iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Церковь
Семинар преподавателей иконописи в Высоко-Петровском монастыре, март 2011.
23 марта 2011 г. 16:20
версия для печати версия для печати

Преподаватели иконописи озабочены возможной утратой канона в церковном искусстве

МОСКВА. Руководители и преподаватели иконописных школ и факультетов церковных учебных заведений, собравшиеся 22 марта на семинар в Высоко-Петровском монастыре, призвали к сохранению традиций православного иконописания. Вел круглый стол ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин.

«Опасность для Церкви сегодня представляет обмирщение: постоянные попытки подменить церковное нецерковным и в богословии, и в иконописании. Об иконе говорят и пишут все кому не лень; при этом никто не берет на себя труд и обязанность сопоставить свое мнение с мнением Церкви, а следовательно, не чувствует никакой ответственности за ложь в своих высказываниях», - отметили участники заседания.

Среди искусствоведов широко распространена позиция, что канона в иконе нет и никогда не было. В результате на статьях и книгах, отражающих подобную точку зрения, могут «образовываться» студенты и те, кто хочет приобщиться к православной культуре...

Особое внимание участники семинара обратили на учебное пособие – труд Л.А. Успенского «Богословие иконы Православной Церкви», который, по их оценке, достаточно глубоко, цельно и разносторонне раскрывает основы богословия образа и взгляд Церкви на священные изображения. Успенский достоверно описывает становление и историческое развитие иконописания.

«Автор доказательно раскрывает утверждение о том, что икона содержит в себе догматическое учение Церкви и является носителем вероучительного содержания. Наглядно демонстрируя тесную взаимосвязь богослужения Православной Церкви и священных образов, Успенский показывает, что основные богослужебные тексты и иконография едины в своем содержании», - отметили участники межвузовского круглого стола.

Отдельные части монографии, в которых автор недостаточно точно выразил церковную позицию или определения частных понятий, при этом «не искажают церковного взгляда на икону и иконописание».

Современные иконописцы назвали труд Успенского «основополагающим в деле выявления церковной позиции и базовым для преподавания в церковных учебных заведениях». «Перед нами стоит задача дополнять и творчески развивать богословие образа», - заключили собравшиеся.

В работе семинара приняли участие архимандрит Лука (Головков), протоиерей Александр Салтыков, Ирина Кеслер, Екатерина Шеко и другие преподаватели иконописи (факультетов церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного гуманитарного института «Со-действие», кафедры изобразительного искусства философско-богословского факультета Православного института св. апостола Иоанна Богослова, Иконописной школы при Московской Духовной Академии и иконописной школы имени прп. Алипия Печерского).

Участники круглого стола также выступили за создание организации, которая объединит преподавателей иконописных факультетов церковных вузов России.

«Общее мнение по поводу обсуждаемых вопросов очень необходимо всем нам не только для выявления православного понимания иконы, но и для верной ориентации студентов в образовательном процессе», - говорится в итоговом обращении.

23 марта 2011 г. 16:20
Ключевые слова: иконопись, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00