выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Церковь
Протоиерей Павел Адельгейм. Фото Льва Шлосберга
6 августа 2013 г.
версия для печати версия для печати

Убит священник Павел Адельгейм

5 августа 2013 года рядом с храмом свв. Константина и Елены в Пскове убит священник Павел Адельгейм.

Его последняя проповедь была посвящена пророку Илие. И в этой проповеди отец Павел размышлял о святости: «В святых осуществился замысел Божий. Они стяжали богоподобие, к которому призван человек. В них живет надежда, что среди суеты и пустоты наших повседневных забот каждому открыта возможность состояться по замыслу Божьему. Сегодня мы чтим память пророка и молимся, чтобы коими весть путями помог нам Бог пронести в себе Его образ через земную жизнь и сберечь свое сокровище для вечности».

Жизнь отца Павла прервалась внезапно. Несколько дней назад по рекомендации своей знакомой он принял в дом молодого человека из Москвы. Вчера они сидели на кухне и разговаривали, как вдруг молодой человек набросился на отца Павла и убил его ударом ножа прямо в сердце. Затем он дважды ударил ножом себя. По словам очевидцев, напавший на отца Павла кричал, что убить священника ему велел сатана.

Убийца задержан и находится в больнице. Известно, что это москвич по имени Сергей Пчелинцев, 1986 года рождения. Возбуждено уголовное дело.

В биографии отца Павле отразилась трагедия России ХХ века. Его отец был репрессирован и расстрелян в сентябре 1942 г., мать, Татьяна Никаноровна, также получила срок в 1946 г.

После того как мать арестовали, он жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане, позднее был послушником в Киево-Печерской лавре. В 1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. Исключён игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен архиепископом Ермогеном (Голубевым) во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в г. Каган Узбекской ССР священником в 1964 году. В 1969 году построил новый храм. И за это (а также за распространение самиздата) арестован и осуждён по ст. 190' (клевета на Советскую власть), приговорен к трём годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях, где его связывали теплые доверительные отношения с епархиальными архиереями, проявлявшими к нему и его исповедничеству искреннее уважение.

С 1976 года протоиерей Павел Адельгейм служил в Псковской епархии.

 Отец Павел в конце 1980-х годов играл заметную роль в общественной жизни Пскова, он даже был выдвинут кандидатом в депутаты на выборах в Верховный Совет в 1991 году. Отец Павел организовал общеобразовательную православную школу регентов на 40 детей при храме свв. Жен Мироносиц, приют для детей с задержкой умственного развития при храме апостола Матфея в селе Писковичи, для сирот-инвалидов. Дом отца Павла был также всегда открыт для всех, он принимал всех желающих, работал с самыми трудными детьми с любовью и долготерпением.

Было бы неверно умолчать о давнем конфликте отца Павла с правящим архиереем епархии митрополитом Евсевием. Результатом этого конфликта стало судебное разбирательство в гражданском суде и в суде общецерковном.

В 2002 году отец Павел издал книгу «Догмат о Церкви в канонах и практике», в которой предпринял попытку проанализировать свое противостояние с архиереем. За этот труд он попал под огонь критики. Это противостояние усилилось в 2008 году, когда отец Павел опубликовал ряд публицистический статей.

20 марта 2003 г. на отца Павла было совершено первое покушение. Его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Скорость была небольшой, и это спасло священника от неминуемой гибели. Но заключение экспертов было однозначным: авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

В 2009 года, после своего 70-летия, отец Павел завел блог в «Живом журнале» (http://adelgeim.livejournal.com/) и регулярно писал там свои проповеди и дневниковые записи. За три дня до гибели священник написал в нем пророческий текст, процитировав Пушкина — «Дни наши сочтены не нами…». Пост был посвящен цели христианской жизни.

Его книги и статьи порой носили острый полемический характер, но жизнь Церкви всегда была главным предметом его размышлений: «Без любви единство лишено церковного содержания. Если нет любви, общение осуществляется вне Бога. Только «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нём». Любовь определяет «церковность» единства, которое созидается посредством любви – взаимного прощения, терпения, смирения, верности – тех царственных сил духа, которые называет апостол в посланиях «К Коринфянам» и «К Галатам». Плоды этого духа - свобода и милость, кротость и мир, радость и вера. Святоотеческий принцип взаимоотношений всегда полагал единство в главном, свободу во второстепенном, а во всём – любовь».

 Отпевание  Павла Адельгейма состоится в четверг, 8 августа, во Пскове, в храме Св. Жен-мироносиц.

 

 

6 августа 2013 г.
Ключевые слова: Павел Адельгейм
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи