертиза и присвоение грифа Отдела религиозного образования и катехизации православно ориентированной учебной литературе;
• разработка типовых уставов православных учебных заведений;
• подготовка типовых форм договоров епархий с различными структурами о сотрудничестве в сферах образования, духовно-нравственной, культурно-просветительской деятельности, патриотического воспитания.

Необходимостью стало проведение юридической службой отдела консультаций по правовым вопросам для руководителей учебных заведений, оказание необходимой помощи в составлении документов, а также проведение контроля за соблюдением законодательства при осуществлении образовательной деятельности православными учебными заведениями.

Епископ Зарайский Меркурий.

Публикуется в сокращении.

27 февраля 2010 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи