С 4 по 8 июня в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке прошла конференция на тему «Рим, Константинополь и Кентербери — Церкви-Матери?». В центре внимания ее участников был вопрос о понимании первенства и высшего иерархического авторитета во Вселенской Церкви. Организатором конференции выступило православно-англиканское Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия Радонежского, отмечающее в этом году свое 80-летие.В конференции приняли участие богословы и иерархи, представлявшие Православную, Римско-Католическую и Англиканскую Церкви.
Среди православных докладчиков были митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат) и епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.
На второй день работы конференции епископ Иларион выступил с докладом на тему «Православное понимание примата и соборности». Как отметил докладчик, «в силу разных исторических обстоятельств Православная Церковь никогда не имела и до настоящего времени не имеет единой административной структуры управления. “Первым среди равных” в ряду Предстоятелей Поместных Православных Церквей признается Патриарх Константинопольский, который с византийских времен носит титул “Вселенского”, однако ни данный титул, ни первенство чести не дают Константинопольскому Патриарху никаких юрисдикционных прав вне пределов своего собственного Патриархата».
По мнению представителя Русской Церкви, «принцип примата в православной традиции наиболее полно выражен на уровне отдельной епархии, где верховная власть принадлежит епископу, управляющему епархией в согласии с клиром и мирянами. Принцип соборности, напротив, наиболее полно выражен на уровне Поместной Церкви, управляемой собором архиереев во главе с соборно избранным Предстоятелем. На всеправославном уровне принцип примата вообще до конца не уяснен, а принцип соборности существует без каких-либо стабильных механизмов его воплощения в жизнь». В римско-католической традиции, напротив, «принцип примата находит наиболее полное выражение в служении Римского епископа, чья юрисдикция распространяется на все без исключения подразделения этой Церкви: каноническая власть прочих епископов вытекает из власти Римского первосвященника как преемника Петра».
По окончании доклада представитель Московского Патриархата ответил на многочисленные вопросы слушателей.
7 июня с докладом на пленарном заседании выступил митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат). Его доклад был посвящен критическому анализу документа, одобренного Смешанной комиссией по православно-католическому диалогу в Равенне осенью 2007 года. Отметив, что этот документ был принят в отсутствие Русской и Болгарской Православных Церквей, митрополит Каллист особо подчеркнул, что в документе 34-е Апостольское правило, посвященное примату на региональном уровне (т.е. на уровне группы епархий, объединенных в митрополию), используется применительно к первенству во Вселенской Церкви.
На конференции также прозвучали доклады: «28-е правило IV Вселенского Собора» (митрополит Северо-Американский Филипп, Антиохийская Православная Церковь), «Примат в англиканской традиции» (каноник Роберт Райт, профессор церковной истории Высшей богословской семинарии), «Примат и приматы в Православной Церкви» (проф. протоиерей Джон Эриксон, Православная Церковь в Америке), «Примат, авторитет и общение» (свящ. Уорен Танге, Епикопальная Церковь США), «Примат и экклезиология» (игумен Иона Паффхаусен, настоятель монастыря св. Иоанна Шанхайского, Православная Церковь в Америке), «Священное Писание и евангелизация в Америке» (свящ. Патрик-Генри Риардон, главный редактор журнала «Touchstone»).
В течение всех дней конференции в храме во имя Трех святителей Свято-Владимирской академии совершалась Божественная литургия. 5 июня, в праздник Вознесения Господня, служение Божественной литургии возглавил митрополит Диоклийский Каллист. 6 и 8 июня литургию возглавлял епископ Иларион, которому сослужили ректор семинарии, профессор протоиерей Иоанн Бэр, декан протоиерей Чад Хатфилд и другие преподаватели семинарии в священном сане.