iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Церковь
Семинар преподавателей иконописи в Высоко-Петровском монастыре, март 2011.
23 марта 2011 г. 16:20
версия для печати версия для печати

Преподаватели иконописи озабочены возможной утратой канона в церковном искусстве

МОСКВА. Руководители и преподаватели иконописных школ и факультетов церковных учебных заведений, собравшиеся 22 марта на семинар в Высоко-Петровском монастыре, призвали к сохранению традиций православного иконописания. Вел круглый стол ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин.

«Опасность для Церкви сегодня представляет обмирщение: постоянные попытки подменить церковное нецерковным и в богословии, и в иконописании. Об иконе говорят и пишут все кому не лень; при этом никто не берет на себя труд и обязанность сопоставить свое мнение с мнением Церкви, а следовательно, не чувствует никакой ответственности за ложь в своих высказываниях», - отметили участники заседания.

Среди искусствоведов широко распространена позиция, что канона в иконе нет и никогда не было. В результате на статьях и книгах, отражающих подобную точку зрения, могут «образовываться» студенты и те, кто хочет приобщиться к православной культуре...

Особое внимание участники семинара обратили на учебное пособие – труд Л.А. Успенского «Богословие иконы Православной Церкви», который, по их оценке, достаточно глубоко, цельно и разносторонне раскрывает основы богословия образа и взгляд Церкви на священные изображения. Успенский достоверно описывает становление и историческое развитие иконописания.

«Автор доказательно раскрывает утверждение о том, что икона содержит в себе догматическое учение Церкви и является носителем вероучительного содержания. Наглядно демонстрируя тесную взаимосвязь богослужения Православной Церкви и священных образов, Успенский показывает, что основные богослужебные тексты и иконография едины в своем содержании», - отметили участники межвузовского круглого стола.

Отдельные части монографии, в которых автор недостаточно точно выразил церковную позицию или определения частных понятий, при этом «не искажают церковного взгляда на икону и иконописание».

Современные иконописцы назвали труд Успенского «основополагающим в деле выявления церковной позиции и базовым для преподавания в церковных учебных заведениях». «Перед нами стоит задача дополнять и творчески развивать богословие образа», - заключили собравшиеся.

В работе семинара приняли участие архимандрит Лука (Головков), протоиерей Александр Салтыков, Ирина Кеслер, Екатерина Шеко и другие преподаватели иконописи (факультетов церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного гуманитарного института «Со-действие», кафедры изобразительного искусства философско-богословского факультета Православного института св. апостола Иоанна Богослова, Иконописной школы при Московской Духовной Академии и иконописной школы имени прп. Алипия Печерского).

Участники круглого стола также выступили за создание организации, которая объединит преподавателей иконописных факультетов церковных вузов России.

«Общее мнение по поводу обсуждаемых вопросов очень необходимо всем нам не только для выявления православного понимания иконы, но и для верной ориентации студентов в образовательном процессе», - говорится в итоговом обращении.

23 марта 2011 г. 16:20
Ключевые слова: иконопись, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00