iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
На Рождественских чтениях обсудили проблемы прославления святых и почитания новомучеников в современных исторических условиях
Сегодня, 26 января, в рамках конференции «Прославление и почитание святых. Новомученики и исповедники Церкви Русской и их почитание в России и Зарубежье» в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась широкая экспертная дискуссия по вопросам канонизации святых и почитания уже прославленных в лике новомучеников и исповедников угодников Божиих. С развернутыми сообщениями, приуроченными к 100-летию трагических революционных событий, выступили секретарь Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии монахиня Мелетия (Панкова) – о первомученике Иоанне Царскосельском (Кочурове; + 1917); член Союза писателей России Артем Маркелов – о первых новомучениках Вятской земли протоиерее Павле Дернове и трех его сыновьях (+ 1918); член Комиссии по канонизации святых Симферопольской и Крымской епархии протодиакон Василий Марущак – о святителе Антонии Абашидзе (+ 1942); настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игумения Домника (Коробейникова) – о верных слугах августейшего семейства последнего российского императора генерале Илье Татищеве (+1918) и наставнике юного цесаревича матросе Клементии Нагорном (+1918).
26 января 2017 г. 19:45
Церковь
Протоиерей Павел Адельгейм. Фото Льва Шлосберга
6 августа 2013 г.
версия для печати версия для печати

Убит священник Павел Адельгейм

5 августа 2013 года рядом с храмом свв. Константина и Елены в Пскове убит священник Павел Адельгейм.

Его последняя проповедь была посвящена пророку Илие. И в этой проповеди отец Павел размышлял о святости: «В святых осуществился замысел Божий. Они стяжали богоподобие, к которому призван человек. В них живет надежда, что среди суеты и пустоты наших повседневных забот каждому открыта возможность состояться по замыслу Божьему. Сегодня мы чтим память пророка и молимся, чтобы коими весть путями помог нам Бог пронести в себе Его образ через земную жизнь и сберечь свое сокровище для вечности».

Жизнь отца Павла прервалась внезапно. Несколько дней назад по рекомендации своей знакомой он принял в дом молодого человека из Москвы. Вчера они сидели на кухне и разговаривали, как вдруг молодой человек набросился на отца Павла и убил его ударом ножа прямо в сердце. Затем он дважды ударил ножом себя. По словам очевидцев, напавший на отца Павла кричал, что убить священника ему велел сатана.

Убийца задержан и находится в больнице. Известно, что это москвич по имени Сергей Пчелинцев, 1986 года рождения. Возбуждено уголовное дело.

В биографии отца Павле отразилась трагедия России ХХ века. Его отец был репрессирован и расстрелян в сентябре 1942 г., мать, Татьяна Никаноровна, также получила срок в 1946 г.

После того как мать арестовали, он жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане, позднее был послушником в Киево-Печерской лавре. В 1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. Исключён игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен архиепископом Ермогеном (Голубевым) во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в г. Каган Узбекской ССР священником в 1964 году. В 1969 году построил новый храм. И за это (а также за распространение самиздата) арестован и осуждён по ст. 190' (клевета на Советскую власть), приговорен к трём годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях, где его связывали теплые доверительные отношения с епархиальными архиереями, проявлявшими к нему и его исповедничеству искреннее уважение.

С 1976 года протоиерей Павел Адельгейм служил в Псковской епархии.

 Отец Павел в конце 1980-х годов играл заметную роль в общественной жизни Пскова, он даже был выдвинут кандидатом в депутаты на выборах в Верховный Совет в 1991 году. Отец Павел организовал общеобразовательную православную школу регентов на 40 детей при храме свв. Жен Мироносиц, приют для детей с задержкой умственного развития при храме апостола Матфея в селе Писковичи, для сирот-инвалидов. Дом отца Павла был также всегда открыт для всех, он принимал всех желающих, работал с самыми трудными детьми с любовью и долготерпением.

Было бы неверно умолчать о давнем конфликте отца Павла с правящим архиереем епархии митрополитом Евсевием. Результатом этого конфликта стало судебное разбирательство в гражданском суде и в суде общецерковном.

В 2002 году отец Павел издал книгу «Догмат о Церкви в канонах и практике», в которой предпринял попытку проанализировать свое противостояние с архиереем. За этот труд он попал под огонь критики. Это противостояние усилилось в 2008 году, когда отец Павел опубликовал ряд публицистический статей.

20 марта 2003 г. на отца Павла было совершено первое покушение. Его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Скорость была небольшой, и это спасло священника от неминуемой гибели. Но заключение экспертов было однозначным: авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

В 2009 года, после своего 70-летия, отец Павел завел блог в «Живом журнале» (http://adelgeim.livejournal.com/) и регулярно писал там свои проповеди и дневниковые записи. За три дня до гибели священник написал в нем пророческий текст, процитировав Пушкина — «Дни наши сочтены не нами…». Пост был посвящен цели христианской жизни.

Его книги и статьи порой носили острый полемический характер, но жизнь Церкви всегда была главным предметом его размышлений: «Без любви единство лишено церковного содержания. Если нет любви, общение осуществляется вне Бога. Только «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нём». Любовь определяет «церковность» единства, которое созидается посредством любви – взаимного прощения, терпения, смирения, верности – тех царственных сил духа, которые называет апостол в посланиях «К Коринфянам» и «К Галатам». Плоды этого духа - свобода и милость, кротость и мир, радость и вера. Святоотеческий принцип взаимоотношений всегда полагал единство в главном, свободу во второстепенном, а во всём – любовь».

 Отпевание  Павла Адельгейма состоится в четверг, 8 августа, во Пскове, в храме Св. Жен-мироносиц.

 

 

Евгений Стрельчик
6 августа 2013 г.
Ключевые слова: Павел Адельгейм
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи