iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Церковь
Протоиерей Павел Адельгейм. Фото Льва Шлосберга
6 августа 2013 г.
версия для печати версия для печати

Убит священник Павел Адельгейм

5 августа 2013 года рядом с храмом свв. Константина и Елены в Пскове убит священник Павел Адельгейм.

Его последняя проповедь была посвящена пророку Илие. И в этой проповеди отец Павел размышлял о святости: «В святых осуществился замысел Божий. Они стяжали богоподобие, к которому призван человек. В них живет надежда, что среди суеты и пустоты наших повседневных забот каждому открыта возможность состояться по замыслу Божьему. Сегодня мы чтим память пророка и молимся, чтобы коими весть путями помог нам Бог пронести в себе Его образ через земную жизнь и сберечь свое сокровище для вечности».

Жизнь отца Павла прервалась внезапно. Несколько дней назад по рекомендации своей знакомой он принял в дом молодого человека из Москвы. Вчера они сидели на кухне и разговаривали, как вдруг молодой человек набросился на отца Павла и убил его ударом ножа прямо в сердце. Затем он дважды ударил ножом себя. По словам очевидцев, напавший на отца Павла кричал, что убить священника ему велел сатана.

Убийца задержан и находится в больнице. Известно, что это москвич по имени Сергей Пчелинцев, 1986 года рождения. Возбуждено уголовное дело.

В биографии отца Павле отразилась трагедия России ХХ века. Его отец был репрессирован и расстрелян в сентябре 1942 г., мать, Татьяна Никаноровна, также получила срок в 1946 г.

После того как мать арестовали, он жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане, позднее был послушником в Киево-Печерской лавре. В 1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. Исключён игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен архиепископом Ермогеном (Голубевым) во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в г. Каган Узбекской ССР священником в 1964 году. В 1969 году построил новый храм. И за это (а также за распространение самиздата) арестован и осуждён по ст. 190' (клевета на Советскую власть), приговорен к трём годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях, где его связывали теплые доверительные отношения с епархиальными архиереями, проявлявшими к нему и его исповедничеству искреннее уважение.

С 1976 года протоиерей Павел Адельгейм служил в Псковской епархии.

 Отец Павел в конце 1980-х годов играл заметную роль в общественной жизни Пскова, он даже был выдвинут кандидатом в депутаты на выборах в Верховный Совет в 1991 году. Отец Павел организовал общеобразовательную православную школу регентов на 40 детей при храме свв. Жен Мироносиц, приют для детей с задержкой умственного развития при храме апостола Матфея в селе Писковичи, для сирот-инвалидов. Дом отца Павла был также всегда открыт для всех, он принимал всех желающих, работал с самыми трудными детьми с любовью и долготерпением.

Было бы неверно умолчать о давнем конфликте отца Павла с правящим архиереем епархии митрополитом Евсевием. Результатом этого конфликта стало судебное разбирательство в гражданском суде и в суде общецерковном.

В 2002 году отец Павел издал книгу «Догмат о Церкви в канонах и практике», в которой предпринял попытку проанализировать свое противостояние с архиереем. За этот труд он попал под огонь критики. Это противостояние усилилось в 2008 году, когда отец Павел опубликовал ряд публицистический статей.

20 марта 2003 г. на отца Павла было совершено первое покушение. Его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Скорость была небольшой, и это спасло священника от неминуемой гибели. Но заключение экспертов было однозначным: авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

В 2009 года, после своего 70-летия, отец Павел завел блог в «Живом журнале» (http://adelgeim.livejournal.com/) и регулярно писал там свои проповеди и дневниковые записи. За три дня до гибели священник написал в нем пророческий текст, процитировав Пушкина — «Дни наши сочтены не нами…». Пост был посвящен цели христианской жизни.

Его книги и статьи порой носили острый полемический характер, но жизнь Церкви всегда была главным предметом его размышлений: «Без любви единство лишено церковного содержания. Если нет любви, общение осуществляется вне Бога. Только «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нём». Любовь определяет «церковность» единства, которое созидается посредством любви – взаимного прощения, терпения, смирения, верности – тех царственных сил духа, которые называет апостол в посланиях «К Коринфянам» и «К Галатам». Плоды этого духа - свобода и милость, кротость и мир, радость и вера. Святоотеческий принцип взаимоотношений всегда полагал единство в главном, свободу во второстепенном, а во всём – любовь».

 Отпевание  Павла Адельгейма состоится в четверг, 8 августа, во Пскове, в храме Св. Жен-мироносиц.

 

 

6 августа 2013 г.
Ключевые слова: Павел Адельгейм
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00