выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 3 (376) февраль 2008 /  13 февраля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Православный Интернет: нужна новая площадка для диалога

В рамках XVI Рождественских чтений в течение двух дней под председательством архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа проходила работа секции «Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви».

Каждый год организаторы секции — Сообщество православных веб-разработчиков — улучшают технический уровень ее проведения. Впервые работа секции транслировалась в Интернете в режиме реального времени на медиасервере «Россия Православная», и кто не смог приехать в Москву, получили возможность виртуально участвовать в работе секции.

Секции, посвященные Интернету, проходят на Рождественских чтениях с 1999 года. А собираться авторы православных сайтов начали еще раньше — в 1998 году. Уже три года секция разделена на два дня: первый посвящен теоретическим концептуальным докладам, а второй — мастер-классам и обучающим семинарам. Однако очевидно, что существует слишком большой запрос на обмен опытом тех, кто обеспечивает техническое функционирование сайтов, и перечень тем не укладывается в однодневный формат работы. Получилось, что обсуждение новейших технологий сайтостроительства, систем видео- и конференцсвязи, интернет-телевещания заняло большую часть времени и в первый день работы секции.

Концептуальных выступлений было три. Главный редактор каталога «Православное христианство.ру» Иван Мазуренко в выступлении под названием «Православный Интернет в цифрах и фактах» привел результаты своего статистического исследования. На сегодняшний день в православном Рунете насчитывается 3300 сайтов. Прирост аудитории православного сегмента Рунета за 2007 год составил 14%, что совпадает с приростом аудитории Рунета в целом. За год открылись 570 новых православных сайтов, из них 11 — сайты епархий. Самая большая среднемесячная аудитория у интернет-журнала Сретенского монастыря «Православие.ру» — 500 000 посетителей. В числе наиболее интересных открывшихся в прошедшем году сайтов Иван Мазуренко назвал порталы «Татьянин день» (www.taday.ru), «Россия Православная» (www.orthomedia.ru), «Богослов.ру» (www.bogoslov.ru); справочные ресурсы — кольцо сайтов «От Пасхи до Пасхи» (www.paskha.ru), электронную версию «Православной энциклопедии» (www.pravenc.ru), Каталог православных СМИ (www.ormedia.ru); миссионерские проекты — «Духовник.ру» (www.duhovnik.ru) и «Суеверие.нет» (www.sueverie.net).

Главный редактор сайта «Православие и мир» Анна Данилова в докладе «Проблемы православного Рунета» назвала в числе главных проблему авторского права и этики взаимоотношений редакций православных Интернет-СМИ между собой. Часть своего доклада она посвятила проблеме «киберсквоттинга» (захвата доменов с целью их дальнейшей перепродажи). Анна Данилова также обратила внимание на то, что существует целый ряд замороженных православных проектов, открытие которых было очень широко разрекламировано, но реальная работа так и не началась (в частности, был назван сайт Синодального отдела по делам молодежи «Обретенное поколение»).

Представитель Миссионерского форума диакона Андрея Кураева Виктор Судариков в своем выступлении «Миссионерский форум: за и против» привел статистику форума и назвал плюсы и минусы православных виртуальных сообществ в деле миссии и внутрицерковного общения. На сегодняшний день на форуме Кураева зарегистрировано 11500 пользователей. Одновременно в режиме онлайн на форуме в среднем общаются от 500 до 1000 участников. Виктор Судариков рассказал, что один из главных положительных итогов работы форума — объединение «форумчан» для реальных дел. Это и совместная молитва, и деятельность Фонда помощи форума, и участие в работе организации «Курский вокзал: бездомные дети».

За два дня работы секции были также затронуты вопросы освоения Интернета детьми, проблемы управления и администрирования сайтов, продвижения сайтов в поисковых системах, поиска и обработки изображений для иллюстрирования сайтов и многие другие. Всего в работе секции принимало участие 130 человек, не считая следивших за трансляцией по Интернету.

На форуме православных веб-разработчиков участники горячо благодарили организаторов: «Уровень организации секции, подбор докладов — просто восторг, и поклон всем организаторам».

Однако если посмотреть повестку дня крупных мероприятий, посвященных развитию Интернета в России, таких как «Российский Интернет-форум», очевидно, что многие вопросы, важные для развития православных ресурсов и миссии в Интернете, остались за кадром. Это широкий спектр проблем, связанных с авторским правом и этикой, информационная безопасность, контекстная реклама, пользовательский контент, медийная конвергенция, вопросы русского языка в Интернете и так далее.

В 2008 году стало окончательно ясно, что одной секции Рождественских чтений для обсуждения всех проблем, связанных с Интернетом, недостаточно. Необходима новая площадка, на которой встречались бы руководители крупных православных интернет-проектов (таких как «Православие.ру», «Патриархия.ру», «Православие и мир», «Татьянин день» и другие), епархиальных сайтов, модераторы православных сообществ в блогах и на форумах.

Ксения Лученко
13 февраля 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00