iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Культура
ЦВ № 20 (417) октябрь 2009 /  22 октября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Музыкальные премьеры осени

Фестиваль классической и современной музыки «Страна Воскресения» пройдет со 2 по 12 ноября в Москве. В рамках фестиваля состоится премьера оратории композитора Владимира Довганя «Услыши, Боже, глас мой», посвященная памяти Н.В. Гоголя. Также впервые будет исполнена симфония архиепископа Волоколамского Илариона «Песнь восхождения».

По словам руководителя хора Третьяковской галереи Алексея Пузакова, современные произведения, которые будут звучать на фестивале, продолжают традиции русской духовной музыки.

Оратория «Услыши, Боже, глас мой» для чтеца, солистов, хора и симфонического оркестра создана Владимиром Довганем к 200-летию Н.В. Гоголя. В сочинении нашли отражение жизненный и духовный путь великого писателя. Драматургически оратория выстроена так, что ведет слушателя от детства писателя к концу его жизни, а в духовном плане — от праздника Рождества Христова к празднику Святой Пасхи.

«Оратория включает в себя симфонические картины “Птица-тройка” и “Прощальная повесть”, а также хоровые номера, — рассказал Алексей Пузаков. — Музыка основана на традиции украинской песни (в партитуре используются украинские колядки и киевский распев), а также на православных песнопениях».
Архиепископ Волоколамский Иларион представит на фестивале свое новое сочинение — симфонию для хора и оркестра «Песнь восхождения» на тексты псалмов в современном русском переводе. В пяти частях симфонии раскрывается путь души человека от тоски по вечной правде к торжествующему исповеданию и прославлению Творца.

«Музыка современных духовных композиторов вызывает большой интерес у слушателей, — отметил руководитель хора Третьяковской галереи. — Традиция жива, когда она имеет какое-то развитие. Традиция — огонь, но чтобы он давал тепло и свет, его надо питать. Новое поколение композиторов и исполнителей призвано поддерживать этот огонь».

В фестивале «Страна Воскресения» примут участие Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Московский симфонический оркестр, Государственная академическая капелла имени М.И. Глинки, хор Государственной Третьяковской галереи и другие музыкальные коллективы. Художественный руководитель фестиваля — народный артист СССР, дирижер Владимир Федосеев. Фестиваль состоится в рамках форума «Православная Русь».
 

Пригласительные билеты на все концерты можно получить в храме «Всех скорбящих Радосте» на ул. Б.Ордынка ежедневно с 8 до 20 часов, проезд до ст. м. «Третьяковская»

 

Евгения Арсеньева
22 октября 2009 г.
Ключевые слова: фестиваль, музыка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00