iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Сделать понятным опыт богообщения

Основной задачей развития миссионерского служения Русской Православной Церкви сегодня является создание евхаристических общин, то есть таких общин братьев и сестер во Христе, которые осознают свою ответственность перед Богом, Церковью и людьми в необходимости всеобщего свидетельства, всеобщей молитвы и всеобщего участия в таинствах Церкви. Все это невозможно без разрешения одного из главных противоречий нашей современной церковной действительности — православное богослужение для достаточной части наших прихожан остается непонятным. Люди могут годами посещать богослужения, даже и не подозревая, что слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело», то есть дело не одних только священнослужителей, но всех верных чад Божиих, собирающихся в храме за богослужением.

Наше богослужение назидательно, в каждом молитвословии, строчке стихиры или тропаря канона содержится богатство нашей веры, которому не должно пребывать под спудом нашего непонимания. Но проблема заключается в том, что народ привыкает к тому, что богослужение свято, но непонятно. Часто насаждается такая точка зрения, согласно которой «простому народу» не обязательно вникать в суть происходящего за богослужением, главное — присутствовать, а понимание — это удел «профессионалов». Понятно, что с точки зрения православного предания такая позиция не выдерживает никакой критики. Тем не менее сила инерции, противящаяся просвещению людей, велика, и сегодня нужно предпринимать немало усилий только лишь для того, чтобы доказать необходимость осмысленного участия всех верных в богослужении.

К сожалению, в историческом развитии Церкви была практически полностью утрачена огласительная практика, полноценное и постепенное научение готовящихся ко Святому Крещению основам православной веры. Сегодня предпринимаются попытки эту практику возродить. Множится количество приходов и священнослужителей, которые стремятся относиться к подготовке принятия таинства со всей долей ответственности. Тем не менее проблема остается — значительная часть православных христиан остается оторванной от понимания богослужения и, соответственно, от осмысленного участия в нем.

«Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (утвержденная на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года и рекомендованная епархиальным преосвященным и священнослужителям в качестве руководства при организации епархиальной и приходской миссионерской работы) — первый общецерковный документ в новейшей истории, говорящий о необходимости возрождения огласительной практики Церкви и указывающий на каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации. В Концепции также говорится о том, что «ради облегчения вхождения и пребывания невоцерковленного человека в Церкви целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений, в которые были бы внесены элементы катехизации».

Миссионерское богослужение — одна из форм миссионерства. И здесь сразу необходимо уточнить: миссионерское богослужение — это, прежде всего «технический» термин, который вовсе не говорит о том, что совершается принципиально новое богослужение. Литургия в Церкви, прежде всего Божественная, и на это должно обращать внимание всех участников богослужения.

Расскажем о накопленном опыте совершения подобных богослужений. 14 апреля 2005 года в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна была совершена Литургия Преждеосвященных Даров с комментариями. Литургия Преждеосвященных Даров — одно из наиболее сложных и непонятных для прихожан богослужений. Практика совершения подобного богослужения с разъяснениями дала возможность постепенно пояснить необходимость совершения Литургии в вечернее время. Многие приходы постепенно возвращаются к древней традиции совершения Литургии Преждеосвященных Даров вечером, так как это соответствует литургическому преданию Церкви и, что немаловажно, дает возможность принять участие в богослужении работающим людям, которые в утреннее время при всем желании не имеют возможности участвовать в богослужении.

Подобная практика совершения богослужения с комментариями не стала отличительной особенностью миссионерских усилий Белгородской епархии. Протоиерей Всеволод Чаплин неоднократно делился опытом совершения подобных богослужений в молодежной среде, что давало возможность разъяснять смысл совершаемых священнодействий и молитв, призывая всех собравшихся к активному участию в богослужении. Миссионерское богослужение усилиями сотрудников епархиального миссионерского отдела совершается также в Смоленской епархии.

10 февраля 2008 года в ходе серии презентаций «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» в Екатеринбургской епархии Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста с комментариями была совершена в Вознесенском храме г. Екатеринбурга. Богослужение совершалось при большом стечении молящихся и вызвало живой отклик духовенства и мирян Екатеринбургской епархии.

Если говорить о практическом осуществлении миссионерского богослужения, то необходимо отметить, что выбор места для разъяснения богослужения основан на святоотеческом наследии и литургическом предании Православной Церкви. Святитель Иннокентий Московский в своем «Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру» пишет о необходимости хотя бы краткой проповеди перед началом всякого богослужения. Следующая возможная проповедь после евангельского чтения также освящена церковным преданием. Святой мученик Иустин Философ, описывая совершение евхаристического богослужения, подчеркивает значимость и необходимость проповеди после чтения Священного Писания.

Возможность произнесения поучений за богослужением основывается также на евхаристических беседах апостола Павла: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» (Деян. 20, 7–11). Евхаристические беседы апостола Павла стали основой для развития литургического чина, в который вошла его доксологическая формулировка: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие святого Духа...» (2 Кор. 13, 13).

И третья возможность для произнесения поучения — время после пения запричастного стиха, когда в большинстве храмов и произносится проповедь.

Следующая отличительная особенность миссионерского богослужения — это возможность использования различных национальных языков при чтении Священного Писания. Чтение Священного Писания является кульминационной частью литургии оглашенных, то есть той части литургии, которая преимущественно направлена на вовлечение в благодатную церковную жизнь всех желающих соделаться христианами. И здесь опять-таки необходимо обращение к святоотеческому опыту. Кирилло-Мефодиевское наследие Церкви говорит не только о возможности, но и о необходимости использования различных богослужебных языков. Святитель Иннокентий Московский всякий раз наставлял миссионеров в необходимости изучения национальных языков просвещаемых народов и, соответственно, в необходимости перевода Священного Писания на эти языки. Возможность использования разных богослужебных языков при чтении Священного Писания — это всегдашний миссионерский опыт Церкви, который неизменно использовался всеми великими миссионерами.

Миссионерское богослужение ни в коем случае невозможно навязать. Его совершение возможно лишь там, где это действительно необходимо и где встречаются сложности с организацией катехизаторской работы во внебогослужебное время. Каждый священнослужитель вправе сам решать, как часто стоит ему совершать подобные богослужения. Возможно, что некоторые части миссионерского богослужения, и особенно проповедь после чтения Священного Писания, станут отличительной особенностью всякого богослужения, если на то будет желание духовенства.

Миссионерское богослужение только по своему наименованию кажется чем-то новым, на самом деле это возвращение к хорошо забытому «старому» — необходимости постоянно проповедовать и разъяснять значение и смысл православного богослужения.


27 июня 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи