iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Церковь
Семинар преподавателей иконописи в Высоко-Петровском монастыре, март 2011.
23 марта 2011 г. 16:20
версия для печати версия для печати

Преподаватели иконописи озабочены возможной утратой канона в церковном искусстве

МОСКВА. Руководители и преподаватели иконописных школ и факультетов церковных учебных заведений, собравшиеся 22 марта на семинар в Высоко-Петровском монастыре, призвали к сохранению традиций православного иконописания. Вел круглый стол ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин.

«Опасность для Церкви сегодня представляет обмирщение: постоянные попытки подменить церковное нецерковным и в богословии, и в иконописании. Об иконе говорят и пишут все кому не лень; при этом никто не берет на себя труд и обязанность сопоставить свое мнение с мнением Церкви, а следовательно, не чувствует никакой ответственности за ложь в своих высказываниях», - отметили участники заседания.

Среди искусствоведов широко распространена позиция, что канона в иконе нет и никогда не было. В результате на статьях и книгах, отражающих подобную точку зрения, могут «образовываться» студенты и те, кто хочет приобщиться к православной культуре...

Особое внимание участники семинара обратили на учебное пособие – труд Л.А. Успенского «Богословие иконы Православной Церкви», который, по их оценке, достаточно глубоко, цельно и разносторонне раскрывает основы богословия образа и взгляд Церкви на священные изображения. Успенский достоверно описывает становление и историческое развитие иконописания.

«Автор доказательно раскрывает утверждение о том, что икона содержит в себе догматическое учение Церкви и является носителем вероучительного содержания. Наглядно демонстрируя тесную взаимосвязь богослужения Православной Церкви и священных образов, Успенский показывает, что основные богослужебные тексты и иконография едины в своем содержании», - отметили участники межвузовского круглого стола.

Отдельные части монографии, в которых автор недостаточно точно выразил церковную позицию или определения частных понятий, при этом «не искажают церковного взгляда на икону и иконописание».

Современные иконописцы назвали труд Успенского «основополагающим в деле выявления церковной позиции и базовым для преподавания в церковных учебных заведениях». «Перед нами стоит задача дополнять и творчески развивать богословие образа», - заключили собравшиеся.

В работе семинара приняли участие архимандрит Лука (Головков), протоиерей Александр Салтыков, Ирина Кеслер, Екатерина Шеко и другие преподаватели иконописи (факультетов церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного гуманитарного института «Со-действие», кафедры изобразительного искусства философско-богословского факультета Православного института св. апостола Иоанна Богослова, Иконописной школы при Московской Духовной Академии и иконописной школы имени прп. Алипия Печерского).

Участники круглого стола также выступили за создание организации, которая объединит преподавателей иконописных факультетов церковных вузов России.

«Общее мнение по поводу обсуждаемых вопросов очень необходимо всем нам не только для выявления православного понимания иконы, но и для верной ориентации студентов в образовательном процессе», - говорится в итоговом обращении.

23 марта 2011 г. 16:20
Ключевые слова: иконопись, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Протопресвитер Владимир Диваков
В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе ­Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Пат­риархии». В рубрике «Человек Церкви» будут пуб­ликоваться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00