выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Культура
торжества на Васильевском спуске
25 мая 2011 г. 15:03
версия для печати версия для печати

Единство языка – единство культуры. Торжества, посвященные Дням славянской письменности в Москве

24 мая на Васильевском спуске в Москве состоялась официальная церемония открытия Дней славянской письменности и культуры. Праздник, совпадающий с днем тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, отмечается в России уже 25 лет.

Они перевели на славянский Библию

Несмотря на пасмурное утро, к началу праздника небо над Москвой очистилось от туч и выглянуло по-летнему жаркое солнце. Васильевский спуск быстро заполнялся молодыми людьми. Они появились у храма Василия Блаженного еще до того, как из Успенского собора Московского Кремля после Божественной литургии вышел крестный ход. В руках студентов развевались флаги их учебных заведений: Государственный университет управления, Московский экономический институт, Российский православный университет, Российский государственный социальный университет, а также молодежных движений «Вера и слово», «Георгиевцы»...

А кто-то пришел с плакатами, на которых можно было прочитать: «За чистоту русского языка», «Единство духа — единство культуры», «Сегодня День единства славянских народов». Молодые лица, разноцветные флаги, льющаяся с эстрады музыка и майское небо в белоснежных облаках создавали праздничное настроение. Молодежь пританцовывала и подпевала песням Андрея Селиванова, Ольги Арефьевой и Стаса Бартенева.

«Что для вас значит этот день?» — интересуюсь у двух девушек, скромно стоящих в стороне. Серафима и Наталья учатся в ПСТГУ, утром у них нет занятий, и они решили прийти сюда, чтобы послушать проповедь Патриарха и посмотреть концерт.
«Это праздник святых, которые подарили славянским народам азбуку. Для меня это очень важно, потому что я русская и православная», — говорит Серафима.
«Они перевели на славянский язык Библию, и благодаря им на Руси распространилось христианство», — добавляет Наталья. «Я часто бываю на Китай-городе, вижу памятник и вспоминаю о них. Здорово, что существует такой праздник. Потому что нашу культуру необходимо возрождать и поддерживать», — считает Серафима.

По словам Александра, который учится на пятом курсе Перервинской духовной семинарии, святые Кирилл и Мефодий заложили основу духовного развития Российского государства. «Я всё время молюсь им, чтобы они помогали мне в учебе, и они помогают», — признается он.

Галине 65 лет. Она каждый год приходит в этот день на молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, с ними ее связывает нечто личное.
«У меня сын поступил в институт, и ему очень сложно было выступать перед людьми. А этого требовала его будущая профессия. И я постоянно молилась святым Мефодию и Кириллу, чтобы они помогли ему эту скованность преодолеть», - рассказывает женщина. В итоге сын успешно закончил институт, аспирантуру и сегодня уже сам преподает.
Галина уверена, что в этом помогала ее молитва: «Когда человек искренне обращается к святым, они также искренне отвечают на его просьбы и молитвы, особенно материнские. Я до сих пор удивляюсь, что он преодолел в себе природную робость».

Немцы здесь, «русские» там

Такие общенациональные праздники, объединяющие всех, кто считает русский язык своим родным, иногда дарят удивительные встречи. Так случилось и в этот раз. Худенькая фигурка в монашеском облачении привлекла мое внимание... Матушка Амвросия - насельница монастыря святых Царственных страстотерпцев в Дании. Только вчера сошла с трапа самолета. «Я там на послушании уже несколько лет, — рассказывает она, — и каждый раз прилетаю в Москву на этот чудесный праздник».
Матушка рассказывает, что жизнь их монастыря строится вокруг паломников, число которых в последние годы значительно увеличилось. Со всех концов Европы приезжают в монастырь бывшие граждане СССР и России. Среди них много русских немцев.
«В России они ощущали себя немцами, а в Германии — русскими. Многие приняли крещение, воцерковились и стали прихожанами наших православных храмов, — матушка Амвросия оглядывается по сторонам. — Знаете, что мне обидно? Что в такой день мы не носим свою национальную одежду».

Похожие праздники отмечают в Скандинавских странах, в частности в Дании и Норвегии. Эти дни выходные. В Дании День национального единства — 17 мая. Все надевают свои национальные костюмы. Эта традиция передается из поколения в поколение.
«Весь город преображается. Народ становится совсем другим, люди по-другому себя чувствуют. И сразу как-то всё очищается вокруг. Одежда ведь тоже влияет на человека. Может быть, мы больше в храмах должны рассказывать людям о том, что за праздник День святых Кирилла и Мефодия. Напоминать, что и у нас есть национальная одежда, которая преображает человека», — размышляет моя собеседница.

Праздники не только для того, чтобы помнить прошлое

Разговор прерывает колокольный звон. Звонят не только колокола собора Василия Блаженного, но и била, установленные на сцене. Приближается крестный ход из Спасских ворот Кремля. Святейший Патриарх Кирилл служит молебен на стилобате Покровского собора, благословляя всех крестом.
«Ой, девчонки, смотрите, он нас крестит!» — удивленно восклицает одна из молоденьких зрительниц. «А что нам теперь делать?» — говорит ее подружка.

И вот Предстоятель Русской Церкви уже на сцене в окружении государственных мужей. Руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин открывает торжественную часть приветствием Дмитрия Медведева: «Этот праздник напоминает нам об общих истоках славянских языков. Азбука, созданная великими святыми Кириллом и Мефодием, открыла путь просвещению и развитию многогранной славянской культуры, объединила многие народы на протяжении веков. Уверен, что этот праздник и дальше будет служить поводом приобщения молодежи к ценностям родной культуры, воспитания уважительного отношения к своему языку». В том же контексте звучат и выступления вице-премьера  РФ Александра Жукова и мэра Москвы Сергея Собянина.
        
«Праздники существуют не только для того, чтобы помнить прошлое, а чтобы ясно понимать, куда мы идем, и иметь представление о своем будущем как народ и как страна», — начинает свою проповедь Святейший Патриарх Кирилл. Он рассказывает, что недавно рядом с его домом упала огромная 200-летняя сосна, у которой на полметра от земли сгнил ствол. Остальная же часть ствола была очень крепкой. Это - образ того, что происходит с человеком, с семьей, народом, государством, если обрывается связь с корнями. В этом случае не нужно никаких природных катастроф, великая страна развалится за несколько дней, как это было в 90-е годы.
«Для того чтобы не рухнуть как человеку, личности, чтобы не разделиться семье, сохранить народ и государство, нужно сохранять не только плодоносящие ветви и собирать плоды, — продолжает Святейший Патриарх, — не только любоваться мощным стволом, но и заботиться о корнях. Потому что корни удерживают дерево, фундамент, в том числе и жизни человека, жизни государства».

Святые Кирилл и Мефодий создали корневую систему нашей нации. Они поняли, что проповедовать о Христе нужно на родном языке народа, среди которого звучит эта проповедь. Ведь письменной речи у славян не было, только устная. И они создали азбуку. И перевели на славянский язык Евангелие.

«Там и есть наш корень. И если мы забудем об этих корнях, если значительная часть населения России не откроет Евангелия и не подумает над тем, что там сказано Богом, то вряд ли мы сможем сохранить наше могучее древо нерушимым», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

После окончания официальной части начался концерт симфонического оркестра и хора, который прерывался знакомыми многим строками стихов Анны Ахматовой и Ивана Тургенева. Вечером состоялся еще один концерт, но уже в Кремле, в котором приняли участие творческие хоровые коллективы, ансамбли и артисты с Украины, из Греции, Болгарии, Сербии, Белоруссии и России.

25 мая 2011 г. 15:03
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00