iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Церковь
Семинар преподавателей иконописи в Высоко-Петровском монастыре, март 2011.
23 марта 2011 г. 16:20
версия для печати версия для печати

Преподаватели иконописи озабочены возможной утратой канона в церковном искусстве

МОСКВА. Руководители и преподаватели иконописных школ и факультетов церковных учебных заведений, собравшиеся 22 марта на семинар в Высоко-Петровском монастыре, призвали к сохранению традиций православного иконописания. Вел круглый стол ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин.

«Опасность для Церкви сегодня представляет обмирщение: постоянные попытки подменить церковное нецерковным и в богословии, и в иконописании. Об иконе говорят и пишут все кому не лень; при этом никто не берет на себя труд и обязанность сопоставить свое мнение с мнением Церкви, а следовательно, не чувствует никакой ответственности за ложь в своих высказываниях», - отметили участники заседания.

Среди искусствоведов широко распространена позиция, что канона в иконе нет и никогда не было. В результате на статьях и книгах, отражающих подобную точку зрения, могут «образовываться» студенты и те, кто хочет приобщиться к православной культуре...

Особое внимание участники семинара обратили на учебное пособие – труд Л.А. Успенского «Богословие иконы Православной Церкви», который, по их оценке, достаточно глубоко, цельно и разносторонне раскрывает основы богословия образа и взгляд Церкви на священные изображения. Успенский достоверно описывает становление и историческое развитие иконописания.

«Автор доказательно раскрывает утверждение о том, что икона содержит в себе догматическое учение Церкви и является носителем вероучительного содержания. Наглядно демонстрируя тесную взаимосвязь богослужения Православной Церкви и священных образов, Успенский показывает, что основные богослужебные тексты и иконография едины в своем содержании», - отметили участники межвузовского круглого стола.

Отдельные части монографии, в которых автор недостаточно точно выразил церковную позицию или определения частных понятий, при этом «не искажают церковного взгляда на икону и иконописание».

Современные иконописцы назвали труд Успенского «основополагающим в деле выявления церковной позиции и базовым для преподавания в церковных учебных заведениях». «Перед нами стоит задача дополнять и творчески развивать богословие образа», - заключили собравшиеся.

В работе семинара приняли участие архимандрит Лука (Головков), протоиерей Александр Салтыков, Ирина Кеслер, Екатерина Шеко и другие преподаватели иконописи (факультетов церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного гуманитарного института «Со-действие», кафедры изобразительного искусства философско-богословского факультета Православного института св. апостола Иоанна Богослова, Иконописной школы при Московской Духовной Академии и иконописной школы имени прп. Алипия Печерского).

Участники круглого стола также выступили за создание организации, которая объединит преподавателей иконописных факультетов церковных вузов России.

«Общее мнение по поводу обсуждаемых вопросов очень необходимо всем нам не только для выявления православного понимания иконы, но и для верной ориентации студентов в образовательном процессе», - говорится в итоговом обращении.

23 марта 2011 г. 16:20
Ключевые слова: иконопись, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи