выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Церковь
Фото Василия Нестеренко
ЦВ № 4 (401) февраль 2009 /  20 февраля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Круглый стол памяти митрополита Питирима (Нечаева)

Семнадцатого февраля в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошел круглый стол «Роль издательской деятельности в укреплении церковно-государственных и общественных связей» памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). Участниками и гостями круглого стола стали люди, в течение многих лет знавшие митрополита Питирима, продолжающие его дело по сохранению духовного наследия Церкви. Мероприятие состоялось в рамках XVII Международных Рождественских Образовательных Чтений.

Открыл круглый стол председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев. В своем приветственном слове он отметил, что митрополиту Питириму Русская Православная Церковь «фактически обязана возрождением издательской деятельности в труднейший период своей истории». Он представил участникам встречи сборник воспоминаний о владыке Питириме «Преданный служитель Церкви», опубликованный Издательским Советом Русской Православной Церкви.

С докладом на тему «Церковно-археологические музеи России. Прошлое, настоящее и будущее» выступил Савва Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России. Признавая непростые отношения между Церковью и музейным сообществом нашей страны, он отметил значительный вклад музейных работников в возрождение Русской Православной Церкви и воссоздании ее храмов в последние десятилетия.

В то же время известный реставратор рассказал о бедственном положении многих древних храмов, памятников русской церковной культуры. Так, например, «памятники истории и культуры Пскова – одного из древнейших русских городов... пришли в состояние полного упадка. Псков, возрождённый после войны замечательными архитекторами-реставраторами, сейчас являет не менее печальное зрелище, чем в июле 1944 года». Ссылаясь на опыт своего сотрудничества с митрополитом Питиримом, Савва Ямщиков призвал к совместным действиям Церкви и музейного сообщества по сохранению памятников русской православной культуры.

Евгений Полищук, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии, сделал доклад на тему «Церковь и общество» на страницах «Журнала Московской Патриархии». Генеральный директор Фонда «Наследие митрополита Питирима» Виктор Егоров и его заместитель Валентин Осипов рассказали о деятельности Фонда по сохранению наследия владыки, коснулись проблем современного книгоиздания.

В работе круглого стола также приняли участие президент Клуба меценатов и благотворителей России Евгений Ряпов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе протоиерей Владимир Ригин, племянник митрополита Питирима Сергей Нечаев. В выступлениях прозвучало много теплых слов о почившем владыке.

Участники встречи познакомились с работами фотохудожника Анатолия Жданова «Памяти владыки Питирима», посмотрели новый фильм режиссера Олега Воинова «И душа с душою говорит», также посвященный памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского. В заключение в домовом храме Издательского Совета свт. Иосифа Волоцкого была отслужена лития, на которой все присутствующие смогли помолиться о упокоении души митрополита Питирима.

Митрополит Питирим (в миру – Нечаев Константин Владимирович) родился 8 января 1926 г. в городе Мичуринске Тамбовской области в семье священника Владимира Нечаева. Окончив в 1943 году среднюю школу, будущий архипастырь поступил в Московский институт инженеров транспорта. Одновременно стал церковнослужителем Богоявленского Кафедрального собора в Елохове, где с 1945 года являлся старшим иподиаконом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. В 1951 году он окончил Московскую Духовную академию. В 1952 году был рукоположен во диакона, в 1954 году – во иерея. В 1959 году в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество и наречен Питиримом. В том же году возведен в сан архимандрита.

С 1962 года архимандрит Питирим являлся ответственным редактором "Журнала Московской Патриархии" и председателем редакционной коллегии сборника "Богословские труды". 23 мая 1963 года возведен в сан епископа Волоколамского, викария Московской епархии, назначен председателем Издательского Отдела Московской Патриархии. В 1971 году возведен в сан архиепископа. 30 декабря 1986 года возведен в сан митрополита с титулом "Волоколамский и Юрьевский".

Благодаря деятельности владыки Питирима Русской Православной Церкви удалось наладить на очень высоком уровне издательское дело. Митрополит Питирим являлся крупным церковным ученым, чьи интересы лежали, главным образом, в области истории Церкви и церковного искусства. В различных журналах и сборниках митрополит Питирим опубликовал более 70 богословских статей и ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству.
 

Анна Курская
20 февраля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00