iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священный Синод образовал новую епархию, подвел черту под важным подготовительным этапом к Архиерейскому собору и принял ряд ключевых кадровых решений
На состоявшемся вчера, 24 декабря, заседании Священный Синод подвел черту под подготовкой к запланированному на 2 – 3 февраля 2016г. Архиерейскому собору и принял ряд важных кадровых решений. Приняты (в виде проектов) регламент Собора, его повестка дня и программа работы, составы мандатной, редакционной и счетной комиссий, а также кандидатура секретаря, которые поступят на рассмотрение самому соборному заседанию. Помимо членов Священного Синода, которые согласно Уставу Русской Православной Церкви составляют президиум Архиерейского собора, в состав последнего дополнительно включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.
25 декабря 2015 г. 14:40
Синод Украинской Православной Церкви принял ряд важных кадровых и структурных решений
Вчера, 16 сентября, в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Синод принял несколько важных кадровых решений. В связи с избранием Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия на киевскую кафедру он освобожден от должности председателя Церковного Суда. На это место назначен Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Управляющим Черновицко-Буковинской епархией стал Преосвященный архиепископ Хотинский Мелетий. Викарным Хотинским епископом Черновицко-Буковинской епархии, в свою очередь, определено быть наместнику Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря архимандриту Евсевию (Дудке). Наместником этой обители назначен архимандрит Серафим (Дудка).
17 сентября 2014 г. 16:30
Церковь
Митрополит Волоколамский Иларион
ЦВ № 13-14 (434-435) июль 2010 /  16 июля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Волоколамский Иларион: В процедуре возвращения из раскола не должно быть ничего унизительного

Первое заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления состоялось в марте этого года в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. На этом заседании были определены приоритетные темы для дальнейшей работы комиссии. В июле Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви подводят первые итоги своей работы. Мы публикуем фрагменты из выступления Митрополита Владимира на первом заседании комиссии и интервью заместителя председателя комиссии митрополита Волоколамского Илариона о преодолении расколов в Православной Церкви.

— Ваше Высокопреосвященство, в рамках Межсоборного присутствия действует комиссия по расколам, где Вы являетесь заместителем председателя. Какие задачи стоят перед комиссией и можно ли говорить о первых результатах ее работы?
— Прежде всего, комиссия обратилась к изучению исторических прецедентов расколов и их преодоления; на этом основании строится выработка и систематизация общих критериев суждения о расколах; наконец, в соответствии с этими критериями готовятся конкретные предложения по преодолению расколов и порядку возвращения в Церковь тех, кто от нее отделился.
25 марта в Успенской Киево-Печерской Лавре состоялось первое заседание комиссии под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Проводятся встречи рабочих групп. Сформулированы приоритетные для нас темы, идет их изучение и разработка. Члены комиссии активно обмениваются мнениями по электронной почте и работают над проектами документов.

— Когда Вы говорите об общих критериях суждения о расколах, что имеется в виду?
— Церковные разделения имеют не одинаковую природу, и не всякое из них является расколом. Например, в истории неоднократно случалось, что части той или иной Поместной Церкви длительное время находились вне общения друг с другом по причинам исторического или политического толка. Например, игнатиане и фотиане в Константинопольской Церкви IX в.: противостояние между ними в немалой степени поддерживали и обостряли смены политического курса, государственные перевороты. В начале X в. патриарх Николай не признал четвертый брак императора Льва VI, за что был низложен и заменен Патриархом Евфимием: и в этом случае некоторое время имело место церковное разделение. В XIII в. сторонники патриарха Арсения образовали еще одно разделение в Церкви, не признав низложение династии Ласкарей и возвышение новой династии Палеологов.
Возникали церковные разделения и в тяжелых обстоятельствах гонений на Церковь в Советской России: в послереволюционные годы некоторые иерархи вместе с поддержавшими их клириками и мирянами не имели общения с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием.
В таких случаях не следует искать правых и виноватых. Как правило, эти разделения уходят в прошлое вслед за теми историческими причинами, которые их породили. Церковь причислила и патриарха Игнатия, и патриарха Фотия к лику святых, и в Русской Церкви к лику новомучеников и исповедников причислены иерархи и клирики, принадлежавшие к разным «сторонам». Так произошло, например, во взаимоотношениях Русской Православной Церкви в Отечестве с теми из ее чад, кто вынужден был покинуть Россию после политических потрясений первой четверти XX в. В конечном итоге единство исповедания веры, наши общие корни и неповрежденность апостольского Предания, общая молитва верных о единении привели к тому, что единство было восстановлено.
Напротив, раскол — это, прежде всего, ожесточенность сердца: когда человек ставит свои интересы и личные убеждения выше тех незыблемых основ, на которых стоит бытие Церкви как вместилища благодати. В этом случае характерным становится пренебрежение принципом апостольского преемства, которое со времен Пятидесятницы лежит в основе единства церкви, служит одним из исторических гарантов подлинности церковного Предания.

— Как Вы оцениваете перспективы преодоления раскола на Украине?
Преодолению раскола благоприятствует нынешняя ситуация на Украине: широкое распространение расколов в Украине было во многом обусловлено той политической конъюнктурой, которая сейчас на наших глазах уходит в прошлое. Популярность раскола — в его политической ангажированности; она же становится и залогом его недолговечности. Неудивительно, что многие верующие на Украине, оказавшись в тесных рамках раскольнических сообществ, стремятся вернуться в полноту общения с Церковью.
Каждая человеческая душа ценна сама по себе — находится ли она в полноте евхаристического общения с Церковью или скитается на стране далече (Лк. 15, 13). И Церковь, как любящая мать, всегда рада принять к себе своих заблудших чад, с неизменной любовью и кротостью. Поэтому я говорил прежде, и повторяю, что в процедуре возвращения из раскола не должно быть ничего унизительного. Нет никакого унижения в покаянии: покаяние — это обретение человеком его подлинного вечного достоинства и сущности. Об этом должны помнить как возвращающиеся в лоно Церкви, так и те, кто их принимает. От последних требуется особая деликатность и непамятозлобие с тем, чтобы на человеческом уровне процесс возвращения верующих из раскола и их интеграции в жизнь нашей Церкви не унижали их чувства.


— Как председатель ОВЦС, что Вы можете сказать о проблеме противодействия расколам во всеправославном масштабе?
— Очень важно, чтобы иерархи всех поместных Церквей в своем стремлении способствовать уврачеванию расколов в полной мере проявляли солидарность, осознавая нашу общую принадлежность к единой Церкви. У раскольников не должно создаваться ложное впечатление, что они могут получить евхаристическое общение и церковное признание инуде (Ин. 10.1) — без покаяния во грехе раскола, без обращения к разрешительной молитве о них Матери-Церкви, от которой они отделились. То, что церковные расколы, упомянутые мной прежде, не имеют евхаристического общения ни с одной из Православных Поместных Церквей мира, есть прямое свидетельство нашего единомыслия в Духе Святом: это голос соборного разума Церкви.

По материалам официального сайта ОВЦС www.mospat.ru
 

 

16 июля 2010 г.
Ключевые слова: раскол
Также читайте:
церковное управление
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырь добрый
ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА БЕРЛИНСКОГО И ГЕРМАНСКОГО ФЕОФАНА (ГАЛИНСКОГО)  Исполнился год со дня кончины архиепископа Феофана, более четверти века возглавлявшего Берлинскую епархию. Время его архипастырского служения справедливо можно назвать периодом становления и расцвета Русской Православной Церкви в Германии: были подготовлены и рукоположены десятки священников, число приходов превысило сотню, возникли и стали успешно развиваться образовательные, социальные и молодежные проекты. При непосредственном участии архиепископа Феофана именно с Германии начался процесс объединения двух ветвей Русской Церкви, увенчавшийся полным уврачеванием раскола и подписанием в 2007 году «Акта о каноническом общении». Те, кто знал владыку, — от иерархов до прихожан, помнят его как человека прекрасных личных качеств, тонкого ума, широчайшей эрудиции и удивительного такта в общении с людьми. PDF-версия  
14 ноября 2018 г. 15:10