выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Лука в Переславле-Залесском
Биография святителя Луки, особо почитаемого святого нового времени, охватывает разные регионы России и сопредельных государств. Она словно суровой нитью связывает Архангельск и Ташкент, Тамбов и Читу, Красноярск и Керчь. Переславль-­Залесский — ближайшее к Москве место жительства и врачебной деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого. Благодаря исследованиям последних десятилетий выявилась особая значимость переславского периода в жизни святителя Луки. Неслучайно в Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского в 2023 году открылся музей святителя Луки. Директор музея Екатерина Игоревна Каликинская, кандидат биологических наук, член Общества православных врачей, член Союза писателей России, рассказывает о вновь открывшихся фактах в биографии святителя. PDF-версия.    
22 мая 2025 г. 16:30
Подвиг веры в блокадном Ленинграде
Все дальше уходит от нас время Великой Отечественной войны, однако память о ней продолжает жить в сердцах людей. И хотя ежегодно появляются новые научные исследования о войне, остаются еще темы, недостаточно изученные историками. Религиозная жизнь блокированной с суши Северной столицы России составляет важную страницу ее истории. Не имея представления о ней, трудно понять, чем же держался город, ведь помощь извне была очень мала. До сих пор недостаточно освещено участие блокадного духовенства в укреплении духа защитников Ленинграда. Среди страха, голода, страданий измученной паствы священники православных храмов показывали примеры удивительной стойкости, христианского терпения и выдержки. Они поддерживали и ободряли прихожан, не давая погаснуть надежде на то, что не будет оставлен и побежден народ русский, что их соборная молитва окажется услышана и город выстоит. Именно вера являлась тем источником, откуда черпали силы многие защитники и жители города. Поведение духовенства и мирян блокадного Ленинграда можно назвать гражданским подвигом. PDF-версия.
15 мая 2025 г. 13:30
Церковь
Епископ Ирийский Даниил (Александров) 15.09.1930 — 26.04.2010
ЦВ № 15-16 (436-437) август 2010 /  11 июня 2010 г.
версия для печати версия для печати

Отошел ко Господу Преосвященный Даниил, епископ Ирийский, викарий Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей по окормлению старообрядцев

26 апреля 2010 г. в городе Ири (штат Пенсильвания, США )после продолжительной болезни отошел ко Господу Преосвященный Даниил, епископ Ирийский, викарий Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей по окормлению старообрядцев.


Будущий епископ Дмитрий Борисович Александров родился 15 сентября 1930 г. в Одессе в семье военного. Его дед со стороны матери был губернатором Аляски во времена императорской России. В 1938 г. отец Дмитрия Александрова был арестован большевиками и расстрелян.

Во время войны Одесса в 1944 г. была оккупирована румынской армией. В этот период Дмитрий начал активно участвовать в церковной жизни и петь в хоре. В том же году его мать вместе с ним была вынуждена уехать в Румынию.

После окончания войны они жили в лагере для беженцев в Австрии, а в 1949 г. переселились в США, в штат Нью-Джерси. Здесь Дмитрий знакомится с известным старообрядческим иконописцем Пименом Софроновым. У него он учится древней технике иконописи и вместе с ним ездит по приходам, расписывая храмы.
Позднее Дмитрий Александров поступил на учебу в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, которую окончил с отличием в 1958 г.

В 1965 г. митрополит Филарет (Вознесенский) рукополагает Дмитрия Александрова во иерея. Отец Дмитрий окормляет единоверцев в поселке Чураевка (штат Коннектикут), одновременно занимаясь иконописью и церковной архитектурой. Ему принадлежат проект Иоанно- Предтеченского собора в столице США Вашингтоне, иконостасы в Коренной пустыни в Магопаке, Троицком храме в городе Вайнленде, Свято-Владимирского храма-памятника на Владимирской горке, Покровского храма в Пало-Алто и другие. В 1969 г. он начинает издавать журнал «Наследие », посвященный вопросам церковного искусства.

Отец Дмитрий принимает большое участие в преодолении разделения Русской Церкви со старообрядцами. Его перу принадлежит проект резолюции, которая впоследствии была принята на III Всезарубежном Соборе Русской Зарубежной Церкви в 1974 г., резолюция о снятии прещений со старообрядцев. Благодаря этой резолюции в 1983 г. одна из самых больших старообрядческих общин за пределами России — в честь Рождества Христова в городе Ири (штат Пенсильвания) — присоединилась к Русской Зарубежной Церкви.
В 1988 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей принимает решение хиротонисать отца Дмитрия во епископа Ирийского. Это второе за 300 лет посвящение епископа для окормления старообрядцев (первое — св. новомученика Симона (Шлеева)). Перед хиротонией о. Дмитрий принимает монашеский постриг с именем Даниил. Хиротония была совершена 26 августа 1988 г., и тогда же епископ Даниил переезжает в Ири.

Епископа Даниила, человека с гениальными и разнообразными талантами, можно назвать православным «человеком Ренессанса». Помимо иконописи и архитектуры, он был ведущим знатоком знаменного распева, отличным переводчиком (кроме прочего, он переводил на русский язык басни Эзопа), автором литературных произведений и эрудированным богословом, знатоком канонических правил и церковной истории. Он мог не только разработать проект иконостаса или паникадила, но и собрать это металлическое паникадило, а также сам занимался резьбой по дереву.

Будучи близко знаком как со старым, так и с новым обрядами, владыка Даниил считал, что представление о различии между ними сильно преувеличено. Он любил говорить, что это не два разных обряда, а две разновидности одного и того же обряда.
Владыка Даниил видел большую опасность в тенденции среди некоторых православных, в том числе и представителей епископата, предсказывания «последних времен». Он напоминал о прямом запрещении Господа «испытывать времена и лета»: «Тем не менее находятся умники, которые пытаются установить время Второго пришествия и конца мира. При этом некоторые представляют чудовищно наивное оправдание: о дне, мол, и часе рассуждать запрещено, но можно рассуждать о годе и месяце».

Небезынтересны высказывания приснопамятного владыки относительно благодати и безблагодатности (из Докладной записки епископа Даниила Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей от 14/27 апреля 1998 г., архив издательства «Русский пастырь»): «Будет крайней смелостью, чтобы не сказать больше, утверждать, что “где-то нет никакой благодати”, т.е. требовать от Бога, чтобы Он не смел оказывать милость определенным людям. Понятия “безблагодатность” нет в Книге правил. Оно мне не встречалось у святых отцов».

До воссоединения двух частей Русской Церкви епископ Даниил неофициально приезжал в Россию, посещал единоверцев и молился вместе с ними. И российские единоверцы неоднократно посещали владыку в Ири. В отношении Московского Патриархата епископ Даниил давно, еще в годы воинствующего безбожия, считал, что между ним и Зарубежной Церковью должно быть установлено евхаристическое общение, однако он боялся, что если, помимо такого общения, будет еще и «присоединение», то Зарубежная Церковь может быть поглощена и может потерять свойственный ей дух свободы и соборности. После подписания «Акта о каноническом общении » в мае 2007 г. к нему в Ири приезжали посланники одной из раскольнических групп и пытались его убедить к ним присоединиться и вместе с «епископом» Агафангелом Пашковским создать собственный Синод. Епископ Даниил отверг все эти предложения и остался верен Русской Зарубежной Церкви.

По характеру владыка всегда был прост и доступен в общении, у него не было никаких личных амбиций, жил он очень скромно, был прямолинеен и лишен какого-либо притворства. На отпевании владыки Даниила один иеромонах отметил: «Жизнь епископа Даниила нам показывает, что священнослужитель Церкви Христовой не должен быть конформистом, человекоугодником или искателем выгоды».

Теперь он предстоит перед Тем, Кому Одному старался угождать в течение своего служения.

Отпевание новопреставленного епископа Даниила было совершено в праздник Преполовения в старообрядческом Христорождественском храме епископами Георгием Мейфильдским и Иеронимом Манхеттенским.

Господь да упокоит душу новопреставленного Своего служителя Преосвященного епископа Даниила.

Протоиерей Петр Перекрестов,
Сан-Франциско, США
 

11 июня 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи