iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Церковь
Участники экспедиции с настоятелем монастыря архимандритом Ефремом в монастыре Ватопед
24 января 2018 г. 15:53
версия для печати версия для печати

В Храме Христа Спасителя обсудили проблемы подготовки современных пастырей

В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы». Как решить эти проблемы размышляли священники, психологи, педагоги.

Открывая мероприятие, канд. пед. наук и доцент Московской Духовной Академии и Семинарии игумен Киприан (Ященко) обратил внимание присутствующих на то, что сегодня одной из проблем подготовки пастырей в духовных учебных учреждениях стал некоторый перекос в увеличении часов гуманитарного образования в ущерб пастырско-богословским дисциплинам. «Интеграция в европейское образовательное пространство привела к тому, что наше богословие претерпевает довольно большое изменение, особенно с практической стороны. По нашим данным гуманитарная подготовка современных семинаристов в несколько раз превышает по часам профессиональную, служебную подготовку. И, выходя из семинарии, ее выпускники практически не подготовлены к пастырской деятельности. Это ненормально, т. к. для нас важнее вера и те способы и формы исповедания своей веры, которые несет в своем служении священник через совершение Таинств, служение людям и Богу», - отметил игумен.
По словам психолога Натальи Скуратовской, три года преподававшей в Хабаровской духовной семинарии курс практическая пастырская психология, еще одна проблема в том, что знания семинаристов не переходят в практический пастырский опыт, если в семинарии не уделяется должное внимание пастырской практике. Кроме того, по ее мнению, традиционная система обучения там построена таким образом, что не способствует формированию культуры мышления и культуры дискуссии, нет практики диалога с враждебно настроенной к Церкви стороной, поэтому многие студенты и выпускники семинарий не способны аргументированно выступить от имени Церкви, вместо этого объявляя любые критические замечания «информационной войной» и «нападками на Церковь». Наталья Скуратовская также столкнулась с тем, что большинство семинаристов не умениют говорить проповедь от сердца, а не как заученный текст. Хотя и изучают риторику и гомилетику.
Исполняющий обязанности ректора Воронежской духовной семинарии, декан пастырского факультета священник Роман Ткачев напомнил участникам круглого стола, что в XIX веке критические замечания в адрес духовных школ высказывал и святитель Феофан Затворник. Несмотря на то, что прошло более ста лет, на некоторые из них стоит обратить внимание и сегодня. В частности, святитель говорил о том, что богословие как наука не притягивает будущего пастыря к Церкви, а, наоборот, отторгает от нее. Чтобы этого не происходило, необходимо изменить сам подход к богословию и к целям богословия. «Цель богословия - это не просто узнать что-то новое (к чему стремится светская наука), а усвоить вечное», - писал святитель Феофан. «При этом святитель уточнял, что сама методика преподавания должна быть такой, что человек, слушая ту или иную дисциплину, назидался бы в вере и в его сердце пробуждалось горячее желание служить Богу, не оставляя его равнодушным», - отметил отец Роман. Кроме того, святой призывал переместить центр тяжести воспитания будущего пастыря из класса в храм, чтобы церковная служба в распорядке дня семинариста занимала первое, а не второстепенное место.
И наконец, один из ключевых моментов воспитания в духовной школе, по мнению святителя, это то, что должно быть  личностное общение педагога со студентом. «У нас большое количество студентов и малое число преподавателей, и все держат дистанцию. Но если провести опрос студентов, они скажут, что отношения между педагогами и студентами формализованы. За редким исключением, нет необходимой любви и заботы. В свою очередь, святитель Феофан уделял студентам значительную часть своего личного времени», - заключил выступающий. Между тем, святитель Феофан уделял студентам значительную часть своего личного времени, придумывая, чем полезным их занять, вкладывая в их воспитание свою душу.
Доктор Бостонского и Афинского университетов, психолог-психотерапевт, протоиерей Афанасий Мелиссарис (Греция) сделал два доклада на темы: «Особенности пастырского служения в апостасийные времена» и «Как передать опыт лучших пастырей студентам духовных школ».
Поскольку отец Афанасий не только священник, но и практикующий психолог, в своем выступлении он рассматривал заявленные темы также и в психолого-терапевтическом аспекте. В современной жизни, когда происходит отступление человека от Бога - и это главная проблема- разрыв отношений с Создателем рождает и все остальные проблемы, сказал священник. «И если ты не живешь полноценной духовной жизнью, то ты духовно нездоров», - напомнил он. Духовное нездоровье приводит к депрессии, которая может стать серьезным препятствием для молитвы, участия в церковной жизни, в Таинствах и т. д. По мнению выступающего, такое состояние рождает угрызение совести, и человек чувствует себя виновным перед Богом. Это может привести к самобичеванию, заниженной самооценке и нравственной деградации. В этом случае священнику необходимо учитывать психологическое состояние обратившегося к нему человека, постараться его понять. Чтобы помочь неизлечимо больному или пожилым людям, впавшим в слабоумие, «современный пастырь должен хорошо разбираться в болезнях и знать психологическое состояние больного.
Для этого необходимо большое терпение и любовь к страдающим в болезни», - подчеркнул отец Афанасий. К слову, его мысль о понимании сложного душевного состояния обращающегося к священнику человека стала лейтмотивом его докладов. Во втором докладе отец Афанасий изложил основные психологические инструменты, которые необходимо освоить, по его мнению, будущему пастырю. В частности, к ним относятся - исследование (для оказания действенной помощи человеку, нужно понимание его психологического состояния), принятие (как научиться принимать другого таким, каков он есть, со всеми слабостями и недостатками), слушание (искусство слушания - это искусство молчания), методичность , воля, уподобление и др. В ходе выступления докладчик подробно остановился на содержании каждого из них.
Отец Афанасий лично знал Афонского старца, преподобного Паисия Святогорца и написал о нем пять книг. Поэтому закономерен был и вопрос к нему игумена Киприана: «Как старцу Паисию удавалось вдохновить каждого пришедшего к нему за помощью, развеять его печаль, скорбь, вселить уверенность в себя? Как научиться этому студентам духовных школ, какие качества в себе нужно развить?».
«У него была простота, которой нет у нас, - ответил отец Афанасий.- Он был примером пастырской заботы. Многие знания о человеческой душе старец обрел благодаря своему духовному опыту, а не из книг. Он также обладал способностью самопознания, отдавая себе отчет в том, каков он на самом деле, а не то, что говорят о нем другие. Все шли к нему, т. к. видели в нем образ Божий».
Отец Киприан также рассказал участникам круглого стола, что минувшим летом группа студентов разных духовных школ (из Санкт-Петербурга, Москвы и Воронежа), в течение 20 дней пребывала на Афоне, собирая материал о жизни старца Паисия, встречаясь с теми, кто его знал, с его родственниками, с духовными чадами. «Перед ними была поставлена задача хотя бы один день прожить без ропота, без гнева, в труде и молитве, как жил святой Паисий всю свою жизнь. Почти каждый вечер ребята, собираясь вместе, вслух читали «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонаха Исаака или беседовали на тему добродетели дня», - сказал игумен Киприан. Это паломничество стало попыткой донести свидетельства о святой жизни преподобного Паисия до наших современников, чтобы помочь им осмыслить свою жизнь. И судя по отзывам молодых людей, у каждого из них появилось желание воспитать в себе ту или иную добродетель старца, которая особенно запала ему в душу. Одному стяжать любовь и мудрость, другому научиться упованию на Бога и настоящей вере, третьего поразила жертвенность преподобного, четвертый был тронут его даром утешать, а кто-то почерпнул такую добродетель, как радость.
Кульминацией этого паломничества стало восхождение на Святую гору Афон. По словам игумена Киприана, в этом году паломничество студентов духовных школ на Афон планируется повторить.

 

 

 

24 января 2018 г. 15:53
Ключевые слова: семинария, молодежь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05