iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь

Ситуацию изменит молодежь

Пять лет назад в Московской духовной академии был введен новый предмет — «Миссиология». Руководитель миссионерского отдела МДАиС иеромонах Пантелеимон (Бердников), который ведет занятия по этому предмету, ответил на вопросы «Церковного вестника».

— Отец Пантелеимон, расскажите, как построен курс, каковы его цели и задачи?

— В 1994 году было принято решение о возрождении миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. В течение 70 лет советской власти это направление было практически забыто, а ведь апостольское служение — это главное назначение Церкви.

Обучение студентов предмету «Миссиология» строится по трем направлениям. Во-первых, речь идет о богословской стороне миссии. Во-вторых, изучается история миссионерской деятельности, при этом особое внимание уделяется духовному наследию православных миссионеров, которое представляет собой уникальную ценность не только для Русской Православной Церкви, но и для христиан всего мира. Третий компонент — современная миссионерская деятельность. Это направление мы считаем приоритетным и сотрудничаем со многими известными священниками. Из тех, кто сегодня активно занимается миссионерской деятельностью, могу отметить протоиерея Артемия Владимирова, профессора МДА Алексея Ильича Осипова, диакона Андрея Кураева, протоиерея Димитрия Смирнова, протоиерея Аркадия Шатова. Главное — дать нашим студентам не только основы теоретических знаний, но и практические навыки, чтобы потом они самостоятельно могли нести слово Божие людям, приводить их ко Христу. Очень часто молодые священники имеют хорошую теоретическую базу, но не могут четко и аргументировано изложить свое мнение — опыта не хватает, есть какая-то внутренняя боязнь, скованность. Поэтому мы учим наших студентов умению правильно вести диалог, отстаивать свою точку зрения, находить взвешенную позицию при общении с сектантами.

Третий год в нашей семинарии занимаются 12 студентов из Китая, четыре — из КНДР и двое — из Индонезии. Они специально приехали для обучения в Россию. По сути дела, это будущее православное духовенство этих стран.

— Как на практике студенты учатся вести миссионерскую деятельность?

— Наши студенты проводят беседы во всех учебных заведениях Сергиева Посада. Миссионерский хор ездит по разным городам и выступает с духовными и патриотическими песнопениями. Недавно они вернулись из Ульяновской и Ярославской областей. Несколько наших студентов и священник были в экспедиции на Чукотке. Летом прошлого года мы вместе с хором побывали в Абхазии. Ездили по воинским частям, освящали военную технику, крестили и причащали военнослужащих. Кроме того, при подворье Лавры и в Хотьковском монастыре действуют трехгодичные катехизаторские курсы для мирян. Их посещает более 150 человек.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь?

— Православное миссионерство никогда не было навязчивым и агрессивным, его отличает особый дух. Поэтому мы стараемся учить студентов на примере наших подвижников, просветителей, в простоте и смирении совершавших великий подвиг самоотвержения во имя Божие. Но, к сожалению, многое из того, что могло бы использоваться в процессе обучения, сегодня недоступно. Некоторые достойные внимания издания до сих пор не переведены на русский язык, в частности, больше хотелось бы иметь греческих книг на эту тему. Сейчас готовится к выпуску биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви. На мой взгляд, это очень нужное и своевременное издание.

— Как вы оцениваете современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви?

— Пока еще возрождение миссионерской деятельности идет медленно и недостаточно активно. Старому поколению священников и мирян трудно преодолеть инерцию тех лет, когда церкви были закрыты. Многие по-прежнему ограничиваются только проповедями, совершением Таинств, а за пределы храма не выходят. Нет привычки, желания, да и навыки не заложены. Такая Церковь не может быть подлинно миссионерской. Но сразу исправить эту ситуацию невозможно. Ставку нужно делать на молодые кадры — более активные и подготовленные. Но, к сожалению, реформа духовной школы несколько оторвана от реальной жизни и идет научным путем. Конечно, современный священник должен быть разносторонне развитым, грамотным человеком. Но нужно находить разумный компромисс, сочетая теорию с практикой, соединяя миссионерское служение и научную деятельность.

Беседовала Светлана Рябкова.

2 мая 2004 г.
Ключевые слова: МДА
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59