iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Церковь
Семинар преподавателей иконописи в Высоко-Петровском монастыре, март 2011.
23 марта 2011 г. 16:20
версия для печати версия для печати

Преподаватели иконописи озабочены возможной утратой канона в церковном искусстве

МОСКВА. Руководители и преподаватели иконописных школ и факультетов церковных учебных заведений, собравшиеся 22 марта на семинар в Высоко-Петровском монастыре, призвали к сохранению традиций православного иконописания. Вел круглый стол ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин.

«Опасность для Церкви сегодня представляет обмирщение: постоянные попытки подменить церковное нецерковным и в богословии, и в иконописании. Об иконе говорят и пишут все кому не лень; при этом никто не берет на себя труд и обязанность сопоставить свое мнение с мнением Церкви, а следовательно, не чувствует никакой ответственности за ложь в своих высказываниях», - отметили участники заседания.

Среди искусствоведов широко распространена позиция, что канона в иконе нет и никогда не было. В результате на статьях и книгах, отражающих подобную точку зрения, могут «образовываться» студенты и те, кто хочет приобщиться к православной культуре...

Особое внимание участники семинара обратили на учебное пособие – труд Л.А. Успенского «Богословие иконы Православной Церкви», который, по их оценке, достаточно глубоко, цельно и разносторонне раскрывает основы богословия образа и взгляд Церкви на священные изображения. Успенский достоверно описывает становление и историческое развитие иконописания.

«Автор доказательно раскрывает утверждение о том, что икона содержит в себе догматическое учение Церкви и является носителем вероучительного содержания. Наглядно демонстрируя тесную взаимосвязь богослужения Православной Церкви и священных образов, Успенский показывает, что основные богослужебные тексты и иконография едины в своем содержании», - отметили участники межвузовского круглого стола.

Отдельные части монографии, в которых автор недостаточно точно выразил церковную позицию или определения частных понятий, при этом «не искажают церковного взгляда на икону и иконописание».

Современные иконописцы назвали труд Успенского «основополагающим в деле выявления церковной позиции и базовым для преподавания в церковных учебных заведениях». «Перед нами стоит задача дополнять и творчески развивать богословие образа», - заключили собравшиеся.

В работе семинара приняли участие архимандрит Лука (Головков), протоиерей Александр Салтыков, Ирина Кеслер, Екатерина Шеко и другие преподаватели иконописи (факультетов церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного гуманитарного института «Со-действие», кафедры изобразительного искусства философско-богословского факультета Православного института св. апостола Иоанна Богослова, Иконописной школы при Московской Духовной Академии и иконописной школы имени прп. Алипия Печерского).

Участники круглого стола также выступили за создание организации, которая объединит преподавателей иконописных факультетов церковных вузов России.

«Общее мнение по поводу обсуждаемых вопросов очень необходимо всем нам не только для выявления православного понимания иконы, но и для верной ориентации студентов в образовательном процессе», - говорится в итоговом обращении.

23 марта 2011 г. 16:20
Ключевые слова: иконопись, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00